Разведывательный гидросамолет Yokosho Ro-go Ko-gata
Авиационный арсенал флота Японской Империи за время своего существования сменил больше наименований, чем любая другая авиастроительная компания в мире. В западной (да и нашей тоже) авиационной литературе самолеты, созданные на этом арсенале, обычно для простоты причисляют к мифической «фирме Йокосука» по городу, где он был расположен, что, корректно лишь отчасти.
История арсенала восходит к концу 1869 года, когда в поселке Йокосука в 13 милях от Токийского залива и города Йокогамы было организовано небольшое судоремонтное предприятие. Там же находились склады морских боеприпасов. К концу 19 века предприятие значительно разрослось, были построены судостроительные верфи, склады и порт. И судоремонтные мастерские превратились в крупнейший государственный морской арсенал.
В мае 1913 года на территории торпедного цеха Арсенала было организовано подразделение, призванное обслуживать и ремонтировать закупаемые за границей первые аэропланы. И уже в следующем, 1914 году за Арсеналом закрепилось первое название «Йокошо» (Yokosho), что являлось аббревиатурой от Йокосука Кайгун Ко-шо (Yokosuka Kaigun Ko-sho), что можно перевести как «Морской Арсенал Йокосука».
Дальнейшее развитие авиастроительного отделения арсенала привело в декабре 1919 года к выделению «самолетной темы» в отдельное направление и созданию Kaigun Koku Shikensho, дословно «Учреждение по исследованию аэронавтики». Этот японский аналог раннего советского ЦАГИ располагался в центральной части Токио и являлся филиалом Токийского Императорского Университета.
Растущая роль авиации заставила в апреле 1923 года японский флот провести реорганизацию и несколько вспомогательных подразделений, как-то связанных с авиационным направлением, объединить с Арсеналом в Йокосука. Новое учреждение, расположенное в пригороде Токио Цукиджи получило наименование «Кайгун Гиджуцу Кенкюшо (Kaigun Gijutsu Kenkyusho) – дословно «Морской научно-исследовательский институт». В его состав вошли Kaigun Koku Shikensho (Учреждение по исследованию аэронавтики), Kaigun Kankei Shikensho (Испытательная лаборатория корпусов), Tsukiji Kaigun Zoheisho (Морской артиллерийский арсенал в Цукиджи). Однако институт просуществовал всего пять месяцев. 1 сентября 1923 года сильнейшее землетрясение в Японии полностью сравняло с землей корпуса института.
Восстановление началось на базе морской авиабазы Касумигахара к северу-востоку от Токио в начале 1924 года. Однако, вплоть до 1927 года восстановление носило вялотекущий характер. Но 1 апреля 1924 года в становлении японской морской авиации произошло знаковое событие – был учрежден штаб авиации флот Kaigun Koku Hombu, Создание этой структуры, ознаменовало окончательное разделение японской авиации на морскую и армейскую, что в будущем доставило немало проблем японской промышленности. Но на начало 30-х годов этот шаг был вполне логичным. По указанию Kaigun Koku Hombu в апреле 1932 года на базе разрушенного арсенала в Йокосука была воссоздана новая структура, получившая обозначение Кюшо (Kusho) – аббревиатура от «Кайгун Кокушо» (Kaigun Kokusho) – Авиационный Арсенал Флота. Помимо проектного и авиастроительного подразделений в него также вошли экспериментальный кокутай (авиаполк) Йокосука и морская авиабаза Оппама. В этом виде арсенал просуществовал до конца 2-й Мировой войны. Правда за это время он сменил еще два обозначения. С 1939 года он обозначался как Kaigun Koku-Gijutsu-Sho Kugisho (Морской технический авиационный Арсенал), а в феврале 1945 года стал называться Kaigun Gijutsu-sho Ichi Gisho (1-й Технический Арсенал Флота). Смена обозначений, впрочем, не носила какого-то существенного изменения функционала структуры. Арсенал в Йокосука всю первую половину 20-го века был серьезным конкурентом частных авиафирм, под патронажем государства и флота, планомерно развивая морскую авиацию Страны Восходящего Солнца.
Однако вернемся в начало века. В течение 10-х годов 20-го века арсенал Йокошо, главным образом, занимался копированием иностранных образцов авиатехники. Так в 1912 – 14 годах на Арсенале построили несколько копий французского гидроплана Фарман «Морис» (Maurice). Эти машины, получившие обозначение «Тип Мо малый гидроплан» и Тип Мо большой гидроплан», приняли участие в боевых действиях против немецкого флота под Циндао, в частности, в попытках нанесения удара по старому австро-венгерскому крейсеру «Кайзерин Элизабет» и потоплении немецкого миноносца. Позднее на базе Фармана «Тип Мо большой гидроплан» был построен свой вариант «Ro-go Otsu-gata».
На базе американского гидроплана Кёртисс была построена копия под обозначением «Тип Ka», а потом и несколько усовершенствованная модель «I-go Otsu-gata». Были и другие разработки на базе гидропланов Сопвич и Шорт, часть из них была копиями, часть – слегка доработанными моделями. В годы 1-й Мировой войны на Арсенале выдвинулся талантливый авиационный военный инженер тайи (ст. лейтенант флота) Чикухеи Накадзима (Chikuhei Nakajima), впоследствии организовавший свою собственную одноименную компанию. В конце 10-х годов Накадзима разработал несколько экспериментальных поплавковых гидропланов. Однако первый успех пришел лишь в конце 1917 года.
Чикухеи Накадзима в соавторстве с другим флотским офицером, тайи (ст. лейтенантом) Кишичи Умакоши (Kishichi Umakoshi), используя предыдущий опыт работы с зарубежными конструкциями, разработали небольшой одномоторный разведывательный поплавковый гидроплан. Прототип был построен в ноябре 1917 года, его испытания начались в начале следующего, 1918. Самолет получился неожиданно очень удачным. Динамические характеристики его превзошли все самолеты, до сего момента использовавшиеся в японской морской авиации. Флот немедленно заказал производство самолета. До конца 1918 года на Арсенале Йокошо были построены четыре машины, которые были официально приняты на вооружение флота под обозначением «Разведывательный гидросамолет Yokosho Ro-go Ko-gata».
Серийные разведчики Yokosho Ro-go Ko-gata с двигателями Mitsubishi «Тип Hi» (Hispano-Suiza 8В).
Прототипы Ro-go Ko-gata с двигателем Salmson 2М-7
Разведчик «Ro-go Ko-gata» представлял собой классический продукт своей эпохи – двухместный одномоторный биплан цельнодеревянной конструкции с обшивкой из полотна. Крылья бипланной коробки с тремя спаренными межкрыльевыми стойками имели возможность складывания для хранения, поскольку предполагалось использование самолета с борта больших кораблей. На самолетах первых серий выпуска устанавливался 9-цилиндровый двигатель водяного охлаждения Salmson М9 (в Японии имевший обозначение «Тип Sa») мощностью 130- 140 л.с. Позднее ставился двигатель Salmson 2М-7 мощностью 200 л.с. Основная серия самолетов была оснащена 8-цилиндровыми двигателями Hispano-Suiza 8В (Mitsubishi «Тип Hi») мощностью 200-220 л.с.
По сути, разведчик «Ro-go Ko-gata» был первым серийным самолетом, самостоятельно разработанным в Японии. Арсенал Йокошо выпускал «Ro-go Ko-gata» вплоть до 1921 года. К моменту запуска в серию этой машины Чикухеи Накадзима вышел в отставку и основал собственную компанию,а доводкой машины занимался его коллега Кишичи Умакоши. Однако, на своей новой фирме «Nakajima Hikōki Kabushiki Gaisha» Чикухеи Накадзима с 1920 года также стал выпускать гидроплан «Ro-go Ko-gata», в знак былых заслуг, получивший выгодный контракт от флота. В том же году к выпуску морских разведчиков была привлечена фирма Аичи. Суммарный выпуск этих машин на арсенале Йокошо составил 218 разведчиков, еще 106 машин в период с 1920 по 1924 год построил Накадзима на своей одноименной фирме. И 80 разведчиков покинули цеха фирмы Аичи. Таким образом, серия в 404 самолета для начала 20-х годов была по истине гигантской.
Применялся разведчик Yokosho «Ro-go Ko-gata» очень широко, базируясь практически на всех крупных кораблях японского флота, а также в береговых кокутаях. В ноябре 1923 года в связи с реформами на флоте «Ro-go Ko-gata» получил новое наименование «Разведывательный гидроплан Тип Yokosho». В середине 20-х годов эти разведчики начали постепенно заменяться новыми машинами "Tип Hansa", копиями немецкого моноплана Hansa-Brandenburg W.33, однако, новые самолеты оказались не настолько хороши и так до конца и не смоли заменить бипланы «Ro-go Ko-gata» на флоте. Некоторые машины Йокошо продолжали служить как почтовые и учебные и после 1928 года.
К слову сказать, успех этого самолета был настолько оглушительным, что в 1922 году конструктор Кишичи Умакоши получил специальную премию от министра флота. Как это часто бывает, автор проекта, Чикухеи Накадзима, стоявший во главе разработки, остался не причем.
Как и всем новым самолетам того период, «Ro-go Ko-gata» довелось поучаствовать в показательных рекордных перелетах. Еще в апреле 1919 года один из прототипов машины, доработанный в одноместный вариант для возможности установки дополнительного бензобака совершил рекордный дальний перелет по маршруту от авиабазы Оппама в Куре, затем в Пусан, Корея и через восточный Кюсю вернуться на базу Оппама. В этом перелете самолет, пилотируемый сеи (мл. лейтенантом) Канджо Акашиба, установил рекорд беспосадочного перелета на участке от Сасебо до Оппамы, преодолев 1300 км за 11 часов 35 минут со средней скоростью около 110 км/ч.
Но, не смотря на успешную и безоблачную карьеру, «Ro-go Ko-gata» устарел довольно быстро. В конце 20-х годов он полностью исчез из боевых частей.
ЛТХ: |
|
Модификация |
Ro-go Ko-gata прототип |
Ro-go Ko-gata |
Размах крыла, м |
15.53 |
15.692 |
Длина, м |
10.172 |
10.16 |
Высота, м |
3.68 |
3.666 |
Площадь крыла, м2 |
48.22 |
48.22 |
Масса, кг |
|
|
пустого самолета |
1211 |
1070 |
нормальная взлетная |
1676 |
1628 |
Тип двигателя |
1 ПД Salmson 2М-7 |
1 ПД Mitsubishi «Тип Hi» (Hispano-Suiza 8В). |
Мощность, л.с. |
1 х 200 |
1х210 |
Максимальная скорость , км/ч |
136 |
153 |
Дальность полета, км |
|
765 |
Максимальная скороподъемность, м/мин |
119 |
125 |
Практический потолок, м |
|
|
Экипаж |
2 |
2 |
Вооружение: |
1х7.7-мм |
1х7.7-мм |