Российский императорский флот времен Русско-Японской войны – сколько он стоил?

6

Доброго всем времени суток.

К написанию данной заметки сподвигло обсуждение первого выложенного мной здесь материала, в коем предлагалось возможное видение альтернативного «серийного» Российского императорского флота времен Русско-Японской войны (далее – РИФ и РЯВ соответственно). Меня справедливо упрекнули в недостаточном просчитывании финансовых аспектов кораблестроения в предложенном альтернативном мире, что и заставило задаться вопросом – а сколько же на самом-то деле денег было потрачено на флот в реальной истории (далее – РИ)?

Зная за собой грех излишней многословности, скажу лишь, что поиски ответов я осуществлял в отечественной военно-исторической литературе, в том числе размещенной на различных Интернет-ресурсах в «страничном», а не «книжном» виде. Потому приведенные мной ниже сведения могут содержать ссылку на имя автора и название книги, откуда взяты данные, но не иметь ссылок на конкретную страницу книги. В ряде случаев точных данных по тому или иному кораблю в отечественной литературе не было и их приходилось вычислять либо по стоимости отдельных заказов для того или иного корабля (корпус, машины, вооружение) либо просто методом грубой прикидки с учетом стоимости кораблей-аналогов в РИФ того времени. Если кто-то меня в этих грубых прикидках поправит, дав ссылку на точные данные – буду только рад.

Помимо собственно стоимости кораблей, я попробовал также отследить (в минимальной степени) затраты на изменения в оснащении кораблей, ремонт повреждений, полученных в результате аварий, и финансовые потери от несчастных случаев на производстве.

Пока я успел провести подробный анализ только в отношении броненосцев и крейсеров, а также минных заградителей «Амур» и «Енисей» как кораблей, близких по размерам и стоимости к бронепалубным крейсерам второго ранга по классификации того времени. Отсчет при этом велся с крейсера «Владимир Мономах» как первого корабля, построенного в рамках запланированной на 1882-1902 годы так называемой "Двадцати­летней программы усиления Русского флота", под которую изначально было выделено 242360160 рублей (В.В.Арбузов, «Броненосцы типа «Екатерина II»).

Итак, начнем.

Крейсера:

1. "Владимир Мономах": постройка — 1880-1883 гг.

Российский императорский флот времен Русско-Японской войны – сколько он стоил?

У С.В.Сулиги в книге "Крейсер "Владимир Мономах" названа окончательная цена крейсера в 3348847 руб. Однако с учетом его проектной стоимости  (29500000 руб.), премии примерно в 63 тыс. руб., причитавшейся заводу за достижение кораблем сверхконтрактной мощности машинной установки, а также типичной доли стоимости вооружения в цене корабля тех лет, есть все основания считать, что это стоимость корабля без вооружения.

С вооружением же он, полагаю, стоил около 4,3-4,4 млн. руб. (оценочно).

Модернизации крейсера, включая замену вооружения, добавили к его цене еще около 1,5 млн. руб. (оценочно).

2. "Дмитрий Донской": постройка — 1881-1885 гг.

Российский императорский флот времен Русско-Японской войны – сколько он стоил?

Единственная известная мне русскоязычная работа по этому кораблю (Р.М.Мельников, "Крейсер I ранга "Дмитрий Донской") стоимость корабля не называет.

Оценочно его полная стоимость — около 4,4-4,5 млн. руб. плюс еще около 1,5 млн. руб. на модернизации, включая замену вооружения.

3. "Витязь": постройка — 1883-1886 гг.

Достоверные данные есть только по стоимости корпуса с машинами и броней — 1,892 млн. руб (С.В.Несоленый, "Корветы "Витязь" и "Рында" (1882-1922)", Истфлот, Боевые корабли мира, 2011, с. 9 и 13). Стоимость вооружения (оценочно) — около 0,6-0,7 млн. руб.

Итого полная стоимость примерно 2,5-2,6 млн. руб. (оценочно).

4. "Рында": постройка — 1883-1886 гг.

Достоверные данные есть только по стоимости корпуса с машинами и броней — 1,892 млн. руб (С.В.Несоленый, "Корветы "Витязь" и "Рында" (1882-1922)", Истфлот, Боевые корабли мира, 2011, с. 9 и 13). Стоимость вооружения (оценочно) — около 0,6-0,7 млн. руб.

Итого полная стоимость примерно 2,6-2,7 млн. руб. (оценочно).

5. "Адмирал Нахимов": постройка — 1884-1888 гг.

Российский императорский флот времен Русско-Японской войны – сколько он стоил?

Есть две цифры полной стоимости этого корабля у двух разных авторов — 6002941 руб. (С.В.Сулига, "Броненосный крейсер "Адмирал Нахимов") и 6460063 руб. (В.В.Арбузов, "Броненосный крейсер "Адмирал Нахимов"). Как мне кажется, лучше ориентироваться на Арбузова, у него подробнее раскладка по составляющим этой цифры.

Помимо этого, затраты на модернизацию в 1898-1899 годах — около 0,7-0,8 млн. руб. (оценочно).

6. "Адмирал Корнилов": постройка — 1885-1888 гг.

По этому крейсеру есть четкая цена только по корпусу с механизмами — 7,4 млн. франков или около 2,77 млн. руб. (В.В.Яровой, "Крейсер "Адмирал Корнилов", Морская компания, 2007-10). Вооружение — еще около 0,8 млн. руб. (оценочно).

Итого полная стоимость примерно 3,57 млн. руб. (оценочно).

Замена котлов в 1896-1897 годах — еще около 0,3 млн. руб. (оценочно).

7. "Память Азова": постройка — 1886-1890 гг.

По этому кораблю есть данные только по стоимости корпуса —  2018000 руб. (Р.М.Мельников, "Полуброненосный фрегат "Память Азова (1885-1925)"). Артиллерия и машины —  еще около 2,1-2,2 млн. руб. (оценочно).

Итого полная стоимость около 4,1-4,2 млн. руб. (оценочно).

Имевшая на этом крейсере место модернизация с заменой котлов — еще около 0,4 млн. руб. (оценочно).

8. "Рюрик": постройка — 1890-1895 гг.

Российский императорский флот времен Русско-Японской войны – сколько он стоил?

Полная стоимость — 9099135 руб. (Р.М.Мельников, "Рюрик" был первым", таблица 1 «Нагрузка крейсера «Рюрик» и ее постатейная стоимость»).

9. "Россия": постройка — 1895-1897 гг;

По стоимости этого корабля никаких сведений в книгах и периодике я не нашел.

Оценочно полная стоимость — около 9,5-10,0 млн. руб.

10. "Светлана": постройка — 1895-1898 гг.

У А.В.Скворцова ("Крейсер 1 ранга "Светлана", Сборник Гангут, 2001, № 29) приводится стоимость корабля без вооружения, равная 685 тыс. франков, что кажется явной ошибкой (это в пересчете лишь около 257 тыс. руб.). Видимо, речь идет все же о 6,85 млн. франков или 2,57 млн. руб. Плюс вооружение — еще около 0,8 тыс. руб. (оценочно).

Итого полная стоимость около 3,37 млн. руб. (оценочно).

11. "Громобой": постройка — 1898-1900 гг.

Здесь известна точная стоимость только машинной установки — 3,1 млн. руб. (Л.А.Кузнецов, "Крейсер 1 ранга "Громобой",  Судостроение, 1989, № 12), что примерно на 1,0 млн. руб. больше, чем у "Рюрика".

Полная стоимость — видимо, около 10,0 млн. руб. (оценочно).

12. "Диана": постройка — 1897-1902 гг.

Полная стоимость — около 6,46 млн. руб. (с учетом указания в книге Л.Л.Поленова "Крейсер "Аврора" о том, что машинная установка "Дианы" была на 60 тыс. руб. дороже, чем у "Авроры", чья суммарная стоимость составляла примерно 6,4 млн. руб.).

13. "Паллада": постройка — 1897-1902 гг.

Полная стоимость — около 6,46 млн. руб. (с учетом указания в книге Л.Л.Поленова "Крейсер "Аврора" о том, что машинная установка "Паллады" была на 60 тыс. руб. дороже, чем у "Авроры", чья суммарная стоимость составляла примерно 6,4 млн. руб.).

14. "Аврора": постройка — 1897-1903 гг.

Полная стоимость — примерно 6,4 млн. руб. (Л.Л.Поленов, "Крейсер "Аврора").

15. "Новик": постройка — 1899-1902 гг.

У А.В.Скворцова в книге. "Крейсер II ранга "Боярин") сначала говорится, что цена "Новика" составляла 3,391 млн. руб., но потом указывается, что "Боярин", стоивший 3,356 млн. руб., был на 65 тыс. руб. дешевле "Новика". Видимо, имеет место техническая ошибка в первом случае, при исправлении которой получаем полную стоимость "Новика", равную 3,291 млн. руб.

Интересно, что В.В.Хромов в своей работе "Крейсера типа "Жемчуг" называет цену "Новика" в 2000870 руб., преподнося это как явное достоинство немецкого проекта и его исполнения. Увы, но это явно лишь цена корпуса, без машин и вооружения.

16. "Боярин": постройка — 1900-1902 гг.

Полная стоимость — 3,356 млн. руб. (А.В.Скворцов. "Крейсер II ранга "Боярин").

17. "Варяг": постройка — 1899-1901 гг.

Первоначально стоимость корабля без вооружения оценивалась в 2138000 долларов или 4233240 руб. (В.И.Катаев, "Крейсер "Варяг", Москва, Арсенал-коллекция, 2008 год, с. 9).

Вместе с тем, согласно сведениям на странице 10 указанной книги Крампу производились дополнительные выплаты за работы, не предусмотренные контрактом, в частности, за установку циферблатов управления стрельбой, элеваторов, монорельсов подачи боеприпасов, замену материала броневой палубы, которые могли составить до 0,5 млн. руб. (оценочно).

С учетом этих выплат и стоимости вооружения полная стоимость крейсера составила 6,0 млн. руб. (В.Я.Крестьянинов, С.В.Молодцов, "Крейсер "Аскольд").

18. "Аскольд": постройка — 1899-1902 гг.

Контрактная стоимость крейсера без вооружения — 8,2 млн. германских марок или 3,78 млн. рублей. Полная стоимость с вооружением — 5,0 млн. руб. (В.Я.Крестьянинов, С.В.Молодцов, "Крейсер "Аскольд").

19. "Богатырь": постройка — 1899-1902 гг.

Полная стоимость с вооружением — 5,5 млн. руб. (В.Я.Крестьянинов, С.В.Молодцов, "Крейсер "Аскольд").

20. "Баян": постройка — 1899-1903 гг.

Р.М. Мельников  в книге "Броненосный крейсер "Баян" называет контрактную стоимость "Баяна" без вооружения в 16500000 франков. Однако два других источника (В.Я.Крестьянинов, С.В.Молодцов, "Броненосные крейсера типа "Баян"; С.Виноградов, А.Федечкин, "Броненосный крейсер "Баян" и его потомки", Москва, 2011 год, с . 13 и 23) говорят о 16400000 франков, что равно 6,1423 млн. руб., и к этим двум источникам доверия лично у меня несколько больше.

С вооружением, цена которого мало отличалась от таковой у крейсеров-"шеститысячников", полная стоимость "Баяна" составляла около 7,5-7,6 млн. руб. (оценочно).

21. "Витязь": постройка — 1900-1901 гг. (недостроенный крейсер уничтожен в результате пожара на верфи);

Исходя из анализа данных В.В.Хромова ("Крейсер "Олег", Морская коллекция), цена сгоревших корпусных конструкций несостоявшегося "Витязя" вместе с деревянным эллингом – 0,45 млн. руб. Сами же эти конструкции, видимо, стоили около 0,35 млн. руб. (оценочно). Помимо этого, не следует забывать и об оплате труде рабочих на строительстве крейсера, с учетом которой потери средств применительно непосредственно к кораблю, очевидно, достигали примерно 0,5 млн. руб. (оценочно)

22. "Жемчуг": постройка — 1901-1904 гг.

Полная стоимость — 3549848 руб. 40 коп. (В.В.Хромов. "Крейсера типа "Жемчуг").

23. "Изумруд": постройка — 1901-1904 гг.

Российский императорский флот времен Русско-Японской войны – сколько он стоил?

Полная стоимость — 3549848 руб. 40 коп. (В.В.Хромов. "Крейсера типа "Жемчуг").

24. "Олег": постройка — 1901-1904 гг.

У В.В.Хромова ("Крейсер "Олег", Морская коллекция) приводится цена только корпуса и механизмов — 2532510 руб. 54,5 коп. и 2900000 руб. соответственно.

С учетом стоимости вооружения, которая практически полностью соответствовала таковой у "Варяга" и "Аскольда" (около 1,22-1,27 млн. руб.), полная стоимость "Олега", видимо, составляла около 6,6 млн. руб. (оценочно).

25. "Очаков" ("Кагул"): постройка — 1901-1909 гг.

Полная стоимость (оценочно) — около 7,7 млн. руб., причем в эту стоимость входят затраты в размере около 1,2 млн. руб. на восстановление крейсера после его расстрела при подавлении восстания под руководством П.П.Шмидта (с учетом сведений в следующих монографиях – В.В.Хромов, "Крейсер "Олег", Морская коллекция; Р.М.Мельников, "Крейсер "Очаков").

26. "Кагул" ("Память Меркурия"): постройка — 1901-1907 гг.

Полная стоимость (оценочно) — около 6,5 млн. руб. (с учетом сведений в следующих монографиях – В.В.Хромов, "Крейсер "Олег", Морская коллекция; Р.М.Мельников, "Крейсер "Очаков").

27. "Алмаз": постройка — 1902-1903 гг.

Стоимость — 2,5 млн. руб. (Г.И.Зуев, "Крейсер "Алмаз", "Гангут" № 7).

 

Итоговая стоимость крейсеров — 145,67 млн. руб. (по оценочным позициям использовались усредненные данные).

 

Броненосцы:

1. "Екатерина II": постройка — 1883-1889 гг.

Российский императорский флот времен Русско-Японской войны – сколько он стоил?

В.В.Арбузов в книге «Броненосцы типа «Екатерина II» стоимость головного корабля данного типа никак не освещает.

Однако в книге В.Ю.Грибовского и И.И.Черникова «Броненосец «Адмирал Ушаков» указывается, что полная стоимость «Екатерины II» превысила 10 млн. руб. при первоначальных расчетах по 20-летнему плану 7,5 млн. руб.

Таким образом, броненосец стоил (оценочно) 10,1-10,2 млн. руб.

Помимо этого, с учетом сведений Л.А.Кузнецова в статье «Проекты перевооружения черноморских броненосцев» («Гангут», № 56, 2010) замена котельной установки «Екатерины II», проводившаяся в 1898-1902 годах, обошлась примерно в 0,7 млн. руб.

2. "Чесма": постройка — 1883-1889 гг.

Российский императорский флот времен Русско-Японской войны – сколько он стоил?

Для "Чесмы" В.В.Арбузов в книге «Броненосцы типа «Екатерина II» приводит три цифры – стоимость корпуса (3217500 руб.), машинной установки (1106538 руб.) и дополнительных работ по усилению корпуса (146565 руб.).

Полная стоимость, очевидно, составляла около 10,4-10,5 млн. руб. (оценочно).

Помимо этого, с учетом сведений Л.А.Кузнецова в статье «Проекты перевооружения черноморских броненосцев» («Гангут», № 56, 2010) для замены на "Чесме" котельной установки были изготовлены котлы Бельвиля на сумму в 703 тыс. руб. (при этом их изготовление задержал пожар на Черноморском механическом заводе 24 июля 1903 года, уничтоживший большое количество почти готовых частей котлов, и каковы были финансовые потери от пожара – тоже вопрос). В итоге на "Чесме" котельная установка так и не была заменена.

3. "Синоп": постройка — 1883-1889 гг.

Российский императорский флот времен Русско-Японской войны – сколько он стоил?

Для "Синопа" В.В.Арбузов в книге «Броненосцы типа «Екатерина II» приводит только стоимость корпуса (3217500 руб.).

Полная стоимость корабля, очевидно, составляла около 10,0-10,2 млн. руб. (оценочно).

Помимо этого, с учетом сведений Л.А.Кузнецова в статье «Проекты перевооружения черноморских броненосцев» («Гангут», № 56, 2010) замена котельной установки «Синопа», проводившаяся в 1900-1904 годах, обошлась в 703 тыс. руб.

4. "Император Александр II": постройка — 1885-1891 гг.

В книге В.Ю.Грибовского и И.И.Черникова «Броненосец «Адмирал Ушаков» указывается, что полная стоимость броненосца "Император Александр II" превысила 8 млн. руб. при первоначальных расчетах по 20-летнему плану 7,7 млн. руб.

Таким образом, броненосец стоил (оценочно) 8,1-8,2 млн. руб.

Помимо этого, модернизация с перевооружением и заменой котлов повлекла затраты еще около 2,0 млн. руб. (оценочно).

5. "Император Николай I": постройка — 1886-1891 гг.

Российский императорский флот времен Русско-Японской войны – сколько он стоил?

В.В.Арбузов в книге «Броненосец «Император Александр II» указывает стоимость заказа на постройку броненосца "Император Николай I", равную 2,5 млн. руб. Очевидно, что это только стоимость корпуса без машин и вооружения.

Полная стоимость корабля, видимо, составляла около 8,2-8,5 млн. руб. (оценочно).

Помимо этого, модернизация с частичным перевооружением и заменой котлов повлекла затраты еще около 1,0 млн. руб. (оценочно).

6. "Двенадцать Апостолов": постройка — 1888-1892 гг.

В.В.Арбузов в книге «Броненосец «Двенадцать Апостолов» приводит только сведения о стоимости корпуса корабля при его спуске на воду – 1658000 руб.

Полная стоимость корабля, очевидно, составляла около 7,3-7,7 млн. руб. (оценочно).

7. "Гангут": постройка — 1888-1894 гг.

В книге М.А.Богданова и А.А.Гармашева «Эскадренные броненосцы «Наварин» и «Гангут» стоимость «Гангута» никак не отражена.

Оценочно его полная стоимость – около 6,2-6,8 млн. руб.

8. "Георгий Победоносец": постройка — 1889-1894 гг.

В изученной мной отечественной литературе стоимость этого корабля никак не отражена.

Оценочно его полная стоимость – около 10,5 млн. руб.

9. "Наварин": постройка — 1889-1895 гг.

Российский императорский флот времен Русско-Японской войны – сколько он стоил?

В книге М.А.Богданова и А.А.Гармашева «Эскадренные броненосцы «Наварин» и «Гангут» стоимость «Наварина» никак не отражена.

В.В.Арбузов в книге «Броненосец «Наварин» («Корабли и сражения», Санкт-Петербург, 1998 г.) на страницах 6, 8 и 13 приводит только стоимость корпуса «Наварина» (2900000 руб.), механизмов (1551610 руб., из которых следует вычесть сумму наложенного на изготовителя механизмов штрафа в 76420 руб.) и торпедных аппаратов (62965 руб.).

Полная стоимость корабля, очевидно, составляла около 9,0-9,5 млн. руб. (оценочно).

10. "Три Святителя": постройка — 1891-1895 гг.

Единственное известное мне более-менее подробное описание этого корабля (статья В.Ю.Усова «Три Святителя», «Гангут», № 6) указаний на его стоимость не содержит.

Оценочно его полная стоимость – около 11,0-11,5 млн. руб.

11. "Сисой Великий": постройка — 1891-1896 гг.

Российский императорский флот времен Русско-Японской войны – сколько он стоил?

Ни статья М.А.Богданова «Сисой Великий» («Гангут», № 3), ни его же монография «Эскадренный броненосец «Сисой Великий» вопросы стоимости этого броненосца никак не освещают.

Оценочно полная стоимость броненосца – около 8,5 млн. руб. (плюс еще около 1,5 млн. руб. (оценочно) за все его ремонты, в том числе после взрыва орудия в кормовой башне, замену котлов, модернизации и перевооружения).

12. "Адмирал Ушаков": постройка — 1892-1896 гг.

Российский императорский флот времен Русско-Японской войны – сколько он стоил?

Оценочно, с учетом стоимости однотипного «Адмирала Сенявина» в 4339300 руб. (В.Ю.Грибовский, И.И.Черников, «Броненосец «Адмирал Ушаков») – полная стоимость около 4,3-4,4 млн. руб.

Еще около 0,2-0,3 млн. руб. (оценочно) затрачено на подготовку к походу корабля в составе 3-й Тихоокеанской эскадры.

13. "Адмирал Сенявин": постройка — 1893-1896 гг.

Полная стоимость – 4339300 руб. (В.Ю.Грибовский, И.И.Черников, «Броненосец «Адмирал Ушаков»).

Еще около 0,2-0,3 млн. руб. (оценочно) затрачено на подготовку к походу корабля в составе 3-й Тихоокеанской эскадры.

14. "Петропавловск": постройка — 1892-1898 гг.

Российский императорский флот времен Русско-Японской войны – сколько он стоил?

Стоимость – 9225309 руб. (С.В.Сулига, С.А.Балакин, «Броненосцы типа «Полтава»).

15. "Севастополь": постройка — 1892-1899 гг.

Полная стоимость (оценочно, с учетом данных по разнице в цене отдельных конструктивных элементов кораблей серии) – около 10,0 млн. руб. (С.В.Сулига, С.А.Балакин, «Броненосцы типа «Полтава»).

16. "Полтава": постройка — 1892-1900 гг.

Полная стоимость (оценочно, с учетом данных по разнице в цене отдельных конструктивных элементов кораблей серии) – около 10,05 млн. руб. (С.В.Сулига, С.А.Балакин, «Броненосцы типа «Полтава»).

17. "Ростислав": постройка — 1894-1900 гг.

Российский императорский флот времен Русско-Японской войны – сколько он стоил?

Наиболее подробная отечественная работа по данному кораблю (Р.М.Мельников, «Эскадренный броненосец «Ростислав» (1893-1920), С-Пб, 2006) сведений о его стоимости не содержит.

Оценочно его полная стоимость – около 8,5-9,0 млн. руб.

18. "Генерал-адмирал Апраксин": постройка — 1895-1899 гг.

Относительно данного корабля у В.Ю.Грибовского и  И.И.Черникова в книге «Броненосец «Адмирал Ушаков» проскочила фраза о том, что его стоимость составляла более 4,5 млн. руб.

Оценочно его полная стоимость – около 4,55 млн. руб.

Помимо этого, там же указано, что более чем в 175 тыс. руб. обошелся казне ремонт броненосца после аварии на камнях у острова Гогланд.

Еще около 0,2 млн. руб. (оценочно) затрачено на подготовку к походу корабля в составе 3-й Тихоокеанской эскадры.

19. "Пересвет": постройка — 1895-1901 гг.

Полная стоимость – 10,54 млн. руб. (В.Я.Крестьянинов, С.В.Молодцов, «Броненосцы типа «Пересвет», Морская коллекция).

20. "Ослябя": постройка — 1895-1903 гг.

Российский императорский флот времен Русско-Японской войны – сколько он стоил?

Полная стоимость – 11,34 млн. руб. (В.Я.Крестьянинов, С.В.Молодцов, «Броненосцы типа «Пересвет», Морская коллекция).

21. "Князь Потемкин-Таврический" ("Пантелеймон"): постройка — 1897-1905 гг.

Российский императорский флот времен Русско-Японской войны – сколько он стоил?

Книга Р.М.Мельникова «Броненосец «Потемкин» (Ленинград, Судостроение, 1984) содержит лишь отрывочные сведения о цене отдельных даже не конструктивных элементов, а этапов постройки корабля и не позволяет сделать вывод о его полной стоимости.

Вместе с тем, учитывая имеющиеся сведения о стоимости конструктивно близких «Потемкину» линейных кораблей "Иоанн Златоуст" и "Евстафий" (13784760 и 14118210 руб. соответственно — Л.А.Кузнецов, «Линейные корабли типа «Иоанн Златоуст»), можно предположить, что полная стоимость «Потемкина» составляла (оценочно) около 13,5 млн. руб.

22. "Победа": постройка — 1899-1902 гг.

Полная стоимость – 10,05 млн. руб. (В.Я.Крестьянинов, С.В.Молодцов, «Броненосцы типа «Пересвет», Морская коллекция).

23. "Ретвизан": постройка — 1899-1901 гг.

Российский императорский флот времен Русско-Японской войны – сколько он стоил?

У С.А.Балакина в монографии «Броненосец «Ретвизан» (Морская коллекция) указано, что за «Ретвизан» Крампу выплатили 4358000 долларов (8628840 руб.) по контракту плюс 489 839 долларов (соответственно, 969881 руб.) за до­полнительные и не предусмотренные контрактом работы. Также там отмечается, что стоимость контракта на изготовление на Металлическом заводе башен для «Ретвизана» составила 502 тыс. руб. Учитывая стоимость вооружения, составляющую около 2,0 млн. руб. (оценочно), получаем суммарную стоимость броненосца, равную 12,1 млн. руб. (оценочно).

Эта цифра косвенно подтверждается и данными из книги С.Виноградова и А.Федечкина «Броненосный крейсер «Баян» и его потомки» (Москва, 2011 год), где на странице 13 указано, что потонная стоимость «Ретвизана» составляла 984 руб. Если вести расчет, используя значение фактического водоизмещения «Ретвизана» сразу после его постройки (12410 т), то полная стоимость корабля составит около 12,21 млн. руб.

24. "Цесаревич": постройка — 1899-1903 гг.

Российский императорский флот времен Русско-Японской войны – сколько он стоил?

Полная стоимость — 14,004 млн. руб. (В.Ю.Грибовский, «Эскадренный броненосец «Бородино», Корабли отечества, № 06, 1995, таблица на странице 25).

25. "Адмирал Бутаков" (предположительное название четвертого броненосца береговой обороны для Балтийского флота): постройка не начиналась, в 1900 году была осуществлена только разбивка на плазе, на что было затрачено 5419 руб. 61 коп., в этом же году работы над кораблем прекращены.

26. "Бородино": постройка — 1900-1904 гг.

Российский императорский флот времен Русско-Японской войны – сколько он стоил?

Полная стоимость — 14,573 млн. руб. (В.Ю.Грибовский, «Эскадренный броненосец «Бородино», Корабли отечества, № 06, 1995, таблица на странице 25).

27. "Император Александр III": постройка — 1900-1904 гг.

Российский императорский флот времен Русско-Японской войны – сколько он стоил?

Полная стоимость — 13,979 млн. руб. (В.Ю.Грибовский, «Эскадренный броненосец «Бородино», Корабли отечества, № 06, 1995, таблица на странице 25).

28. "Орел": постройка — 1900-1904 гг.

Российский императорский флот времен Русско-Японской войны – сколько он стоил?

Полная стоимость — 13,404 млн. руб. (В.Ю.Грибовский, «Эскадренный броненосец «Бородино», Корабли отечества, № 06, 1995, таблица на странице 25).

29. "Князь Суворов": постройка — 1901-1904 гг.

Российский императорский флот времен Русско-Японской войны – сколько он стоил?

Полная стоимость — 13,841 млн. руб. (В.Ю.Грибовский, «Эскадренный броненосец «Бородино», Корабли отечества, № 06, 1995, таблица на странице 25).

30. "Слава": постройка — 1901-1905 гг.

Полная стоимость — 13,841 млн. руб. (В.Ю.Грибовский, «Эскадренный броненосец «Бородино», Корабли отечества, № 06, 1995, таблица на странице 25).

 

Итоговая стоимость броненосцев — 300,74 млн. руб. (по оценочным позициям использовались усредненные данные).

 

Минные заградители:

1. "Амур": постройка — 1898-1901 гг.

У В.Я.Крестьянинова в книге «Минные заградители типа «Амур (1895-1941)» (Санкт-Петербург, 2008) на странице 7 указано, что сметная стоимость каждого корабля составляла 2 056 582 руб. Судя по всему, здесь имелась в виду стоимость корпусов кораблей и их механической установки.

Помимо этого, на странице 11 говорится о проводившихся работах по установке булей, которые явно не входили в вышеназванную сметную стоимость и требовали дополнительного финансирования, полагаю, еще примерно по 100 тыс. рублей (оценочно) на корабль. Стоимость вооружения оценить сложно, так как артиллерии корабли несли немного, зато мин – предостаточно. Может быть, совру, но думаю, что порядка 0,7-0,8 млн. руб. их вооружение могло стоить.

Полная стоимость, соответственно – около 2,85-2,95 млн. руб. (оценочно).

2. "Енисей": постройка — 1898-1901 гг.

Полная стоимость (оценочно) – около 2,85-2,95 млн. руб. (В.Я.Крестьянинов, «Минные заградители типа «Амур (1895-1941)», Санкт-Петербург, 2008).

 

Итоговая стоимость минных заградителей — 5,8 млн. руб. (по оценочным позициям использовались усредненные данные).

 

В завершение – совсем чуть-чуть по миноносным кораблям того времени.

Так, согласно сведениям, почерпнутым на одном из сетевых ресурсов, полная стоимость эскадренных миноносцев типа «Кит» составляла 472 тыс. руб., типа «Форель» — 1,51-1,52 млн. франков (около 567 тыс. руб.), типа «Завидный» — 450 тыс. руб.

Учитывая же количество имеющих минимально приемлемую, по моему мнению, боевую ценность к началу военных действий построенных для нужд РИФ в РИ ко времени РЯВ или достроенных в ходе войны миноносцев (типов «Або», «Пернов», «Циклон», «Сунгари», всего 46), эскадренных миноносцев (типов «Сокол», «Форель», «Буйный», «Грозный», «Кит», «Завидный», всего 55) и минных крейсеров (типов «Лейтенант Ильин», «Капитан Сакен», «Казарский», «Абрек», «Финн», всего 10), их суммарная стоимость могла составлять (оценочно) до 40 млн. руб.

 

Таким образом, общая стоимость кораблей РИФ времен РЯВ, построенных от начала 20-летней программы (не считая канонерских лодок, подводных лодок и прочая), составляла (округленно) 492,2 млн. руб., оценочно, опять же, но вряд ли слишком далеко от реальности.

Интересно смотрится эта цифра на фоне первоначально выделявшихся 242,36 млн. руб., не правда ли?

Видимо, чтобы понять, «за чей счет банкет», к этим изначальным средствам следует приплюсовать 61,5 млн. руб., запрошенные на выполнение программы 1891-1895 годов, а также 90 млн. руб., выделенных под «Дополнительную программу для нужд Дальнего Востока» 1898 года (оные две программы в 1899 г. фактически были объединены в одну, с продлением сроков исполнения до 1905 г. — В.Ю.Грибовский, И.И.Черников, «Броненосец «Адмирал Ушаков»). Но даже с этими деньгами еще около 100 млн. руб. остаются без объяснения. И я рискну предположить, что финансирование этих расходов осуществлялось за счет средств, отпускаемых помимо целевых кораблестроительных программ непосредственно на содержание флота.

 

Ну и, как водится, желающие из числа здесь присутствующих приглашаются к разъяснению автору его возможных ошибок, а также могут попробовать перекроить сей «финансовый пирог» в каком-либо из альтернативных миров сообразно своим вкусам и предпочтениям.

С уважением. Стволяр.

P.S. Во избежание вопросов ко мне со стороны модераторов за отсутствие иллюстраций — я пытался, честно. Но мой браузер (Опера версии 12.16 на 64-битной Винде-семерке) наглухо вешается при попытке прикрепить ссылку на картинку. А с Оперой мы давно дружим и менять ее на что-то еще совсем не хочется…

Стволяр
Подписаться
Уведомить о
guest

15 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account