29 марта 1927 года на пляже Дейтона-Бич, штат Флорида, Генри Сигрейв промчался по мерной трассе протяженностью одна миля на автомобиле Sunbeam 1000 HP Mystery Slug со средней скоростью 203,793 миль в час (327,973 км/ч) и установил новый рекорд скорости на суше. Сигрейв стал первым, кто на автомобиле преодолел скоростной рубеж в 200 миль в час (322 км/ч). Сигрейв вернулся в Британию героем, но он не хотел останавливаться на достигнутом – он мечтал о еще больших скоростях.
Вскоре после своего возвращения в Великобританию Генри Сигрейв прекратил совместные работы с компанией Sunbeam Motor Car Company (Sunbeam) и устроился в компанию Portland Cement Manufacturers в качестве лица торговой марки. Сигрейв быстро добился финансовой поддержки своего работодателя и некоторых спонсоров, участвовавших в его предыдущей попытке установить рекорд. Получив финансирование, Генри Сигрейв обратился к Джону Ирвингу с просьбой спроектировать новый рекордный автомобиль. Ирвинг был создателем рекордного автомобиля Mystery Slug и также покинул компанию Sunbeam вскоре после успешных рекордов скоростей.
Рекорд Генри Сигрейва в 203,793 миль в час (327,973 км/ч) продержался менее года и был побит Малькольмом Кэмпбеллом. 19 февраля 1928 года Кэмпбелл, находясь за рулем своего усовершенствованного автомобиля Blue Bird, показал среднюю скорость 206,956 миль в час (333,064 км/ч). Рекорд Кэмпбелла продержался всего два месяца, и 22 апреля 1928 года был побит американцем Рэем Кичем, который на автомобиле White Triplex разогнался до скорости 207,553 миль в час (334,024 км/ч).
Новый рекорд не интересовал Генри Сигрейва – для автомобиля, разработанного Ирвингом, планировались гораздо более высокие скорости. Первоначально новый автомобиль Генри Сигрейва назывался Irving Special, но после того как для использования в качестве силовой установки был приобретен авиационный двигатель Napier Lion VIIA его название было изменено на Irving-Napier Special. Безредукторным двигателем Lion VIIA оснащался гоночный гидросамолет Supermarine S5, который пришел вторым на шнейдеровских гонках 1927 года; победу одержал другой Supermarine S5, оснащенный двигателем Lion VIIB. После того, как автомобиль был окрашен в золотой цвет, его часто называли Golden Arrow (золотая стрела).
Napier Lion VIIA представлял собой 12-цилиндровый W-образный рядный двигатель жидкостного охлаждения с диаметром цилиндра 5,5 дюйма (140 мм) и ходом поршня 5,125 дюйма (130 мм). Рабочий объем двигателя составлял1461 кубический дюйм (23,9 л), и авиамотор при частоте вращения вала 3400 об/мин развивал мощность 930 л.с. (694 кВт). Двигатель Lion VIIA был установлен на узкую раму «золотой стрелы» сразу за передними колесами. Лонжероны рамы автомобиля были изготовлены из швеллерной стали высотой 13 дюймов (330 мм) и шириной 4 дюйма (102 мм). Каждый угол рамы имел резьбовое место для установки домкрата. Остальная часть конструкции «золотой стрелы» была изготовлена из трубчатой стали и дерева.
За двигателем Lion VIIA была установлена трехступенчатая коробка передач. Передаточные числа и теоретические максимальные скорости составляли 3,0 к 1 и 81 миля в час (130 км/ч) на первой передаче, 1,54 к 1 и 166 миль в час (267 км/ч) на второй передаче и 1 к 1 и 246 миль в час (396 км/ч) на третьей передаче. Трансмиссия забирала мощность двигателя и распределяла ее на два приводных вала, которые вращались в противоположных направлениях. Валы проходили по обеим сторонам кабины к задней оси. Данная компоновка позволила разместить сиденье водителя примерно на 8 дюймов (200 мм) ниже, чем если бы карданный вал проходил под сиденьем.
Смещенное сиденье водителя автомобиля Sunbeam 1000 HP сделало управление этой машиной на больших скоростях немного более сложным. Ирвинг решил расположить водителя прямо по центральной линии «золотой стрелы». Для защиты водителя его кабину закрывала стальная обшивка толщиной 0,25 дюйма (6 мм). Перед водителем был установлен телескопический прицел, а перед двигателем на верхней части капота разместили прицельную планку. Помимо этого, по центру автомобиля была нарисована черная полоса. Все это было сделано для того, чтобы сделать управление «золотой стрелой» как можно боле простым на скоростях более 200 миль в час (322 км/ч). Рулевой механизм был расположен над трансмиссией. К передним колесам c каждой стороны коробки передач проходили продольные рулевые тяги. Между собой колеса поперечной рулевой тягой не соединялись. Барабанные тормоза и сцепление автомобиля были оснащены вакуумным усилителем.
Шины для «золотой стрелы» были специально изготовлены компанией Dunlop Rubber Company (Dunlop). Шины имели размеры 37 дюймов × 7 дюймов (940 мм × 178 мм) и были заполнены воздухом с давлением 125 фунтов на квадратный дюйм (862 кПа). Компания Dunlop гарантировала, что на скорости 240 миль в час (386 км/ч) шины прослужат не менее 25 секунд. При данной скорости время прохождения мерной мили составляло всего 15 секунд, при этом шины должны были меняться после каждого проезда. Между передними и задними колесами были установлены обтекатели, которые улучшали аэродинамику автомобиля и служили местом размещения поверхностных радиаторов производства компании Gloster Aircraft Company. Во время стоянки поверхностные радиаторы покрывались специальными чехлами для защиты от возможных повреждений.
Поверхностные радиаторы служили основным средством снижения температуры воды, охлаждавшей двигатель «золотой стрелы». Однако, если температура двигателя поднималась слишком высоко, использовалась вторичная система охлаждения. Данная система состояла из бака, размещенного в передней части автомобиля и заполненного изолированным химическим соединением. Когда двигатель становился слишком горячим, термостаты пропускали воду из двигателя через бак, где она охлаждалась химическим веществом. К сожалению, не установлено, какое химическое вещество было использовано в данной системе охлаждения (возможно, это был сухой лед или кардис). За двигателем располагался напорный бак для воды, а в лонжеронах рамы размещались два масляных бака.
С помощью испытаний в аэродинамической трубе Джон Ирвинг спроектировал корпус «золотой стрелы» таким образом, чтобы свести к минимуму площадь поперечного сечения и лобовое сопротивление. Кузов автомобиля был немного наклонен относительно точки, расположенной перед двигателем, и три блока цилиндров двигателя были очень плотно обжаты капотом. Обтекаемый корпус автомобиля плавно перетекал в кабину, расположенную перед задними колесами. Позади кабины находился топливный бак объемом 24 галлона (91 л), а кузов автомобиля переходил в вертикальный киль для обеспечения курсовой устойчивости на высоких скоростях. Основная часть капота «золотой стрелы» была вдохновлена фюзеляжем гоночного гидросамолёта Supermarine S5, и полностью кузов был спроектирован таким образом, чтобы обеспечить достаточную прижимную силу для удержания автомобиля на земле. Кузов автомобиля был изготовлен из алюминия компанией Thrupp & Maberly.
Рекордный автомобиль Irving-Napier Golden Arrow имел длину 27 футов 6 дюймов (8,38 м), ширину 6 футов 1 дюйм (1,85 м) и высоту 3 фута 8 дюймов (1,12 м). «Золотая стрела» имела колесную базу 14 футов (4,27 м), колею 5 футов (1,52 м) и дорожный просвет 7 дюймов (178 мм). С полной нагрузкой масса автомобиля составляла примерно 7694 фунтов (3490 кг). Джон Ирвинг и Генри Сигрейв планировали установить рекорд скорости на суше на уровне четырех миль в минуту – 240 миль в час (386 км/ч).
«Золотая стрела» была изготовлена в 1928 году на заводе принадлежавшей Кенелму Ли Гиннессу компании Robinhood Engineering Works. Первый публичный показ автомобиля состоялся в конце января 1929 года. Испытания автомобиля были проведены уже после того как машина, Генри Сигрейв и команда прибыли 31 января 1929 года на пляж Дайтона-Бич, штат Флорида. Погодные условия на побережье были плохими, и только 20 февраля Сигрейв вывел машину для первого тренировочного заезда. Фактически это был первый раз, когда Генри Сигрейв сидел за рулем машины. Однажды Сигрейв проехал по пляжу в прямом и обратном направлении, развив максимальную скорость более 180 миль в час (290 км/ч). Затем Генри Сигрейв на «золотой стреле» проехал небольшое расстояние в направлении гаража. В конструкции автомобиля было сделано несколько мелких изменений, таких как удаление телескопического прицела и замена его на визирную рамку меньших размеров. Теперь Сигрейв считал, что машина идеальна и что пришло время сделать попытку установить новый рекорд.
11 марта 1929 года погодные условия и состояние пляжа были приемлемыми для попытки установить новый рекорд. Заезд «золотой стрелы» пришли посмотреть около ста тысяч зрителей, и на обоих концах мерной мили были установлены большие дуговые лампы. Глядя в визирную рамку, Генри Сигрейв мчался на «золотой стреле» на север вдоль пляжа, переключив коробку передач на частоту вращения 3200 об/мин. Борясь с боковым ветром, он преодолел мерную трассу за 15,55 секунд, показав среднюю скорость 231,511 миль в час (372,581 км/ч). Внезапно крепление шланга радиатора ослабело, и горячую воду разбрызгало над гонщиком, однако Сигрейву удалось сохранить управление автомобилем. После проезда трассы трубопровод был починен, заменены шины и пополнены запасы топлива и воды.
Теперь Генри Сигрейв, продолжая бороться с боковым ветром, направил свою машину на юг. Проехав четыре мили (6,4 км) и набрав скорость, «золотая стрела» преодолела мерную милю за 15,57 секунд, что соответствовало средней скорости 231,214 миль в час (372,103 км/ч). Среднее арифметическое двух пробегов дало скорость 231,362 миль в час (372,341 км/ч). Это был новый мировой рекорд скорости на суше – на 23,809 мили в час (38,317 км/ч) быстрее предыдущего рекорда, установленного Рэем Кичем на рекордном автомобиле Triplex. В некоторых источниках указывается, что Генри Сигрейв показал скорость 231,446 милю в час (372,478 км/ч) на мерной трассе протяженностью не в одну милю, а в один километр. В конце заезда машина Сигрейва попала в песчаный овраг. «Золотая стрела» перевернулась вбок, повредив правый поверхностный радиатор.
Установление рекорда далось легко. Генри Сигрейв считал, что потенциал «золотой стрелы» не раскрылся полностью, и машину отремонтировали для следующего заезда. Однако Сегрейв решил, что он предпримет еще одну попытку установить рекорд только в том случае, если White Triplex превзойдет его достижение. Управляемый Ли Байблом (Lee Bible), White Triplex вышел на мерную трассу 13 марта 1929 года. Во время первого проезда автомобиль Байбла показала скорость 186 миль в час (299 км/ч), а во время второго – 202 миль в час (325 км/ч). Однако в конце второго захода произошло нечто, из-за чего Библ потерял управление машиной. Автомобиль разбился, в результате чего погибли Байбл и Чарльз Трауб (Charles Traub), британский оператор компании Pathé, снимавший попытку установления рекорда. Авария положила конец рекордному сезону 1929 года в Дайтона-Бич.
Генри Сигрейв вернулся в Великобританию и 27 апреля 1929 года был посвящен в рыцари. Вскоре он заявил, что с рекордами скорости на суше покончено. Сигрейв решил, что рекорды скорости на воде более сложной задачей и сосредоточил свои усилия на этом поприще. 13 июня 1930 года Сигрейв на своей моторной лодке «Мисс Англия II» (Miss England II), оснащенной двумя двигателями Rolls-Royce R мощностью 1800 л.с. (1342 кВт), совершил два удачных заезда по озеру Уиндермир. Генри Сигрейва сопровождали механик Майкл Уилкокс (Michael Willcocks) и инженер компании Rolls-Royce Виктор Холливелл (Victor Halliwell). Хотя на тот момент Сигрев этого не знал, но во время заездов по озеру он установил новый рекорд скорости на воде — 98,76 миль в час (158,94 км/ч).
Сегрейв сделал первые два заезда не на полном газу и знал, что может добиться лучшего результата. Не подходя к берегу, он сразу же отправился, чтоб ы выполнить еще два заезда. Во время своего третьего заезда за день моторная лодка «Мисс Англия II» мчалась со скоростью 120 миль в час (193 км/ч), но налетела на какие-то обломки и резко перевернулась. Сигрейв, Холливелл и Уилкокс были сброшены в воду. Уилкокса вытащили из воды живым. Холливелл погиб в этой катастрофе; его тело было обнаружено спустя два дня, он все еще сжимал в своих руках карандаш и блокнот. Генри Сигрейв был найден без сознания и доставлен в расположенный у берега дом, где его осмотрели врачи. Когда Сигрейв пришел в сознание, он спросил о Уилкоксе и Халливелле и о рекорде скорости после чего скончался от полученных травм.
Генри Сигрейв был первым человеком, который одновременно удерживал мировые рекорды скорости на суше и на воде. Автомобиль Irving-Napier Golden Arrow больше не участвовал в рекордных заездах и в общих пробег машины составлял менее 40 миль (64 км). «Золотая стрела» была сохранена и в настоящее время экспонируется в Британском национальном автомобильном музее (British National Motor Museum), деревня Бьюли (Beaulieu), графство Гэмпшир.
Источники:- The Land Speed Record 1920-1929 by R. M. Clarke (2000)
- The Fast Set by Charles Jennings (2004)
- Land Speed Record by Cyril Posthumus and David Tremayne (1971/1985)
- Leap into Legend by Steve Holter (2003)
- Napier: The First to Wear the Green by David Vebables (1998)
- http://www.motorsportmagazine.com/archive/article/december-1997/68/irving-napier-golden-arrow
- http://www.motorsportmagazine.com/archive/article/may-1929/7/captain-jsirving-designer-irving-napier-spe
- http://www.motorsportmagazine.com/archive/article/may-1929/8/captain-jsirving-interview-coninued
источник: https://oldmachinepress.com/2017/09/20/irving-napier-golden-arrow-lsr-car/
перевод впервые опубликован — https://vk.com/@710541705-rekordnyi-avtomobil-irving-napier-golden-arrow-velikobritani