Разработка будущего турецкого истребителя пятого поколения TF-X идёт с опережением графика
После того как Турция закупила для своих ПВО российские системы С-400 на неё наложили санкции и вычеркнули из программы по поставкам американских истребителей пятого поколения F-35.
Однако, как это часто бывает, наложенные ограничения вынудили сторону, которая была подвергнута санкциям искать выход. В свой время именно из-за этого, практически родился Израильский ВПК, а также было построено множество интересных образцов вооружение в ЮАР и Иране.
Вот и Турция решила самостоятельно разрабатывать истребитель пятого поколения и делает она это стахановскими темпами.
Ведёт разработку компания «Тurkish Aerospace Industries» и по утверждениям спикеров компании первый опытный образец поднимется в воздух в этом году, что на 2 года опережает график работ.
Кстати, в первой статье посвящённой этой машине я высказал сомнения, что работы по столь сложному изделию по плечу Турции, фактически, не имеющей аэрокосмической отрасли. Как показало время я оказался не прав.
Как можно увидеть, внешне самолёт очень сильно напоминать американский F-35. Кроме этого, уже известны некоторые технические подробности по будущей машине, и они очень интересны.
Так, по сравнению с ранее показанным макетом у самолёта существенно изменилась носовая часть, ее объем был значительно увеличен ради установки специальной инфракрасной системы датчиков поиска и отслеживания целей IRST, которую было решено установить перед кабиной.
Что интересно, кроме IRST на прототип турецкого истребителя решили установить еще и многоцелевую электрооптическую систему наведения EOTS. Она размещена внизу, в передней части фюзеляжа.
Удивительно, но на сегодняшний день ни один перспективный боевой самолет не имеет аналогичной конфигурации с отдельно функционирующими системами IRST и EOTS.
Насколько имеет смысл установка двух этих систем на одном самолёте я судить не берусь. Но факт остаётся фактом, только турки решили это сделать.
Несколько слов о том, что представляют из себя эти системы.
Содержание:
Электронные системы самолёта
Система IRST
Система IRST ориентирована на обнаружение и отслеживание воздушных целей по их инфракрасной сигнатуре на расширенных диапазонах. IRST не подвержены влиянию конструктивных особенностей, призванных снизить ЭПР самолета, невосприимчивы к атакам средств радиоэлектронной борьбы. Это неплохое дополнение к бортовой РЛС самолета, особенно при участии в операциях, где ожидаются активные помехи радиоэлектронной борьбы.
Датчики IRST работают пассивно в отличие от радара, работающего в активном режиме, поэтому цель не будет предупреждена о том, что она была обнаружена. В общем, IRST является полезным помощником БРЛС, и они могут работать вместе, обнаруживая, отслеживая и поражая цели.
Система EOTS
Что касается системы EOTS, то она подобна той, что присутствует на всех вариантах F-35. Данная система, в первую очередь, предназначены для обеспечения более точного обзора и определения целей на более коротких расстояниях и лазерного обозначения этих целей, если это необходимо.
Таким образом, возможности системы EOTS могут быть использованы для захвата целей как в воздухе, так и на море или на земле. Кстати, систему EOTS запросто можно использовать для сбора разведывательных данных с последующей передачей этих данных, например, наземным войскам.
По сути, если у турецких инженеров все получится, то одновременная эксплуатация систем IRST и EOTS может обеспечить пилоту более высокую ситуационную осведомленность. То есть, пилот TF-X может использовать систему EOTS для наблюдения за наземными объектами, параллельно задействуя систему IRST для других задач. Более специализированная сенсорная система IRST будет лучше сканировать и сопровождать цели на больших расстояниях, чем EOTS, которая имеет в основном функцию «воздух-земля» и наблюдение за целями.
Далее, EOTS и IRST могут работать вместе, при этом EOTS обеспечивает более точное представление о том, что обнаруживают датчики IRST. Это особенно полезно ночью, для идентификации целей, при участии в высокодинамичных воздушных боях или решении таких задач, как перехват крылатых ракет или БПЛА.
Силовая установка
Что касается двигателей, то в этой сфере есть определенные проблемы. Изначально турки планировали использовать для поднятия в воздух TF-X хорошо освоенные двигатели Pratt & Whitney F110, которые собираются по лицензии в Турции.
Для первоначальных прототипов этого было бы достаточно, но использование даже последней версии F110-GE-132 образца 2003 года тягой 14 500 кгс – это не то чтобы маловато, наш АЛ-41Ф1С имеет примерно те же характеристики. Проблема в другом. Проблема в охлаждении американо-турецких отношений, в результате которых у турок возникают проблемы с постройкой двигателей. То есть для того что бы не было проблем с производством самолётов двигатель нужен свой или по американским моторам нужно будет провести всеобъемлющую программу импортозамещения.
По какому пути пойдут турки пока неизвестно. Может просто закупят нужный им силовой агрегат в третьей стране. Хоть в том же Китае или у кого-то в Европе. Однако в этом направлении сплошной туман.
Итог
То, что турки сделали гигантский шаг к тому что бы таки стать производителями истребителей пятого поколения это уже ясно. И они полны решимости пройти этот путь до конца. Однако желания и возможности не всегда совпадают. Получится ли у турок довести свой самолёт до серии покажет только время. Лично я всё ещё сохраняю скептицизм, ибо даже от полностью разработанного самолёта до более-менее серьёзной серии настоящая пропасть. В чём мы можем убедиться на примере нашего Су-57.
Вроде и разработка закончена и в серию пошёл. Но можно ли полтора десятка самолётов называть полноценной серией? Это установочная партия не более.
Так что на пути в войска TF-X ждёт ещё много препятствий которые нужно будет преодолеть и разработка самолёта не самоё серьёзное.
Галерея истребителя TF-X:
По материалам — https://topwar.ru/208529-tureckij-kebab-ili-vse-taki-shish.html