На наших глазах люди, называющие себя русскими, взяли в руки оружие и потерпели поражение. Поиску причин этого поражения и посвящена статья.
Наше мироздание функционирует по определённым законам. И начнём мы с мнения двух людей о том, как же эти законы воплощаются в жизни общества.
Первое высказывание, принадлежит генерал-майору в отставке Олейникову Г.А. В своей работе исследующей Прохоровское сражение (V. Прохоровское сражение: итоги и некоторые выводы), он пишет.
«Победа или поражение в бою, сражении, да и в войне в целом обусловлены действием объективных законов, присущих вооруженной борьбе. Но объективные законы войны, как и другие законы жизни и развития человеческого общества, действуют не сами по себе, не автоматически, а опосредованно через практику людей, через осознанные действия лидеров — командующих, командиров, начальников, принимающих решения, и исполнителей, реализующих замыслы и планы операций, сражений и боя». И далее: «И наоборот, игнорирование объективной действительности неминуемо ведет к просчетам, неоправданным потерям и жертвам, проигрышу сражения или даже к поражению». [4]
О том же, применительно к социальным системам, говорит Зиновьев А.А. в своих работах. Например, в работе «Логическая социология», в главе «Социальные законы», он пишет следующее.
«Существуют определенные объективные законы, с которыми так или иначе люди вынуждены считаться в своей жизнедеятельности в этом ее аспекте. Эти законы объективны в том смысле, что не зависят от того, знают о них люди или нет (как правило, они о них не знают или не осознают их в качестве именно объективных законов). И что бы люди ни предпринимали, они не в силах отменить факт существования этих законов».
«Объективность социальных законов вовсе не означает, будто люди не могут совершать поступки, не считаясь с ними. Как раз наоборот, люди их обычно вообще не знают и постоянно игнорируют их, поступая так, как будто никаких таких законов нет. Но люди столь же часто игнорируют законы природы, отчего последние не перестают существовать». [2, с. 20]
Проблема понимания окружающей реальности для каждого из нас в том, что мы не просто действуем в сложных условиях. Люди сами являются элементами сложной системы.
Объясню, что такое сложная система на примере мозга человека.
В мозге содержится, приблизительно, 85 миллиардов нейронов. Но эти нейроны разных типов. То есть элементов не просто много, но они разные.
Количество связей, в среднем, около 10 тысяч на один нейрон. Но по своим характеристикам эти связи разные.
Мозг выполняет множество разных функций, которые работая совместно, обеспечивают жизнь организма и его сознательную деятельность. То есть, множество разнообразных алгоритмов работают совместно, реализуя главную функцию системы.
Таким образом, сложная система – это большое количество элементов разных типов, большое количество связей разных типов и множество разнообразных алгоритмов, и всё это многообразие работает совместно, обеспечивая функционирование сложной системы.
Так вот, социальные системы, сами по себе являются сложными системами. Но и само мироздание, в котором мы существуем, есть сложная система. Так что каждый человек вынужден действовать, находясь внутри матрёшки сложных систем.
Теперь попытаемся разобраться в том, что побуждает людей действовать так или иначе, что определяет их отношение к миру и людям вокруг себя?
Всё, что человек мыслит об окружающем мире, объединяется понятием мировоззрение. И продуктом мировоззрения являются смыслы деятельности (в соответствии с теорией Виктора Франкла о смыслах).
То есть мировоззрение определяет и цели, которые человек ставит перед собой, и выбираемые человеком методы достижения своих целей.
Само мировоззрение формируется в результате сложного процесса.
В течении первых стадий онтогенеза, человек проходит процесс социализации в результате которого приобретает стартовое мировоззрение. Условно, этот период длиться до 22 лет. Но, на этом этапе, человек ещё не способен самостоятельно строить своё мировоззрение.
Его представления о мире формируются, как результат воздействия внешних сил. Среди них семья, друзья, значимые взрослые, школа, ВУЗ, книги, кино и т.д. и т.п. Следует заметить, что почти все участники внедряют в голову подростка доминирующую в обществе идеологию.
С этим мировоззрением человек вступает во вторичную социализацию, в которой его мировоззрением может кардинально меняться. И причиной изменений может быть либо внешнее воздействие, либо внутреннее, а именно работа ума. Сталкиваясь с собственными неудачами, человек может искать причины неудач в себе. Тогда, в результате осмысления причин приведших к неудаче человек может изменить своё представление о мире. То есть средство изменения своего мировоззрения – это рефлексивное мышление.
Это такое мышление, в процессе которого человек критически рассматривает свои представления, цели, методы и результат действий. Но так мыслить, надо учиться. Человек должен всему учиться, даже ходить.
«“Зачем нужно обучать рефлексивному мышлению?” – вот принципиальный вопрос, требующий исчерпывающего ответа для Дж. Дьюи. В его понимании свобода не может существовать без интеллектуальности: “Истинная свобода, говоря кратко, интеллектуальна; она основывается на воспитанной силе мысли, на умении “поворачивать вещи со всех сторон”, разумно смотреть на вещи, судить, есть ли налицо нужное для решения количество и качество доказательств, а если нет, то где и как их искать” [2, с. 56]. Человек может стать свободным, по его мнению, благодаря разуму: “Если поступки человека не управляются разумными заключениями, то они управляются неразумными импульсами” [2, с. 56]. “Беспрепятственно культивировать неразумную внешнюю деятельность, – заверяет Дж. Дьюи, – означает воспитывать рабство, так как это бросает человека на произвол желаний, чувств и обстоятельств” [2, с. 56].» (Дьюи Дж. Психология и педагогика мышления. (Как мы мыслим). М.: Лабиринт, 1999.) [5]
Здесь следует заострить внимание именно на состоянии раба, о котором говорится выше. Рабом человека делает неадекватное мировоззрение и отсутствие навыка критического мышления.
В процессе первичной социализации любой из нас несвободен формировать своё мировоззрение. Наше мировоззрение формируется под воздействием множества внешних факторов, но главное мы ещё не умеем критически мыслить. Просто в силу того, что мозг должен научиться определённой дисциплине мышления. А на это необходимо время и тренировка.
Кроме того, нас ни кто не учит мыслить. Скорее на оборот. Массовая культура предлагают нам жить под лозунгом «будь самим собой», то есть не развивайся, не критикуй себя, будь рабом.
И теперь, самое время вспомнить об идеологии. Вот, что по этому поводу пишет Зиновьев.
«Для самосохранения человеческих объединений, для упорядочивания совместной жизни больших масс людей и для управления ими жизненно важно то, что и как люди думают о социальных явлениях. Суждения о последних неизмеримо сильнее затрагивают интересы различных категорий людей, чем суждения о других явлениях бытия. Потому эта сфера изначально находилась и находится теперь под неусыпным контролем идеологии, включая идеологию религиозную. Идеология характеризуется определенной целью относительно человеческих объединений и определенными средствами ее достижения. Ее цель — формирование сознания людей в соответствии с требованиями самосохранения объединения и манипулирование поведением людей путем воздействия на их сознание…». [3, с.164]
Определение понятию идеология Зиновьев даёт следующим образом.
«Идеологию можно определить как совокупность понятий, суждений, идей, учений, концепций, убеждений, мнений и т.п. людей обо всем том, что в данных условиях и в данной человеческой общности считается важным для осознания человеком самого себя и своего природного и социального окружения». (Зиновьев А.А. Идеология партии будущего.)
Таким образом, идеология призвана сформировать мировоззрение человека в течении первичной социализации и поддерживать это мировоззрение в течении вторичной социализации. А решает эту задачу идеологический механизм, который включает в себя все общественные институты способные влиять на умы людей.
Если объединить всё вышесказанное, то мы поймем, как воспитывать рабов.
Чтобы воспитывать рабов достаточно формировать у них ложное мировоззрение и воспрещать научение критическому мышлению. И для этого необходима продуманная идеология, не противоречащая, вопиющим образом, обыденной реальности. Тогда раб в самых редких случаях столкнётся в своей жизни с очевидным противоречием его представлений и реальности бытия.
Но даже в случае столкновения с необъяснимой реальностью, раб постарается этого не заметить. Ибо потеря мировоззрения означает потерю смыслов. Ещё раз замечу, что говоря о смыслах, я имею в виду теорию Виктора Франкла.
Мировоззрение и порождённые им смыслы руководили жизнью, и, отказавшись от одних смыслов, необходимо найти другие. А значит изменить своё, не адекватное реальности, мировоззрение, но для этого необходимо обладать определёнными навыками мышления.
Исследования показывают, что подавляющее большинство необходимыми навыками не обладает. Например, результаты исследования «Качественные индикаторы процессов самоорганизации и самоопределения в социуме» [1] проводившегося в 2011-2013гг. говорят о том, что адекватно воспринимать поступающую информацию способно не более 20% Российского общества.
А теперь, чтобы приземлить эти абстрактные рассуждения посмотрим на человека. Как пример сложности в, казалось бы, очевидных социальных явлениях предлагаю решить следующую задачу.
Как должны относиться к воровству раб и свободный человек. При условии, что в рамках предложенного решения, свободной человек остается свободным в будущем.
Решив эту задачу, вы обнаружите, что у свободного человека не может быть простой морали. Десять заповедей удел рабов.
Итак.
Мировоззрение определяет все представления человека о мире и своём месте в этом мире. Мировоззрение определяет цели, которые выбирает человек и методы их достижения.
Если же мировоззрение ошибочно описывает реальность, то столкнувшись с неудачей, человек может изменить своё мировоззрение. Но только имея соответствующие навыки мышления. Умея критически анализировать себя и свои дела, человек может изменять свои представления о мире, в котором живёт. Безусловно, для этого человек должен не просто уметь критически мыслить, но и уметь познавать окружающую реальность. То есть владеть научным мышлением.
Так в чём же причина поражения?
Я утверждаю, что причина поражения — не адекватная реальности картина мира, и как следствие, ошибочные действия, приводящие к поражению. Притом, что отсутствие навыком критического мышления не позволило быстро адаптироваться и выработать победную стратегию.
Ключевая проблема всего нашего общества в критически низком уровне рефлексивного мышления. Не научены люди систематически, критично осмысливать свои действия и представления о мире. Не хотят люди смотреть на себя критично.
Именно в этом причина не только конкретного поражения, но и состояния всего нашего общества. Причина всего, что происходит на нашей родной земле.
Литература
- Адамьянц Т.З. Качественные индикаторы процессов самоорганизации и самоопределения в среде современных подростков // Общественные науки и современность. 2013. №3. С. 163-176. [Электронный ресурс]. URL: www.isras.ru/publ.html?id=2795 (дата обращения: 12.03.2017).
- Зиновьев А.А. Логическая социология. М.: Социум, 2002.
- Зиновьев А.А. Фактор понимания. М.: Алгоритм, Эксмо, 2006.
- Олейников Г.А. Прохоровское сражение (июль 1943). — СПб.: Нестор, 1998. [Электронный ресурс]. URL: militera.lib.ru/h/oleinikov/04.html (дата обращения: 12.01.2017).
- Терно С.А. Эволюция идеи: рефлексивное мышление – критическое мышление – метакогнитивное развитие // Гуманитарные научные исследования. 2013. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2013/10/3900 (дата обращения: 12.11.2015).