Реактивный бомбардировщик Четверикова. Проект. 1947 г.
Предлагаю Вашему вниманию, малоизвестный проект реактивного бомбардировщика ОКБ Четверикова. Данный проект крайне интересен с многих сторон. Во первых, это один из первых проектов реактивных бомбардировщиков СССР. Во вторых крайне передовая конструкция для 1947 года, бесхвостка с крылом большой стреловидности. В третьих, в данном проекте прослеживается влияние немецкой авиационной “мысли”. И в четвертых, по данному проекту нет ни какой информации, не у Шаврова, не у Маслова.
Начнем по порядку. Планом опытного самолетостроения МАП на 1946 год планировалось создание для ВВС СССР реактивного бомбардировщика с трофейными немецкими реактивными двигателями. Задания были выданы главным конструкторам С.В.Ильюшину, П.О.Сухому, А.Н.Туполеву, В.М. Мясищеву и И.В. Четверикову С.В.
ОКБ-458 Четверикова поручалось разработать свой самолет на базе первого в мире серийного реактивного бомбардировщика Арадо-234. Заданием предусматривалось создание бомбардировщика, с четырьмя ТРД BMW 003 или двумя Jumo 004. При этом самолет должен был летать с максимальной скоростью 750 км/ч на высоте 5000 м, подниматься на высоту 12 км и доставлять 1000 кг бомб на расстояние 1600 км или 1500 кг – на 1200 км. Срок сдачи на летные испытания: 15.12.46
Четверякову передали два трофейных Arado : двухдвигательный серийный многоцелевой самолет и опытный бомбардировщик с четырьмя ТРД, вероятно Ar 234 V19. Для начала решили восстановить трофейные машины и провести летные испытания. Вторым этапом предполагалось адаптировать машины под массовое производство в СССР.
Однако весной 1946 года ОКБ-482 В.М. Мясищева было ликвидировано и работы по бомбардировщику РБ-17 (ВМ-24) прекращены.
30 ноября 1946 года постановлением Совета Министров СССР были прекращены работы «по потерявшим актуальность самолетам», среди них значился и реактивный бомбардировщик И.В.Четверикова.
После этого конструкторский коллектив Четверякова, до ликвидации ОКБ в 1948 году, занимался созданием транспортной амфибии ТА-1, стартовых катапульт для палубной авиации и проектом реактивного бомбардировщика со скоростью 900 км в час.
Вероятно, работы по данному скоростному бомбардировщику велись в инициативном порядке, так как ни каких упоминаний о данном проекте в официальных документах МАП, я не нашел.
От данного проекта сохранилось только две фотографии.
По одним источникам, машина разрабатывалась как скоростной бомбардировщик-разведчик со скоростью в 900-950 км в час и весьма большой для реактивного самолета того времени дальностью полета в 3000 км.
Машина создавалась под двигатели РД-45 (лицензионная копия Rolls-Royce Nene).
Экипаж три человека. Вооружение – две кормовых 20-мм пушки и до 1500 кг бомб.
В конструкции носовой части фюзеляжа прослеживается влияние конструкции Arado Ar234, что не удивительно учитывая предыдущие работы ОКБ по копированию немецкого самолета.
Изюминкой проекта была выбранная схема конструкции планера, бесхвостка с крылом большой стреловидности. Что было крайне революционно для советского самолетостроения того периода, да и мирового впрочем тоже.
К лету 1948 года, было закончено проектирование и создана модель самолета. Но дальнейшего развития, данный перспективный проект не получил.
4 июня выходит Постановление Совмина СССР “О сокращении расходов на ОНИР по авиационной промышленности на 1948 год”. А 12 июня вышло постановление Совмина СССР, которым утверждался план опытных работ МАП на 1948 г. и прекращалось дальнейшее проведение всех работ, не обеспеченных финансированием.
В конце 1948 года ОКБ было закрыто. Четвериков перешел на преподавательскую работу в ЛКВВИА.
К сожалению какая либо более конкретная информация о конструкции данного самолета, его ЛТХ и чертежи не сохранилась. Кроме фотографий модели самолета и схемы, которую приводит в своей книге “Secret Project s. Flying-Wings”. Bill Rose.
Не берусь утверждать, что данный малоизвестный проект ОКБ Четверерикова в случае его реализации в металле мог достигнуть заявленных характеристик, но с точки зрения заложенных идей и смелых решений однозначно заслуживает внимания.
С уважением, Сергей Сыч
Реконструкция: Сергей Сыч
www.alternathistory.ru/blogs/Serg