Данная статья продолжает тему, начатую коллегой Бякиным в статье «Сеанс чёрной магии с разоблачением». Чем же всё-таки является истребитель Re.2007? Действительно ли итальянцы сумели в годы войны разработать такой самолёт, опередивший своё время минимум на 5 лет? Или же это послевоенный проект, который его автор зачем-то решил выдать за более ранний? Или вообще гораздо более поздняя мистификация, ничуть не более реальная, чем венгерский «Хамелеон»?
Реактивный истребитель Re.2007 – несомненно, один из самых таинственных объектов, с которыми я сталкивался в ходе своих поисков. Несмотря на множество публикаций о нём, вышедших за последние 58 лет (см. библиографию), он всё ещё остаётся загадкой.
Есть два взгляда на эту проблему, причём каждый из них отстаивают серьёзные и, несомненно, добросовестные авторы.
«Консервативная» версия гласит, что такой истребитель никогда не существовал. Re.2007 – это всего лишь проект почтового самолёта со звездообразным мотором, разработанный на основе Re.2006 и первоначально имевший обозначение Re.2006PP. Это вполне логично – именно такое направление развития Re.2006 имело максимум шансов на успех в послевоенной Италии.
Есть и серьёзное свидетельство в пользу этой версии. Шеф-пилот Reggiane, майор Туллио де Прато в октябре 1977 г. заявил, что ничего не знает о проекте, известном как Re.2007.
«Либеральная» версия настаивает на том, что реактивный истребитель со стреловидным крылом действительно был создан в Италии в годы войны. Он не был испытан в полёте из-за невозможности получить ТРД Jumo 004B, который немцы обещали предоставить фирме Reggiane.
Основной аргумент сторонников этой теории – датированное 7 января 1944 г. письмо, в котором инженер Роберто Лонги, бывший главный конструктор Reggiane, просит доктора инженерии графа Джанни Капрони предоставить ему информацию о размерах и характеристиках Jumo 004, с тем чтобы начать постройку прототипа Re.2007.
Существуют два спорных изображения Re.2007 – общий вид и компоновочная схема. Их автор Дж. Кометти был обвинён некоторыми экспертами в мошенничестве. Установлено, что они выполнены на бумаге того же типа, что использовался фирмой Reggiane в послевоенные годы. Ряд экспертов считает, что эти рисунки могли быть сделаны даже в 1960 г. по указанию инженера Лонги.
Что точно известно:
В 1942 г. Regia Aeronautica приняла решение закупить лицензию на производство немецкого двигателя DB-603 мощностью 1750 л.с. Его предполагалось ставить на новые истребители «6-й серии»: Fiat G.56, Macchi MC.206/207 и Reggiane Re.2006. Заказ на два прототипа последнего был выдан 9 мая 1943 г., им присвоили серийные номера ММ540 и ММ541.
По официальной версии, германское руководство аннулировало два заказа 8 сентября 1943 г. Однако работники Reggiane решили секретно продолжать постройку ММ540 в Реджо-Эмилия. Он почти не отличался от стандартного Re.2005, но имел увеличенный фюзеляж, чтобы компенсировать бОльшие размеры и мощность DB-603.
В январе 1944 г. самолёт по частям отправили в городок Корреджо, чтобы спасти от бомбардировок союзников. Там в городской гимназии была закончена его постройка. После войны его перевезли в Политехнический институт Талиедо, а в конце 1946 г. отдали на слом по приказу союзнической администрации.
Истребитель Re.2005
Истребитель Re.2006
Нестыковки:
Как утверждает «либеральная» версия, второй прототип Re.2006 – ММ541 достраивался как Re.2007 и достиг 70-процентной готовности. Были сделаны кабинный отсек и задняя часть фюзеляжа, силовой набор крыла, шасси; не хватало только двигателя.
Но Re.2006 – это фактически Re.2005 с удлинённым фюзеляжем; каким же образом он мог в ходе постройки превратиться в нечто настолько иное? Как вообще итальянцы могли в начале 1944 года, при тогдашних скудных технических знаниях, создать реактивный самолёт со стреловидным крылом?
Есть разные мнения о происхождении двигателей Jumo 004, имевшихся в Италии. По одной из версий, это были запчасти для разведчиков Ar 234 из Kommando Sommer, базировавшихся в Кампоформидо и Удине с февраля 1944 г. Другие считают, что двигатели предназначались для фирмы Reggiane, прибыли из Германии, но были похищены по дороге немецкими дезертирами, которые пытались их продать за 2 миллиона лир. Как бы то ни было, но двигатели были. Один из них пережил войну и сейчас находится в Музее итальянских ВВС в Винья-ди-Валле.
Удивляет полное отсутствие оригинальной документации по Re.2007. Такой сложный проект – это множество расчётов, чертежей, продувочных моделей и аэродинамических испытаний. Но никаких следов всего перечисленного не обнаружено!
И последняя странность – двигатель, изображённый на чертежах Кометти. Это точно не Jumo 004! Последний при длине 3,86 м просто не мог бы быть установлен позади лонжерона крыла столь маленького самолёта так, чтобы центровка оставалась в безопасных пределах. (Спорное утверждение – на схожем по размерам Як-19 он вполне уместился. – Прим. Redstar72).
Больше всего изображённый двигатель похож на Metropolitan-Vickers F-2, созданный в Англии в 1942 г. Он был совершеннее, чем его конкуренты – ТРД фирмы Power Jets, но отличался сложностью конструкции, что затрудняло его серийное производство. Поэтому в 1944 г. проект был закрыт.
Но если это действительно английский двигатель – итальянцы должны были бы приобрести лицензию у фирмы Metrovick сразу же после войны? Возможно, чертежи Кометти были частью некоего «несложившегося» совместного англо-итальянского проекта?
Возможная разгадка?
Но большинство загадок найдёт своё объяснение, если предположить, что мифический Re.2007 – это в действительности два разных самолёта!
С одной стороны, мы имеем прототип ММ541. Если бы он был достроен, то представлял бы собой более-менее стандартный Re.2005, модифицированный под установку ТРД. Но каким образом?
Есть несколько примеров истребителей того же периода, изначально имевших поршневые двигатели и переделанных под реактивные. ТРД устанавливался на них в носовой части с наклоном вниз, так что реактивная струя не повреждала силовую структуру фюзеляжа. (Реданная схема – прим. Redstar72).
Так, в 1945 г. советские конструкторы модифицировали таким образом Як-3, установив в его носу двигатель Jumo 004. Новый самолёт, названный Як-15, выпускался серийно и успешно эксплуатировался. Успех был таков, что по такой же схеме была разработана и следующая модель – уже специальной разработки, названная Як-17. (И не только – прим. Redstar72). Другой советский конструктор – Лавочкин использовал ту же схему в своих Ла-152, Ла-154, Ла-156 и Ла-174ТК.
В самой Италии конструктор Серджио Стефанутти (создатель SAI-403 Dardo – прим. Redstar72), получивший в 1946 г. доступ к Jumo 004 для их изучения, пошёл по тому же пути. Он переделал самолёт SAI-Ambrosini S.7 Freccia в реактивный Sagittario I, заменив поршневой двигатель Alfa-Romeo 115 ter на реактивный Turboméca Marboré II, установленный в носовой части под углом 3°30’ к продольной оси. В декабре 1952 г. Sagittario I вышел на испытания; они прошли успешно, если не считать проблем с перегревом нижней части фюзеляжа при рулёжке. Эти проблемы частично удалось решить модификацией хвостового колеса (на Як-15 его тоже пришлось заменить на металлический ролик); на будущее же было рекомендовано использовать шасси с носовым колесом.
В 1953 г. был разработан цельнометаллический истребитель с крылом стреловидностью 45°, выполненный по той же схеме. Он имел двигатель Rolls-Royce Derwent 9, установленный в носовой части с наклоном 20°. Новый самолёт, названный Sagittario II, совершил первый полёт в мае 1956 г. Sagittario II стал первым итальянским самолётом, преодолевшим звуковой барьер – это произошло 4 декабря 1956 г. (В оригинале опечатка – указан 1953 год. – Прим. Redstar72).
На основании этих примеров мы можем предположить, что конструкторы Reggiane планировали установить Jumo 004 на ММ541 таким же образом. В этом случае ММ541 мог выглядеть примерно так:
На наш взгляд, корректным обозначением этой модификации должно быть Re.2006R (Reazione), по аналогии с другим «реактивным» проектом той же фирмы – Re.2005R с мотокомпрессорным двигателем Капрони.
Если эта гипотеза верна, то на базе Re.2006 разрабатывались следующие модификации:
Re.2006C (Corsa – гоночный) – для участия в американских соревнованиях Bendix Trophy, с двигателем DB-603;
Re.2006P (Postale – почтовый) – для доставки почты, со звездообразным мотором Pratt-Whitney (1500 л.с.);
Re.2006PP (Postale-Passegeri – почтово-пассажирский) – для перевозки как почты, так и пассажиров (до 6 человек). Двигатель тот же – Pratt-Whitney 1500 л.с.;
Re.2006R (Reazione – реактивный) – реактивный истребитель с двигателем Jumo 004B.
Что же касается проекта со стреловидным крылом, то он выглядит сделанным «по мотивам» американских и советских истребителей конца 40-х гг. Если чертежи Кометти делались под контролем Лонги, тогда почему на них мы не видим двигателя Jumo 004, который бы соответствовал заявленной дате разработки – 1944 году?
Для нас очевидно, что этот проект разработан под двигатель меньших размеров, чем Jumo. Такой двигатель в распоряжении итальянцев мог оказаться лишь значительно позже 1944 года.
На наш взгляд, эта разработка относится к 1949-50 гг.; но по каким-то причинам юридического и/или рыночного свойства её понадобилось «перерисовать», указав гораздо более раннюю дату.
Возможная причина имеет название – Re.2008. Этот проект истребителя со стреловидным крылом был разработан Лонги в США в 1947-48 гг. при технической поддержке Cornell Aeronautical Laboratory, где имелась высокоскоростная аэродинамическая труба, подобной которой в Италии в то время не было. Очевидно, Лонги рассчитывал наладить производство Re.2008 в Европе, после того как фирма Reggiane возобновила свою деятельность. Эти планы не осуществились по политическим причинам.
Однако американцам была не по душе такая скрытая передача технологий. Тем более – Лонги, который, по их мнению, скопировал свой Re.2000 с самолёта Северского Р-35. Re.2008 тоже был очень похож на американский самолёт – на сей раз F-86 Sabre; и если учесть, что итальянцы не могли самостоятельно разработать такое крыло из-за недостатка технических знаний – возникала юридическая проблема авторских прав. Конечно, американцы не были изобретателями стреловидного крыла, но считали эту немецкую технологию своим военным трофеем.
Возможно, поэтому и появился на свет фантомный проект “Re.2007”, якобы «созданный в 1944 г.» – в качестве «доказательства» того, что информацию о стреловидных крыльях итальянцы будто бы получили ещё в годы войны от немцев…
Re.2008 (в других источниках именуемый Caproni-Reggiane Ca.2008) был реактивным истребителем со стреловидным крылом, с ТРД неустановленного типа тягой 5000 фунтов (2265 кгс) с осевым компрессором. Крыло имело стреловидность по передней кромке 36° и отрицательный угол поперечного V (-5°), четыре предкрылка на передней кромке и аэродинамические гребни примерно на середине размаха. Профиль крыла – высокоскоростной NACA 66.
Фюзеляж Re.2008 разделялся на 3 секции, что облегчало замену двигателя; на фюзеляже имелись тормозные щитки. Кабина пилота была герметичной, хотя её остекление имело несколько архаичный дизайн.
Вооружение истребителя – четыре 20-мм пушки Mauser MG 151, расположенные вокруг носового воздухозаборника. Под крылом могли подвешиваться 12 неуправляемых ракет HVAR.
• “Dal Re.2002 al Re.2005”, by Sergio Govi, Giorgio Apostolo Ed 1984
• “I Reggiane dall’A alla Z”, by Sergio Govi, Giorgio Apostolo Ed 1985
• “I Caccia Caproni Reggiane 1938-1945” Intyrama 1968
• “Gente dell’Aria No. 4” by Giorgio Evangelisti, Editorialle Olimpia 1997
• “Reggiane Re.2005” by Gregory Alegy, Bancarella A. 1991
• “Reggiane Re.2006, una Storia vera” IBN EditoRe.2002 by Alessandro Berteletti
• “Dal SAI Ambrosini Sagittario all’Aerfer Leone” by Giuseppe Ciampaglia. IBN EditoRe.2004
• “Royal Air Force Flying review”, October 1957
• “Mecanica Popular”, March 1958
• “Air Enthusiast”, July 1971
• “Aircraft Profile Publications” No. 244 by John F. Brindley, November 1972
• “The Caproni Reggiane Fighters 1938-1945” by Piero Prato 1971
• “Reggiane Re.2005” by Claudio Tatangelo, Monografie aeronautiche Italiane 1990
• “Reggiane Re.2005 Sagittario” by Mauricio Terlizi, IBN Editore 1999
• “Reggiane 2005 Sagittario” by Nino Arena, Mucchi editore
• “Ali Antiche” No. 54, September 1999
• “Air Enthusiast Quarterly” No. 2, 1976
• “Flying review” May 1966
• “Aerofan” No. 68, January 1998
• “Air war Italy 1944-45” by Nick Beale, Airlife 1996
• “Ritratto segreto dell’Aeronautica italiana nella Seconda Guerra Mondiale”, by Giuliano Colliva, Storia Militare No. 63, 1998
• «Vita ignorata del Centro Studi ed Eperienze di Guidonia” by Bruno Lattanzi
• “Re.2007” by Daniele Lembo, Storia e Battaglie No.4, Ed. Lupo 2000
• “Storia Militare” No. 59, August 1998
• “Regia Aeronautica. Registro delle Matricole Militare e delle Commesse”. AMI Archives, Rome.
• “Alas italianas en la Segunda Guerra Mundial (XXXIV)” by S. Rello, “Flaps”.
• “Les Ailes” No. 1463, 13/02/54
• “JP4” magazine No. 11, 1976