1

Наверное, применение в авиации столь экзотического технического решения, как раздвижное крыло, можно было бы назвать тупиковым направлением, если бы не появление гораздо позднее самолётов с крылом изменяемой геометрии.

В 1930-е годы скорость практически всех классов самолётов выросла в 2 раза. Выросли и нагрузка на крыло, и, соответственно, скорости взлета и посадки, что вело к увеличению длины разбега и пробега.

С ростом скорости и увеличением нагрузки на крыло ухудшалась и манёвренность самолётов. Если истребитель И-5 (1930 г.) совершал вираж за 10 секунд, то И-16 тип 10 (1937 г.) — уже за 16 секунд.

Естественно, возникла проблема: как снизить посадочную скорость и как улучшить манёвренность не в ущерб скоростным характеристикам.

Основным направлением решения данной проблемы стало использование механизации крыла (предкрылков, закрылков и т.п). В то же время конструкторы думали и о другом пути: как при необходимости увеличивать площадь несущей поверхности, сохраняя малое сопротивление «гладкого» крыла.

Основных идей было две: либо выпускать дополнительные крылья (би-монопланы, в СССР ими занимались конструкторы В.В. Никитин и В.В. Шевченко), либо увеличивать площадь единственного крыла, например, при помощи раздвижных телескопических секций. Энтузиастом второй идеи в СССР был Григорий Иванович Бакшаев.

В замечательной энциклопедии В.Б. Шаврова «История конструкций самолётов в СССР 1938-1950 г.г.» написано:

«РК (ЛИГ-7) — экспериментальный самолет с раздвижным в полете крылом переменной площади (цель — получить крыло меньшей площади и меньшего лобового сопротивления для горизонтального полета с максимальной скоростью и крыло увеличенной площади при посадке). Схема — расчалочный низкоплан с основным крылом размахом 11,3 м, постоянного профиля с хордой 1,5 м, площадью 16.56 м².

На основное крыло в направлении от фюзеляжа надвигались телескопически с каждой стороны шесть подвижных концентрических отсеков увеличенного профиля, дающих при полном раздвижении общую площадь крыла 23,85 м².

Самолёт ЛИГ-7 был создан в ленинградском институте ГВФ. Он был выпущен и прошел испытания в 1937 г.»

Раздвижное крыло Махонина

Но вот что интересно… Оказывается, пионером «раздвижных» самолетов являлся ещё один наш соотечественник, Иван Иванович Махонин.

Иван Иванович родился в 1895 г. в Санкт-Петербурге. После окончания ИВТУ (Императорское высшее техническое училище, теперь МГТУ им. Баумана) он работал над созданием тепловозов и электровозов. Интересно, что одно время Махонин работал в том же институте, где через двадцать лет создал свой самолёт Г.И.Бакшаев (Институт ГВФ вырос из факультета воздушных сообщений Ленинградского института инженеров путей сообщений).

В 1921 г. Махонин вместе с семьёй эмигрировал во Францию и сумел создать успешную авиастроительную фирму. Завод Махонина серийно выпускал бесхвостые планеры Фовеля (Fauvel). Сам же владелец в 1929 г. получил патент на самолёт с раздвижным крылом, а 10 августа 1931г. первый в мире самолёт подобной схемы — моноплан Мак. 10 с двигателем Lorraine LD.12b — поднялся в воздух.

Раздвижное крыло Махонина

Если Бакшаев надвигал на крыло дополнительные секции от бортов фюзеляжа, то у Махонина удлинённые консоли выдвигались из законцовок крыла. В результате росла не только площадь, но и удлинение крыла (что сказывалось на уменьшении индуктивного сопротивления).

В 1935 г. появился еще один «раздвижной» самолёт Мак. 101 с мощным мотором Gnome-Rhone К14 и убирающимися шасси — явная заявка на прототип истребителя.

Раздвижное крыло Махонина

Но, как и Бакшаев, заинтересовать в те годы своими идеями правительство или военных Махонин не смог. И хотя в 1947 г. он построил ещё один самолет подобной схемы (Мак. 123 с трофейным двигателем BMW-801TJ), все его летательные аппараты так и остались опытными конструкциями.

Раздвижное крыло Махонина

Идея изменения площади и даже формы крыла вновь оказалась востребованной позднее, в 1960-е годы, когда во многих странах появились сверхзвуковые самолёты с большой скоростью полета.

Итак, Г.И. Бакшаев, о котором упоминается в книге В.Б.Шаврова, не был первым в создании самолётов с раздвижным крылом. Его на 6 лет опередил другой наш соотечественник — Иван Иванович Махонин.

Раздвижное крыло Махонина

источник: Юрий КУЗЬМИН "РАЗДВИЖНОЕ КРЫЛО" Авиация и Космонавтика 04-2010

Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account