Для многих людей история отечественных РСЗО условно делится на военную пору с Катюшами и современную, когда где-то в 70-х на сцену выплывают Грады, Ураганы, Смерчи. Что происходило в 50-е — 60-е года — скрыто мраком. Это и неудивительно. Создававшиеся тогда системы, хоть и были достаточно широко распространены, особо не засветились для отечественного обывателя ни в боях на Ближнем Востоке, ни в Африке. Ко времени начала кампании в Афганистане они были уже вытеснены куда как более совершенными потомками. С другой стороны, Катюши смогли успешно их пережить, были достаточно обыденными даже в 70-е и, пусть и на третьих ролях, но вошли в состав уже ВС России и были списаны в середине 90-х (и то не до конца) вместе с другими легендами Великой Отечественной.
Начнём с самой лёгкой и малоизвестной БМ-8. Вообще, послевоенная история 82-мм систем могла закончиться не начавшись. В 46-ом году стартовали работы как по модернизации существующих, так и по созданию новых РСЗО. ГАУ хотели получить дальнобойные, точные, мощные и надёжные реактивные снаряды. И возможностей калибра 82 мм тут не хватало, потому сперва было предложено имевшиеся БМ-8 списать. Но военные запротестовали – установка хорошо себя показывала в сложной местности и против открыто расположенной пехоты. В итоге руководство согласилось на модернизацию РС М-8 с доведением его дальности до 6-7 км, повышением осколочного действия и улучшением кучности. Заодно, чтобы два раза не вставать, открыли работы по РСЗО калибра 100-110 мм и дальностью стрельбы 6-7 км. Но по итогу всё закончилось тем, что было унифицировано шасси – носителем стал ЗИС-150. До модернизации снарядов же руки так и не дошли. Служба БМ-8 всё-таки, как и предполагало изначально ГАУ, оказалась недолгой – война в Корее показала, что поставленные 82-мм установки уже устарели и их довольно быстро списали.
Чуть дольше БМ-8 в армии задержались БМ-31. В 46-ом предлагалось повысить убойность, улучшить технологичность производства ракет и установки, опять же, кучности, удобство наведения и заряжания с ростом дальности стрельбы до 6-7 км. Также планировалось создать установки для стрельбы М-31 в горах. Но и тут модернизация ограничилась заменой ленд-лизовского шасси на ЗИС-151, который как раз стал массово производиться с 1949 года. Ограниченная партия была установлена на ЗИС-150 для парада 7 ноября. Скорее всего, установка должна была показать, что СССР может выпускать современные военные автомобили. Каких-то данных о поставках БМ-31 на ЗИС-150 не нашёл, да и вряд ли шасси выдержало бы пуски таких тяжёлых ракет. Также не машине не было характерной защиты кабины и баков, домкратов. РСЗО ничем после войны не выделилась и тихо была списана в середине 50-х.
По БМ-13 сперва тоже были серьёзные планы на модернизацию. По тактико-техническим требованиям необходимо было разработать новый реактивный снаряд с дальностью 9-10 км, улучшенной кучностью и образованием осколков, эксплуатационными характеристиками. Внимание уделялось приводам, поскольку они были взяты от старой 122-мм гаубицы 1910/30 гг и требовали больших усилий для наведения установки. Но… И тут ограничились заменой шасси. БМ-13Н сперва (опять же, на том самом параде 7 ноября 47-го) была смонтирована на ЗИС-150. С 49-го в войска стали поступать БМ-13Н на ЗИС-151. Причина отсутствия модернизации ракет проста — нехватка ресурсов. Параллельно создавались новые РСЗО, имеющие сильно отличающуюся конструкцию. Плюс надо было восстанавливать страну из руин, строить ядерную бомбу, современную истребительную авиацию для перехвата американских бомбардировщиков, делать баллистические ракеты. Наконец, космическая эра на носу была. В итоге РСЗО, появившиеся в начале войны, так и стали служить без серьёзной модернизации ракет.
БМ-13 пережила и БМ-8, и БМ-31. В 1958 году на свет появляется БМ-13НМ на базе ЗИЛ-157, которая была выпущена в значительном количестве. Тогда же появился знакомый для интересующихся современной техникой индекс ГРАУ – 2Б7. Последняя модернизация произошла в 66-ом, когда установку поставили на ЗИЛ-131, имевший гораздо лучшую подвижность, чем предшественник. Это была БМ-13НММ (2Б7Р). Их произведено не так много, ведь уже появился и хорошо зарекомендовал себя на испытаниях Град.
Нельзя не сказать об иностранной эксплуатации БМ-13. За границу Катюшу поставляли в больших количествах. На Ближнем Востоке в своё время их стало настолько много (как и наших советников), что слово «катюша» порой применяется в любым РСЗО (например, мелькала информация, что «катюшами» боевики обстреляли правительственные войска во время войны с ИГИЛ в Ираке) и непонятно, имелась ввиду БМ-13 или свои самоделки. Обычно это оказывается всё-таки второй случай, но и реальные Катюши встречаются, правда, уже на другом шасси. В действующей армии БМ-13 сейчас находятся в Перу и, вероятно, Камбоджи.
Ну и куда уж без нашей армии. Грады постепенно замещали Катюши. Этот процесс сильно затянулся из-за любви наших военных к накопительству любой техники. Смешанные дивизионы (и, порой, даже батареи) БМ-13/БМ-21 существовали до 80-х годов. Отдельные дивизионы исчезли несколько раньше. Распространено высказывание (с отсылкой на труды Широкорада), что Катюши до 1991-го были в подразделениях Ураганов для пристрелки. Не совсем понятно, о какой пристрелке может идти речь, если ходовые снаряды М-13УК летели максимум на 7,9 км, тогда как из-за конструктивных особенностей 9К57 основной реактивный снаряд 9М27Ф имел минимальную дальность 8,5-10 км. Вероятно, встретились банально сводные дивизионы. Была у Катюш и другая роль – пусковой установки мишеней для ПВО. И с ней они… справляются до сих пор. Вот одна такая БМ-13НМ недавно засветилась на полигоне Капустин Яр. Двигателя у машины нет, зато пусковая работоспособна.
А теперь пришла очередь рассказать о вновь создававшихся системах. Задания на из проектирование появились практически сразу после войны, в феврале 46-го. Всего необходимо было получить три системы:
1) лёгкая, для поражения открыто расположенных целей, калибра 100-110 мм с дальностью стрельбы 7-8 км и могуществом снаряда не нише, чем 85-мм ОС;
2) тяжёлая, для разрушения и подавления обороны противника, с дальностью стрельбы 5-6 км и БЧ с зарядом не менее 100 кг;
3) дальнобойная, для поражения тылов противника, с дальностью стрельбы 20-25 км и зарядом ВВ не менее 30 кг.
Отдельно указывались требования к повышенной кучности ко всем системам.
На основе военного опыта и БМ-13-СН/БМ-8-СН была создана дальнобойная 200-мм система МД-20 с боевой машиной БМД-20 и реактивным снарядом МД-20-Ф с фугасной БЧ. Последний был наследником М-13 – схожая компоновка, стабилизация оперением. Для улучшения кучности направляющие выполнены спиральными. Направляющих было всего 4, что, мягко говоря, маловато, но больше поставить мешало нескладывающееся оперение. Достижением было создание единой топливной шашки, а не связки из нескольких. Увы, в ТТТ уложиться разработчики не смогли. Максимальная дальность стрельбы составила 18,75 км, кучность была на гране выхода за требуемые 1/100 от дальности полёта РС. В качестве шасси использовались ЗИС-151 и ЗИЛ-157. После приятия на вооружение в 52-ом году, БМД-20 служили в танковых дивизий и армейской артиллерии. Каких-то особенных успехов на службе не добились, да и экспортировались разве что на Кубу, в Эфиопию и КНДР, где, к слову, живут и здравствуют и поныне. В СССР же они постепенно исчезли из армии, вытесняемые Ураганами.
Как и МД-20, систему большой мощности М-24 разрабатывало СКБ МОП под руководством В.П. Бармина. Но 24-я имела значительное отличие от сестры – вооружалась она 240,6-мм турбореактивными снарядами. Благо, их конструкцию и технологии производства были изучены. Оборудование и документацию для производства подобных немецких боеприпасов вывезли в СССР из Чехословакии после войны. Турбореактивная система стабилизации позволила сделать достаточно короткие направляющие, коих, благодаря отсутствию оперения, было 12, повысить кучность. Твердотопливный двигатель снаряда состоял аж из 19 пороховых шашек. Фугасный РС М-24Ф нёс 60,8 кг ВВ на дистанцию 6750 м, а вот снаряд с увеличенной дальностью М-24-УК – на 10600 м, правда, при этом снижался и заряд ВВ до 18,1 кг. В 62-ом появился 3Ф1 с применением высокоэнергетического пороха, который летел вообще на 17-18 км. Также был создан ряд химических снарядов. И тут конструкторы наступают на грабли турбореактивных снарядов. Кроме повышенного расхода топлива, само вращение с огромной скоростью (до 7000 об/мин) вынуждает делать РС достаточно коротким. Это приводит к уменьшению БЧ и ограничению запаса на модернизацию. В итоге, после создания НУРС 3Ф1, было в армии две схожие по калибру и дальнобойности системы, но одна бьёт точнее, выдаёт больше ракет в залпе и тактически более гибкая, вторая имеет залп всего из 4 снарядов одного типа и довольно косая, но бьёт больнее.
Кроме модернизаций ракет, БМ-24 меняла и шасси. На момент принятия на вооружение в 51-ом это был ЗИС-151 (БМ-24 с индексом 8У31). Начиная с 1956 года малой партией была выпущена БМ-24Т (8У35) на гусеничном шасси тягача АТ-С, но она распространения не получила. От базовой версии она отличалась ещё и трубчатыми направляющими. БМ-24Т поставлялась на вооружение танковых корпусов из-за повышенной проходимости. В 58-ом стартовал выпуск БМ-24М (2Б3) на базе ЗИЛ-157, ставший самой массовой модификацией, активно поставлявшейся союзникам (и до сих пор служащей в КНРД). Уже в 60-х малой партией была выпущена БМ-24ММ (2Б3М) на базе ЗИЛ-131. РСЗО неплохо повоевала на Ближнем Востоке, в Африке. В советской армии БМ-24 успеха не получили и тихо исчезли со сцены в 70-х.
Закончим рассказ ещё одним детищем Бармина образца 1952 года – полевой реактивной системой М-14 в составе боевой машины БМ-14 (индекс 8У32) и турбореактивного снаряда М-14-ОФ калибра 140,3 мм. При разработке она обозначалась как М-13А и предназначалась для замены Катюши в артиллерийских полках стрелковых дивизий. Система получилась достаточно удачной – при дальности, большей чем у М-13-УК (9800 м) кучность стрельбы была гораздо выше (по дальности отклонение 30 м, боковое – 85). НУРС массой 39,6 кг нёс 4,2 кг ВВ. Чуть позже появились дымовые снаряды М-14Д и химические М-14С. РДТТ, подобно М-13, имел связку и 7 пороховых шашек. Пусковая установка изначально монтировалась на старом-добром ЗИС-151. Её устройство было не совсем обычно – 4 обоймы по 4 трубчатые направляющие. Как и на других РСЗО, вскоре появились варианты на ЗИЛ-157 (БМ-14М с индексом 2Б2) и ЗИЛ-131 (БМ-14ММ с индексом 2Б2Р). Но появились и оригинальные шасси – БМ-14-17 (индекс 8У36) с несколько иной установкой направляющих ставились на ГАЗ-63 (правда, на 63-и в небольшом количестве попали и БМ-14-16) и ГАЗ-66 (БМ-14-17М, индекс 8У36М). Также в 1957-ом свет увидела РПУ-14 – буксируемая РСЗО для ВДВ на ходовой части от пушки Д-44.
Опять же, как и другие одногодки, в советской армии М-14 не оставила значительного следа и также тихо исчезла из войск. Зато экспортные варианты стали крайне популярны. Установки всех видов активно применялись и применяются на Ближнем Востоке, в Африке и Азии. Особенным хитом стала РПУ-14, копии которой сделали поляки (8-зарядная WP-8) и китайцы (107-мм 12-зарядная Type 63). Тут случилась даже несколько анекдотичная ситуация – китайскую копию копировали, причём сразу северокорейцы, иранцы, египтяне, азербайджанцы, суданцы и турки, причём последние смогли довести дальность стрельбы своей Т-107 до 13 км.
Вот такие итоги были у первого послевоенного поколения советских РСЗО. Их возможности показали, что технологии, созданные в 30-х, себя исчерпали и нужны новые решения, чтобы обеспечить РСЗО жизнь в ходе идущей Холодной войны, которая постоянно стала вспыхивать локальными конфликтами по всему земному шару. Но решать эти задачи предстояло уже другим людям – давшие жизнь Катюшам, М-14, МД-20 и другим изделия, стали активно привлекаться к проектированию МБР, ОТРК и ракет-носителей. Но об этом будет уже в следующей статье.
Список источников
1. Гуров С. Реактивные системы залпового огня. 2016.
2. Широкорад А. Отечественные миномёты и реактивная артиллерия. 2000.
3. Широкорад А. Реактивные системы залпового огня. 2007.
4. Боевые машины БМ-13Н, БМ-13НМ, БМ-13НММ. Руководство службы. 1974.
5. Постановление № ГКО-7876сс от 21 марта 1945 г.
6. Боевые машины БМ-14, БМ-14М и БМ-14ММ. Руководство службы. 1972.
7. Боевая машина БМ-24. https://missilery.info/missile/bm24
8. Система М-14. https://missilery.info/missile/bm14-16
9. Боевая машина БМД-20 (индекс 8У33). https://missilery.info/missile/bmd-20
10. Боевая машина БМ-24Т. https://missilery.info/missile/bm-24t
11. Боевая машина БМ-24 (индекс 8У31). Руководство службы. 1958.