Реплика рекордного самолета Me 209. Модель самолета, установившего мировой рекорд скорости

15

Реплика рекордного самолета Me 209. Модель самолета, установившего мировой рекорд скорости

Статья десятилетней давности из журнала «Fleugzeug classic» (выпуск за октябрь 2014 года), которая, думаю, заинтересует читателей и коллег.

Содержание:

Предисловие редакции: Слово «слишком большой», похоже, не существует для моделиста Удо Менке (Udo Menke). Однако на этот раз он отважился на особенно сложный проект – с таинственный Me 209. То, что он узнал об оригинале во время своего исследования, заставляет задуматься. О модели Me 209 рассказывает Питер В. Кохауз (Peter W. Cohausz)./

Остатки легендарного самолета Messerschmitt Me 209 V1, на котором Фриц Вендель 26 апреля 1939 года установил мировой рекорд скорости, находятся в Кракове в музее польской авиации. И долгое время это было единственное место, где любители авиации могли увидеть этот самолет. Однако с 13 марта 2014 года единственная в мире в Авиационном музее Лаатцена находится единственная в мире летающая копия Me 209 V1, изготовленная в гигантском масштабе 1:1,8. Эта превосходная модель принадлежит Удо Менке, опытному бизнесмену, который с 13 лет занимается моделированием.

Большой страстью 69-летнего специалиста является создание крупномасштабных моделей и моделей в масштабе 1:2. Еще в 1976 году Удо Менке создал модель тяжелого истребителя Messerschmitt Bf 110 C-1 размахом крыла 4,11 метра, а в 1979 году за Bf 110 последовали несколько моделей истребителя Bf 109 F с размахом крыла 3,30 метра и с эмблемами немецких асов: Вернера Мёльдерса, Адольфа Галланда и Эрвина Лейкауфа.

В 1992 году Удо Менке обратился в Федеральное управление гражданской авиации (Luftfahrt-Bundesamt – LBA) для получения сертификата летной годности для своего первого Bf 109 и на выдачу себе свидетельства летчика. Впоследствии он все больше становился специалистом по крупным моделям, вместе с LBA разрабатывал требования летной годности для реплик самолетов массой до 150 кг и стал экспертом в Немецкой ассоциации авиамоделистов, а затем экзаменатором и экспертом в Немецком аэроклубе. С 2006 года Удо Менке является единственным на сегодняшний день в Германии официально назначенным экспертом по аккредитации таких моделей самолетов.

Тем временем Удо Менке построил в масштабе 1:3 модель истребителя Bf 109 F-4 с бортовым номером «желтая 14» и эмблемами Ханса-Иоахима Марселя. Вскоре эта модель получит официальный сертификат типа.

В 2006 году Удо Менке впервые задумался о создании модели рекордного самолета Messerschmitt Me 209 V1. Изучение источников поначалу было непростым делом, поскольку публикаций было немного, а многие чертежи, некоторые детализированные чертежи показали противоречия и ошибки. Удо Менке провел исследования по всему миру и в различных архивах проанализировал множество ранее неопубликованных документов, рисунков, фотографий и протоколов.

Другим важным источником был фюзеляж рекордного самолета, сохранившийся до сих пор в краковском музее польской авиации. Удо Менке тщательно измерил фюзеляж и исследовал его, в том числе и отношении принятых Имперским министерством авиации (Reichsluftfahrtministerium – RLM) цветов. Неожиданным открытием было то, что рекордный самолет Messerschmitt Me 209 V1 был окрашен не в темно-синий цвет RLM 24 (№24 в номенклатуре RLM), как часто предполагалось и публиковалось, а в черно-зеленый цвет RLM 70.

Сюрприз с оттенками

Используя кусок обшивки от руля направления и фотографии фюзеляжа, компания Kiroff, известная своими реконструкциями цветов RLM, смогла восстановить цвета, в которые был окрашен рекордный самолет Me 209 V1. Самолет последовательно был окрашен в несколько цветовых схем, в некоторых из которых также были изменены нанесенные на борт белой краской номера гражданской регистрации D-INJR. Под ним были несколько слоев разных цветов: черно-зеленого RLM 70, темно-синего RLM 24 и серого RLM 02. В последнем случае также есть слой, где в довольно необычном месте были нанесены балочные кресты. На машине также имелись остатки серебряной краски.

Тем не менее, окраска рекордного самолета Me 209 V1 еще окончательно не определена. Количество и последовательность отдельных цветовых схем еще предстоит уточнить путем тщательного изучения существующего фюзеляжа. Также возникает вопрос: был ли синий цвет вообще нанесен, поскольку при определенных условиях освещения черно-зеленый цвет выглядит как темно-синий.

В изученных документах Удо Менке обнаружил некоторые удивительные вещи. Так, например, в Лозанне в архиве ФАИ, где хранятся переданные в 1939 году данные из Германии, все еще можно найти следы секретности того времени.

Как известно, в качестве типа самолета там было указано

«Messerschmitt Bf 109 R».

Согласно представленной Германией информации этот самолет, пролетевший с рекордной скоростью 755,138 км/ч, был оснащен 1000-сильным двигателем DB-601-A. Также к сообщению из Германии прилагался снимок крупным планом самолета Bf 109 E-1.

Данная мистификация была сделана с целью убедить иностранцев, что рекорд был установлен серийной машиной. Тем не менее, если присмотреться к документам внимательнее, то на фотофинише можно увидеть характерные очертания Me 209 V1.

На самом деле, согласно документам Центра аэродинамических исследований, которым был присвоен гриф «совершенно секретно», рекордная машина была оснащена специальным двигателем DB 601 Re/V, развивавшим совершенно колоссальную мощность – 2770 л.с..

Секретность сохранялась и в дальнейшем, поскольку Me 209 V1 был передан в коллекцию берлинского музея немецкой авиации, но не был частью экспозиции музея. В 1943 году в связи с ожидавшимися воздушными налетами союзников Me 209 V1 и другие экспонаты коллекции были перевезены в разные места тогдашней восточной Германии.

Начало изготовления после продолжительных исследований

В конце концов, рекордный самолет Me 209 V1 оказался авторемонтной мастерской в Трептов-на-Реге (ныне Тшебятув, Польша). В конце 1945 года поляки собрали и поместили под Познанью то, что уцелело от коллекции в результате русского наступления, боевых действий и других разрушений, вызванных вандализмом. От Me 209 V1 остались только фюзеляж и нижняя часть капота двигателя.

Используя полученную информацию и имеющуюся документацию, Удо Менке теперь мог сам создавать необходимые строительные чертежи, проводить расчеты и частично решать сложные конструктивные задачи. В 2007 году он начал изготовление модели, которое продлилось до 2013 года.

Фюзеляж был изготовлен на самодельном стапеле, и его силовой набор состоял из шпангоутов из фанеры тополя, стрингеров из сосновой древесины и обшивки из бальзового дерева. Верхняя и нижняя части капота двигателя имели одинаковый тип конструкции. Нагрузки, воздействующие на крыло, передаются на стальные трубы. В завершение фюзеляж покрывался слоем пластика (композиционный материал на основе углеродного волокна), армированного углеродными волокнами.

Улучшения аэродинамики

Изнутри кабина пилота была обшита фанерой и затем тщательно оснащена необходимым оборудованием. Рычаг управления двигателем, педали, штурвалы управления триммерами, ручка управления, сиденье и приборная панель созданы с любовью и представляют собой миниатюрные модели.

прекрасно обставленная кабина. Хочется немедленно сесть в нее. Снимок Удо Менке

прекрасно обставленная кабина. Хочется немедленно сесть в нее. Снимок Удо Менке

Крыло состоит из трех частей: центроплана, в котором размещаются убирающиеся основные стойки шасси, и двух внешних частей. Силовой набор крыла состоит из трех трубчатых лонжеронов, изготовленных из металлических сплавов Perunal и Avional, нервюр и продольных элементов, изготовленных из углепластиковых сэндвич-панелей с арамидным сотовым наполнителем. В качестве обшивки используются панелями из бальзового дерева. Элероны и закрылки изготовлены из дерева и покрыты углепластиковым композиционным материалом.

консоли крыла еще не имеют обшивки, что позволяет увидеть силовой набор крыла модели Me 209 V1. Снимок Удо Менке

консоли крыла еще не имеют обшивки, что позволяет увидеть силовой набор крыла модели Me 209 V1. Снимок Удо Менке

Однако в качестве аэродинамического профиля крыла создатель модели выбрал не исторический GOE 600, а разработанный Мартином Хепперле (Martin Hepperle) на основе новейших аэродинамических исследований модифицированный вариант профиля MH 42. Данный выбор должен привести к значительному улучшению летных характеристик.

Размеры оригинального самолета были доступны для создания хвостового оперения. Выполненное в уменьшенном масштабе горизонтальное оперение имело смешанную конструкцию: силовой набор из дерева и основной лонжерон из материала Koronal и обшивка из углепластикового композиционного материала. Вертикальное оперение также имело смешанную конструкцию.

Основные стойки шасси рекордного самолета Me 209 V1 были заимствованы у истребителя Bf 109 E, но в отличие от последнего убирались в направлении фюзеляжа по типу Fw 190. Данных об углах выноса и схождения опор шасси не было и поэтому основой создания шасси послужили документы на Fw 190. Для проведения предварительных испытаний Удо Менке изготовил центроплан крыла из фанеры тополя и соответствующим образом отрегулировал основные стойки шасси.

Основные стойки шасси были изготовлены из металла, и Удо Менке лично их спроектировал. Первоначально планировалась амортизация, которая соответствовала оригинальному самолету: масляно-пневматический амортизатор и войлочные уплотнители, но из-за известных проблем с уплотнениями в итоге пришлось использовать металлические пружины. Согласно исторической информации, хвостовая стойка шасси должна была быть убирающейся, что имело смысл с точки зрения аэродинамики, и Удо Менке на модели спроектировал хвостовую стойку именно такой. Но так как в оригинале механизма уборки хвостовой стойки уже не было, то Удо Менке снова изменил конструкцию.

Акустические доработки для двигателя

На этапе испытания в качестве силовой установки модели Удо Менке выбрал двигатель Rotax 503 UL-2 мощностью 50 л.с., который используется на сверхлегких самолетах. Благодаря редуктору постоянная частота вращения воздушного винта снижается с 6500 до 2167 оборотов в минуту. Моторная рама двигателя представляет собой конструкцию, сваренную из труб из алюминиевого сплава ALMg3.

Также как и на рекордном самолете Me 209 V1 двигатель получает всасываемый воздух через воздухозаборник. Для отвода выхлопных газов Удо Менке выбрал конструкцию, в которой газы проходят через глушитель и выходят через имитацию оригинальных выхлопных патрубков. Чтобы обеспечить исторически соответствующий уровень шума двигателя Удо Менке после этапа летных испытаний хотел нанять производителя органов и поручить ему изменить поперечное сечение двенадцати выхлопных патрубков таким образом, чтобы звуки работы двигателя Rotax 503 UL-2 напоминали звуки работы двигателя DB 601.

работы по окончательной сборке и оборудованию. Модель Me 209 V1 покрыта шпаклевкой и грунтовкой. Снимок Удо Менке

работы по окончательной сборке и оборудованию. Модель Me 209 V1 покрыта шпаклевкой и грунтовкой. Снимок Удо Менке

Чтобы быть готовым к отказу двигателя, модель получила систему спасения, которой оснащаются сверхлегкие самолеты – парашют, который приводился в действие ракетой. Трехлопастный воздушный винт, установленный на удлиненном валу, изготовлен той компанией, которая поставляет пропеллеры для сверхлегких самолетов. Ранее воздушный винт был адаптировал для модели рекордного самолета Me 209 V1.

Множество функций

Разумеется, пришлось сменить механизм изменения шага винта с ручного на электрический. Для капота винта, состоящего из трех слоев склеенной углепластиковой ткани, Удо Менке изготовил из древесины бука специальную форму. Топливо размещается в 10-литровом баке в центральной части фюзеляжа. При полной загрузке содержимого бака хватает примерно на одиннадцать минут полета. Однако, поскольку опыт показывает, что можно рассчитывать вы основном на средние обороты, то топлива должно хватить на полчаса.

Пульт дистанционного управления состоит из14-канальной системы FU-TABA. Не менее 27 (!) сервоприводов обеспечивают такие функции, как управление двигателем, изменение шага воздушного винта, уборка и выпуск шасси, отклонение закрылков, элеронов, рулей высоты и направления и срабатывание системы снабжения. Сервомоторы для манекена пилота в комплект пока не входят.

После того, как изготовление модели было завершено, и оборудование было установлено, можно было обработать поверхности модели самолета. Для получения особо гладкой поверхности Удо Менке сначала отшлифовал стеклоткань, нанес на нее клейкую грунтовку, а затем зашпатлевал. После повторной шлифовки он нанес грунтовку и, наконец, покрасил самолет в черно-зеленый цвет RLM 70. Затем на борта фюзеляжа и на крыло белой краской был нанесен белый номер гражданской регистрации D-INJR, а на вертикальное оперение знакомая красная полоса с белым кругом.

изготовленная модель рекордного самолета Me 209 V1. Несмотря на то, что модель выглядит темно-синей, она была окрашена черно-зеленой краской RLM 70! Снимок Удо Менке

изготовленная модель рекордного самолета Me 209 V1. Несмотря на то, что модель выглядит темно-синей, она была окрашена черно-зеленой краской RLM 70! Снимок Удо Менке

Разумеется, для такой крупномасштабной тщательно изготовленной модели требуется пилот … и здесь Удо Менке тоже создал нечто поистине впечатляющее. Чтобы кукла выглядела максимально реалистичной, ее сделали максимально подвижной, и она получила собственную систему дистанционного управления, которая не была связана с дистанционной системой управления самолетом.

Несколько размещенных в кукле сервоприводов позволяют поднимать, опускать и поворачивать голову, а также поднимать левую руку, включая поднятый большой палец. Другие сервоприводы перемещают ручку управления, рычаг управления двигателем и педали.

Одежда куклы была сделана своими руками: светло-серый блузон, темно-серые брюки со складками, ремень, кожаные сапоги, лётный шлем и парашют летчика, включая и привязные ремни. У куклы также имеется знаменитый красный шарф установившего рекорд летчика Фрица Венделя. Вишенкой на торте было то, что Удо Менке отсканировал свою голову и изготовил ее трехмерную модель!

кукла пилота уже сама по себе является маленьким шедевром. Снимок Удо Менке

кукла пилота уже сама по себе является маленьким шедевром. Снимок Удо Менке

Для крупномасштабных моделей массой более 150 килограммов полеты, подобные тем, которые выполняли оригинальные самолеты, уже невозможны без сертификата летной годности, выданной LBA. Таким образом, Удо Менке не только тщательно и подробно задокументировал конструкцию модели и весь процесс ее изготовления, но и выполнил все необходимые расчеты.

окончательная доводка окрашенной и оснащенной модели Me 209 V1. Снимок Удо Менке

окончательная доводка окрашенной и оснащенной модели Me 209 V1. Снимок Удо Менке

Однако после долгих размышлений ожидаемые летно-технические характеристики заставили Удо Менке переосмыслить свой подход и в конечном итоге – с тяжелым сердцем – прийти к решению отказаться от полетов. Причины этого отказа были разнообразными: летная эксплуатация этой модели в масштабе 1:1,8 будет связана с высоким риском, поскольку его характеристики будут аналогичны характеристикам пассажирского самолета. В полной комплектации взлетная масса модели составляет 221,5 килограмма и при площадь крыла 3,25 кв. метра удельная нагрузка на крыло составляет 65,08 килограммов на квадратный метр.

копийность модели такова, что представляется будто рекордный самолет Me 209 V1 был восстановлен заново! Снимок Удо Менке

копийность модели такова, что представляется будто рекордный самолет Me 209 V1 был восстановлен заново! Снимок Удо Менке

Для испытаний модель оснащена двигателем Rotax 503 UL, с которым при полной нагрузке и 2267 оборотах в минуту, согласно расчетам, скорость полета может достигать 132,67 км/ч.

После летных испытаний возможна установка 105-сильного сдвоенного роторного двигателя. С этим двигателем при 7500 оборотах в минуту модель сможет даже достичь желаемую максимальную скорость полета в 417 км/ч (!). По этой причине прочность была увеличена до 18g для того, чтобы модель была способна выдерживать многократные нагрузки при выполнении маневров и порывистом ветре. Однако ожидаемый уровень шума при этом превысил бы все допустимые пределы. Кроме того, посадочная скорость все равно была бы значительной и даже при отклоненных на 60 градусов закрылках составляла бы 120 км/ч.

Достойное место в музее

Поскольку полеты не планировались, то Удо Менке решил найти достойное место для своего уникального шедевра. Он выбрал Музей авиации в Лаатцене, которому 13 марта 2014 года передал свою модель Me 209 V1 вместе с документацией. В музее модель Me 209 V1 висит между моделями Bf 109 G-2 и Fw 190 A.

Благодаря своим обширным исследованиям и изучению оригинала в Кракове, Удо Менке на сегодняшний день, несомненно, является лучшим экспертом по Me 209 V1. Тем не менее, ему по-прежнему хочется получить ответы на несколько нерешенных вопросов: куда делись крыло и двигатель рекордного самолета? Какие окраску и обозначения на самом деле имел Me 209 V1 и почему? Хотя созданная Удо Менке замечательная модель Me 209 V1 сейчас висит в музее в Лаатцене, его исследования еще далеки от завершения.

ПРИЛОЖЕНИЕ. Впечатляющие детали конструкции

Обладая большим инженерным мастерством и опытом, Удо Менке практически изготовил новый Me 209 со сложной смешанную конструкцией. Все оборудование модели продумано до мельчайших деталей.

изготовленный на стапеле фюзеляж имеет чистую деревянную конструкцию со шпангоутами и стрингерами. Снимок Удо Менке

изготовленный на стапеле фюзеляж имеет чистую деревянную конструкцию со шпангоутами и стрингерами. Снимок Удо Менке

двигатель установлен на моторной раме под капотом. Обшивка все еще отсутствует. Снимок Удо Менке

двигатель установлен на моторной раме под капотом. Обшивка все еще отсутствует. Снимок Удо Менке

основные стойки шасси убраны в ниши в центроплане крыла. Снимок Удо Менке

основные стойки шасси убраны в ниши в центроплане крыла. Снимок Удо Менке

источник: Peter W. Cohausz «Oldtimer. Nachbau Me 209. Weltrekordmaschine als reisen-modell. Der Rekordjäger» «Fleugzeug classic» 2014-10, Seiten 62-67

перевод впервые опубликован – https://vk.com/@710541705-replika-rekordnogo-samoleta-me-209

Подписаться
Уведомить о
guest

2 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account