0

 Работы Николая Камова: ВТК и ВОМИЗКА

В ноябре 1928 года в КБ приглашенного из Франции в СССР авиаконструктора Пьера Ришара поступил молодой инженер Николай Ильич Камов, заняв должность начальника секции предварительных проектов. Камов тогда не относился к числу известных авиаспециалистов. До того он работал на концессионном заводе «Юнкерс» в Филях, в мастерских общества «Добролет» и КБ конструктора Григоровича. Основной для него была плановая работа над летающей лодкой ТОМ («Торпедоносец открытого моря»), в связи с чем Камов не раз выезжал на испытания в Севастополь.

Во время очередной поездки, в 1931 году, Камов наблюдал результаты исследований по сбросу торпед с самолетов. Очевидно, тогда его посетила мысль, что здесь можно применить винтокрылую схему для замедления скорости падения торпеды. Вскоре эта идея нашла свое отражение в документе под названием «Новый способ высотного торпедометания».

«Новый способ» заключался в применении

«автоматического, авторотирующего, складного, действующего на дистанции винта системы Камова для высотного сбрасывания».

«Действующего на дистанции»

означает наличие временного интервала между сбрасыванием с самолета и раскрытием лопастей винта. Изобретатель назвал свое творение без ложной скромности — ВТК, что означало Высотная Торпеда Камова.

Прямо из Севастополя Камов отправил предложение начальникам ВВС и ГУАП, но ответа не последовало.

Между тем, работы по ТОМу постепенно заглохли (самолет получился неудачным). В октябре того же года Камов ушел от Ришара и поступил в ЦАГИ, но идею ВТК не забросил. Он дважды ставил вопрос перед руководством ЦАГИ о включении его проекта в план работ института, но оба раза получал отказ.

Тогда Николай Ильич лично передал предложение с чертежами заместителю начальника ВВС Меженинову. И дело сдвинулось: по приказу Меженинова начальник НИИ ВВС все же заключил с Камовым договор на разработку его проектов. В результате появились проекты 20-килограммовой модели и 700-килограммового натурного образца. Но, вместо одной модели, Камов умудрился построить пять!

Первые испытания моделей в апреле 1933 года, согласно отчету, дало «плохие» результаты вследствие того, что автор проекта

«применил способ раскручивания отличный от намеченного в нормальных образцах».

Исправив ошибку, Камов осенью провел повторное испытание и на этот раз получил вполне приличные результаты — 100% раскрытий винта на «дистанциях» от двух до 14 секунд. Впрочем, выявился недостаток прочности лопастей на «дистанциях» раскрытия более 10 секунд. Опыты с большими образцами дали тот же эффект (раскрытие, но недостаточная прочность лопастей). 

Основываясь на частичном успехе испытаний, Меженинов в начале 1934 года предложил ЦАГИ продолжить работы по ВТК с целью довести этот проект до серийных образцов. Но,

«Начальником ЦАГИ по предложению помощника начальника КОСОС по вооружению т. Надашкевич было отказано»…

Однако у неунывающего инженера уже готов был новый проект. Свое очередное изобретение Николай Ильич назвал довольно забавным словом «ВОМИЗКА», что означало «Воздушная мина заграждения Камова».

Работы Николая Камова: ВТК и ВОМИЗКА

В пояснительной записке к предложению, датированной 4 февраля 1934 г., Камов писал:

«… Задача установки мин заграждения с самолетов, действующих на большой высоте решается гораздо чище, если заменить предложенный Остехбюро способ последовательного погашения скорости парашютами, предлагаемым мной спуском мин заграждения, снабженных изобретенным мной складным автоматическим авторотирующим, действующим на дистанции «винтом Камова». Полученные в моих опытах с 12 и 18-и килограм. моделями результаты уже гарантируют следующее:

Мина с прикрепленным ротором подвешивается (как указано на прилагаемой схеме) так, что впереди располагается обтекатель д/уменьшения лобового сопротивления, а сзади сложенный винт(ротор).

Мина имеет два крепления: одно крепит корпус, другое задний хомут д/лопастей, снабженный дистанционной трубкой (АГДТ).

В момент сбрасывания оба замка опускаются одновременно, причем вилка заднего замка освобождает ветрянку АГДТ через указанный на трубке промежуток времени. Пороховая петарда АГДТ, открывает замок заднего пояса и одновременно зажигает через быстродействующие шнуры ракеты, прикрепленные к концам лопастей. Пояс под действием приспособления, разжимающего лопасти (воздушный цилиндр с вилкой), отскакивает в сторону, и ракеты раскручивают ротор (дают начальный импульс). Вследствие энергичной авторотации он уменьшает набравшуюся вертикальную скорость. (…)

С этой скоростью винте миной подходит к воде. В момент прикосновения нижней пластинки отстегивающего приспособления, через систему рычажков, тросса вытягивают предохранитель замка, крепящего втулку винта и ось втулки соскакивает с хомута, прикрепленного наглухо к мине. Ротор отлетает в сторону, а мина идет на якорь».

Тем временем, работы по ВТК продвигались крайне медленно.

В АВИАВНИТО ЦАГИ 28 мая 1935 г. по предложению Начальника 5-го отдела УВВС РККА Пономарева состоялось совещание, пришедшее к следующим выводам:

«1) Инженер КАМОВ предложил новый способ высотного торпедометания и минометания.
2) Проделана большая работа, как теоретического, так и конструкторского порядка.
3) Проекты т. КАМОВА грамотны и своевременны.
4) Работа заслуживает внимания и дальнейшего продвижения».

Однако заключения специалистов из Военно-морской академии (ВМА) было более сдержанными и, скорее, говорили о недостатках, чем о возможных перспективах.

Так, преподаватель ВМА капитан 3-го ранга Киреев писал 4 августа 1936 г.:

«Отмеченное в проекте и в протоколе совещания при АВИАВНИТО ЦАГИ как особый плюс системы тов. КАМОВА, что она дает возможность осуществлять планирующий спуск, мне представляется в представленной разработке не заслуживающим внимания, вследствие того, что планирование не может быть направленным, что торпеда будет планировать с помощью такой системы в неизвестном направлении: если же дополнить ее автоматическим управлением (автопилотом), то лучше, проще и дешевле снабдить торпеду обыкновенным планером с автопилотом, чем иметь дорогостоящее авторотирующее устройство».

Аналогичные отзывы заслужила и ВОМИЗКА. По данному предложению начальником 16 сектора НИИ ВВС Прощенко было сделано заключение:

«1. Сам принцип патентосопособен.
2. В своем настоящем конструктивном оформлении принцип НЕ УДОВЛЕТВОРЯЕТ требованиям сбрасывания. Это доказано испытаниями ВТК (высотная торпеда КАМОВА), основанной на том же принципе о чем имеется официальный отчет.
3. 16 сектором ставится вопрос о доработке принципа с последующим измененным конструктивным оформлением и использованием».

Но заниматься «доработкой принципа» Камов уже не стал. К тому времени он был всецело поглощен новой тематикой — созданием и доводкой автожира А-7. А забытые всеми материалы по ВТК и ВОМИЗКА начали покрываться архивной пылью.

источник: Александр КИРИНДАС, Геннадий ПЕТРОВ "ВОMИЗKA и ВТК" Авиамастер 2005-08

Подписаться
Уведомить о
guest

6 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account