Рабочая лошадка 1-й Тихоокеанской эскадры. Бронепалубный крейсер «Аскольд». Россия

18

Темной ночью,без объявления войны ,внезапной атакой… никогда такого не было и вот опять…

Рабочая лошадка 1-й Тихоокеанской эскадры. Бронепалубный крейсер "Аскольд". Россия

В ночь с 26 на 27 января 1904 года японские миноносцы атаковали русские корабли на внешнем рейде Порт-Артура. Стоявшие впереди броненосцы «Цесаревич» , «Ретвизан» и крейсер «Паллада» получили свои торпеды и на некоторое время вышли из строя. Находившийся ближе всех к нападавшим крейсер «Аскольд» не получил ни царапины.Только за кормой оставили пенный след две японские торпеды. С некоторых кораблей по миноносцам открыли огонь по миноносцам. Но на флагманском «Петропавловске»( вице-адмирал О. В. Старк ) в небо уткнулся луч прожектора-условный сигнал «прекратить огонь». Только в 0-55 пришел приказ «Аскольду» и «Новику» преследовать уже отошедших японцев.Затем «Аскольд» сопроводил поврежденный торпедой «Цесаревич» во внутреннюю гавань с обходом через море,где опять пришлось отгонять японские миноносцы.

Того отчитался о выводе из строя в ночной атаке «Полтавы»,»Аскольда» и еще двух крупных кораблей. Ошибся,бывает.

Рабочая лошадка 1-й Тихоокеанской эскадры. Бронепалубный крейсер "Аскольд". Россия

Все это уже было-9 лет назад,в Вейхайвее-такие же ночные атаки миноносцев на китайские броненосцы. Хоть бы кто додумался сети на ночь выставить, да и на край можно было и не новейшие корабли ставить.

Крейсер «Аскольд» на рейде Порт-Артура в 1904 (на заднем плане - броненосец "Пересвет")

Крейсер «Аскольд» на рейде Порт-Артура в 1904 (на заднем плане — броненосец «Пересвет»)

На рассвете проведать русскую эскадру и оценить ее ночные потери заявился адмирал Того с основными силами Объединенного флота.Пока броненосцы готовились к выходу и строились в линию,крейсера, «Баян», «Аскольд» и «Новик» бесстрашно ринулись на японскую эскадру. Самый маленький и самый быстрый «Новик» рванул первым-на дистанцию торпедной атаки,за ним зигзагом,уклоняясь от обстрела шел «Аскольд».Лихая атака крейсеров прикрыла развертывание броненосцев- и вскоре на «Аскольде» получили сигнал- «Крейсерам не мешать броненосцам» . Крейсера повернули назад.Броненосцы заставили Того уйти. Вероломная ночная атака не принесла ожидаемых результатов.

Несмотря на полученные в бою повреждения крейсер еще трое суток нес дозорную службу у входа в гавань и лишь затем встал у стенки Морского завода для ремонта.

Всего за 40 минут боя крейсер получил 6 попаданий.4 комендора погибли,10 моряков были ранены.Наибольшие повреждения были от крупнокалиберного снаряда ,попавшего в левый борт у ватерлинии. Он разорвался в коффердаме и разрушил переборку,была затоплена одна из угольных ям.Кроме того было повреждено 75 мм орудие,в обшивке появилась пробоина почти в квадратный метр. Но самое страшное не случилось-осколок этого снаряда прошел вблизи капсюля с гремучей ртутью заряженной в торпедный аппарат мины Уайтхеда,не вызвав детонации и не воспламенив взрывчатку.Еще один снаряд оторвал ствол у 152 мм орудия на правом борту.Другой повредил пятую дымовую трубу,остальные повредили кают-компанию ,штурманскую рубку и сбили грот-стеньгу. По приказу наместника Алексеева 24 «нижних чина» «Аскольда» были награждены знаками отличия военного ордена Св. Георгия.

За «Аскольдом» после невредимости в ночной атаке и ситуации с торпедой на эскадре закрепилась репутация счастливого корабля.

Рабочая лошадка 1-й Тихоокеанской эскадры. Бронепалубный крейсер "Аскольд". Россия

После ремонта крейсер выходил на разведку 5 и 9 февраля, вместе с «Баяном » и «Новиком » 11 февраля вел перестрелку с четырьмя крейсерами противника.Он был одним из самых активных кораблей эскадры.

12 февраля «боевая тройка» русских крейсеров вышла на прикрытие возвращавшихся миноносцев и первой встретила броненосную эскадру Того,вновь подошедшую к Порт-Артуру. 12 японских броненосных кораблей против трех крейсеров-бой шел около получаса. Дистанция сокращалась до 30 кабельтовых.Скорость и маневр позволили русским крейсерам уйти под защиту береговых батарей.

«Они осыпали нас снарядами, вода кипела, то здесь, то там поднимались большие столбы воды, снаряды рвались, осыпая кругом осколками. Вот один за другим 2 снаряда падают у нас за кормой, причем один так близко, что обливает водой палубу на юте. В это время раздается выстрел кормовой пушки, как бы в ответ на прилетевший гостинец. Циферблаты поминутно звонят, показывая расстояние: 45. 45 1/4. 43… 35; снаряды ложатся все ближе и ближе, но мы даем ход и наша машина, всегда нас выручавшая, выносит нас из опасности, снаряды ложатся то за кормой, с бортов или рикошетируют в берег. Мы стреляли непрерывно, носясь по рейду полным ходом».

«Аскольд» выпустил по врагу 257 снарядов, не получив при этом серьезных повреждений,только после первого же выстрела разорвало ствол одного из 152 мм орудий.

Рабочая лошадка 1-й Тихоокеанской эскадры. Бронепалубный крейсер "Аскольд". Россия

После прибытия в Порт-Артур вице-адмирала Макарова жизнь эскадры стала еще более активной. 3 раза «Аскольд» выходил с эскадрой,причем 9 марта — под флагом Макарова.

9 марта русская эскадра (флаг C. O. Макарова сначала на «Аскольде», а затем на «Петропавловске») в течение двух часов вела перестрелку с основными боевыми силами Японского императорского флота (6 броненосцев, 6 броненосных и 6 бронепалубных крейсеров). Однако безрезультатно.

30 марта «Аскольд» «выскочил» в море и привел «улов»-китайскую джонку,а вечером принимал на борту адмирала.На следующий день Макаров погиб вместе с броненосцем «Петропавловск».Если бы Макаров остался со штабом на «счастливом» «Аскольде»,все могло сложиться иначе.

Порт-артурская эскадра перешла в глухую оборону.Экипаж «Аскольда» оборудовал первый редут крепости за счет своих ресурсов- 4- 75 мм,прожектор,динамомашина. Еще и коллегам с «Победы» и «Цесаревича» помогли установить пушки на Курганскую батарею.Два пулемета сдали в морскую пулеметную батарею.

Рабочая лошадка 1-й Тихоокеанской эскадры. Бронепалубный крейсер "Аскольд". Россия

На самом крейсере занимались оборудованием-чистили котлы,перебирали механизмы.Минеры в это время подорвали мачты затопленных японских брандеров в гавани.

5 мая, возвращаясь с прикрытия минной постановки «Амура»,«Аскольд» ,не заметив, прошел по минному заграждению порта. Но счастье не подвело.

Для поддержки сухопутных войск при обороне Кинджоусской позиции «Аскольд» вместе с «Ретвизаном « и «Севастополем» выделили свои минные катера. Катером «Аскольда»-с малокалиберными пушками и пулеметами командовал мичман Ф.Ф.Геркен. При отступлении с позиций катер взорвали-а команда пешком вернулась в Порт-Артур.

После потери Кинджоу,с «Аскольда» на берег ушло два взвода десанта.Два 152 мм орудия было приказано передать «Ретвизану»-эскадра готовилась выйти на прорыв.

10 июня эскадра попыталась выйти в море для прорыва во Владивосток, но, встретив японцев, повернула назад. По возвращении,уже в сумерках,концевые корабли были атакованы миноносцами.Первым их заметил «Аскольд» и до 4-х утра корабли отбивали японские атаки.Утром в гавани насобирали дюжину всплывших торпед.Доклады наших кораблей говорят о нескольких потопленных японцах,но сами японцы скромно признали только повреждение миноносца «Чидори».

По донесению начальника отряда крейсеров « на долю крейсеров «Аскольд» и «Новик» выпало наибольшее число нападений, все они были отражены выдержанным прицельным огнем… По засвидетельствованию командиров весь личный состав с полным хладнокровием и усердием исполнял свой долг».

Рабочая лошадка 1-й Тихоокеанской эскадры. Бронепалубный крейсер "Аскольд". Россия

Во время дежурства «Аскольда» 23 и 24 июня японский б-й отряд миноносцев дважды пытался атаковать русские корабли в гавани. «Аскольд» их отогнал и вывел из строя двух японских унтеров тяжело ранеными с миноносцев № 53 и 59 .14 июля «Аскольд» опять вышел погонять миноносцев,но за ними были два итальянских подарка- «Ниссин» и «Касуга» . Здесь уже состязание в артиллерии было не в пользу счастливчика. Осколками была повреждена одна из труб.

Рабочая лошадка 1-й Тихоокеанской эскадры. Бронепалубный крейсер "Аскольд". Россия

После подрыва на мине «Баяна»(шедший впереди «Аскольд» «свою» заметил и расстрелял) «Аскольд» стал флагманом крейсерского отряда.

26 июля (8 августа по новому стилю) «Аскольд», «Баян», «Паллада» и «Новик» вышли к бухте Лунвантан для нейтрализации группы японских кораблей (крейсера «Акицусима», «Сума» и «Ицукусима» и другие корабли) ,поддерживающих огнем штурмующую Порт-Артур 3-ю армию . Перестрелка была безрезультатной.

Рабочая лошадка 1-й Тихоокеанской эскадры. Бронепалубный крейсер "Аскольд". Россия

Наконец, 28 июля 1904 года Витгефт решился вывести эскадру на прорыв во Владивосток. «Аскольд» под флагом контр-адмирала Рейценштейна возглавлял отряд крейсеров, шедший в кильватерной колонне за броненосцами . Крейсер имел неполный комплект артиллерии -с него были сняты на нужды крепости два 152-мм, два 75-мм, два 37-мм орудия и пулеметы.

Бой начался в 12- 30 . В 13.09 12-дюймовый снаряд (предположительно с броненосца «Сикисима») разорвался у основания первой трубы.Труба была повреждена,но выстояла. Осколки вывели из строя первый котел. Взрывом уничтожило радиорубку ,убило и смертельно ранило трех человек. В 13.12 второй крупный снаряд попал в кормовую часть и разорвался в каюте старшего штурмана. Пожар был быстро потушен. Через три минуты «Аскольд» отвернул влево,а за ним вышли из-под обстрела «Новик», «Паллада» и «Диана». Умелым маневром Рейценштейн вывел крейсера из-под обстрела. Укрывшись за броненосцами они пошли второй колонной.

Эскадры разошлись на контркурсах, и корабли получили небольшую передышку. В 16.05 был получен семафор командующего эскадрой: «В случае боя начальнику отряда крейсеров действовать по усмотрению».

В 16- 50 Того ,по настоянию английского «наблюдателя», попытался еще раз догнать эскадру контр-адмирала В.К Витгефта. Бой возобновился с новой силой.

Рабочая лошадка 1-й Тихоокеанской эскадры. Бронепалубный крейсер "Аскольд". Россия

Через полтора часа боя В.К Витгефт был убит. У флагманского «Цесаревича» заклинило руль, и он стал совершать циркуляцию влево,за ним последовали остальные,строй нарушился. Отряд крейсеров также вначале повернул влево. Когда поняли , что «Цесаревич» поврежден, крейсера снова повернули вправо и легли на курс, параллельный линии броненосцев. В это время японский 1 -й боевой отряд обошел голову русской колонны, и наши крейсера оказались в зоне досягаемости орудий головных японских броненосцев. С запада приблизились 5-й («Чин-Йен», «Мацусима», «Ицукусима» и «Хасидате»)и 6-й («Сума», «Ахаси». «Акицусима», «Идзуми») боевые отряды , подошли броненосный крейсер «Асама» и миноносцы. Всего в вахтенном журнале зафиксировали 45 вражеских кораблей в пределах видимости.

Русские броненосцы повернули в сторону Порт-Артура. «Аскольд», крейсера и миноносцы поначалу последовали их примеру, но вскоре Рейценштейн принимает решение, поддержанное офицерами,—идти на прорыв, отвлекая на себя врага. На фок-мачте «Аскольда» подняли сигнал: «Быть в строю кильватер» ,а затем «Крейсерам следовать за мной». Потом этот сигнал был убран. В итоге неразберихи «Паллада» пристроилась к броненосцам,а «Диана» последовала за мателотом.

Командная вертикаль с гибелью Витгефта и невозможностью для Ухтомского поднять адмиральский флаг или сигналы для эскадры на поврежденном «Пересвете» была нарушена. Согласно последующим показаниям Рейценштейна ,он рассчитывал в случае удачного прорыва крейсеров пробить дорогу и для броненосцев. На тот момент он не был уверен,что у эскадры есть командующий(Ухтомский).

Рабочая лошадка 1-й Тихоокеанской эскадры. Бронепалубный крейсер "Аскольд". Россия

В 18.50 «Аскольд» открыл огонь и направился прямо на броненосный крейсер «Асама», шедший отдельно. Вскоре на « Асаме» вспыхнул пожар, вследствие чего японский крейсер «увеличил ход и стал удаляться» . Рейценштейн посчитал наиболее слабым местом противника юго-запад, где находились крейсера 3-го боевого отряда. Он обошел строй русских броненосцев и взял курс на юг. За ним последовал лишь «Новик» . Броненосцы по-прежнему шли в направлении Порт-Артура . «Японцы, видимо, не ожидали такого маневра, и он сразу отвлек порядочную часть огня от броненосцев на «Аскольд»,— писал впоследствии Рейценштейн.

«Броненосный крейсер «Якумо» направился к «Аскольду», ведя по нему огонь из 203-мм и 152-мм орудий. За ним сверкали вспышками выстрелов крейсеры 6-го отряда, также преграждавшие путь нашим кораблям. Слева и сзади в погоню пустились крейсеры 3-го отряда контр-адмирала Дева. Концевой корабль 1-го боевого отряда «Ниссин» и корабли 5-го отряда также перенесли огонь на «Аскольд»».

Рабочая лошадка 1-й Тихоокеанской эскадры. Бронепалубный крейсер "Аскольд". Россия

Осыпаемый со всех сторон снарядами, крейсер вел бой на оба борта, по носу и по корме. Высокая скорость, маневренность и меткость ответного огня сохранили корабль.В трюмах боролись с затоплениями,на палубе активно работали комендоры. Крейсер шел на «Якумо»,подготовив торпедные аппараты.Но не пригодилось,загоревшийся «Якумо» был вынужден отойти,одна из «собачек» также отвалила,получив повреждения. «Аскольд» и «Новик» пронеслись буквально за кормой у японцев.

Затем крейсера отбили атаку четырех миноносцев,по данным аскольдовцев один из них затонул от прямого попадания 152 мм снаряда,факт зафиксирован в вахтенном журнале в 19-00. У японцев ,однако,традиционно «потерьнет».

В напряженном бою выходили из строя механизмы у некоторых 152 мм орудий- выкрашивались зубцы подъемной шестерни . С другой стороны подача снарядов шла по графику,хотя в некоторых погребах приходилось поднимать снаряды вручную.Несмотря на потери в расчетах ,орудия не прекращали огонь-к ним вставали все кто мог- вплоть до повара.

Кочегары обеспечивали максимальный ход на предельном форсировании котлов. Некоторые машинисты работали без перерыва больше 16 часов. «Машинистов приходилось под конец откачивать через каждые 15 минут холодной водой. Многие ходили ощупью — так разъедало потом глаза. С некоторыми от усталости делались судороги — приходилось окачивать их струей из шланга и таким образом приводить в чувство».

После боя Рейценштейн писал в донесении в Главный морской штаб о командах «Аскольда» и «Новика»«Чистосердечно не могу указать отличившихся обоих этих крейсеров: командиры, офицеры, механики, доктора, нижние чины вели себя стойко, браво, хладнокровно, без суеты, громя неприятеля, исполняли свой долг».

На пути у русских оставались только крейсера 6-го отряда . Но как только «Аскольд» резко повернул на крейсер «Сума»,тот полным ходом уступил дорогу «сумасшедшему» русскому крейсеру.

В 19.40 в вахтенном журнале появилась запись: «Прорвались сквозь неприятельские крейсера… «Новик», «Паллада», «Диана» не видны за темнотой». Спустились сумерки, японцы остались вдали ,изредка продолжая обстрел. «Новик» после 1-30 отстал из-за неисправности и далее принял решение о прорыве во Владивосток самостоятельно.

На рассвете 29 июля выяснилось, что японские крейсера «Акаси», «Идзуми», «Акицусима» продолжают преследовать «Аскольд»,но отменная работа немецких машин и русских кочегаров оставила их за горизонтом.В полной комплектности «Аскольд» ,конечно,мог померяться силами с этими «малышами»,но длительный бой обошелся и ему весьма дорого.

Экипаж_Аскольда_1905

Экипаж_Аскольда_1905

В бою погибли один офицер, десять матросов, ранено четверо офицеров и 44 матроса. Орудия выпустили по врагу 226 фугасных 152-мм, 155 стальных 75-мм, 65 чугунных 75-мм и 160 47-мм снарядов. Сразу после прорыва в строю оставались четыре 152-мм орудия, за ночь удалось восстановить еще одно. Из-под полностью исправного орудия №10 разбило подкрепления и палубу. Крейсер лишился обеих дальномерных станций, во многих местах оказались перебиты электрические провода, разбиты 10 боевых циферблатов . В правом борту «Аскольд» имел четыре малых подводных пробоины. В левом борту имелось две подводные пробоины . Всего крейсер принял 100 т воды . Броневая палуба осталась неповрежденной. 1-я труба была перебита,5-я стала на треть короче,остальные были изрешечены осколками.Полностью были уничтожены обе плиты на камбузе. Катера и шлюпки напоминали решето.Машины корабля могли обеспечить 15 узловой ход.

Рейценштейн убедился, что «Аскольд» не сможет в таком состоянии прорваться через Корейский пролив.Решено было зайти в Шанхай, исправить наиболее существенные повреждения, пополнить запасы в течение допускаемого международным правом периода ,а затем попытаться прорваться во Владивосток вокруг Японии.

Крейсер ‘Аскольд’ в доке Шанхая после битвы в Желтом море:

Интернированные корабли у причала КВЖД в Шанхае

Интернированные корабли у причала КВЖД в Шанхае

В полдень 30 июля 1904 года «Аскольд» встал на якорь в устье реки Вузунг. А через несколько дней Рейценштейн получил приказ из Петербурга разоружить корабль. У Шанхая уже сторожила эскадра контр-адмирала Уриу (броненосный крейсер «Токива», два бронепалубных крейсера и два миноносца). 11 августа «Аскольд» и пришедший вскоре за ним миноносец «Грозовой» спустили флаги. Замки орудий, боевые части торпед, винтовки и некоторые детали машин сняли и сдали в китайский арсенал, 28 августа крейсер вывели из дока и поставили у пристани русского общества КВЖД вместе с «Грозовым» и интернированной в самом начале войны канонеркой «Манджур». Перекрашенные в белый мирный цвет корабли простояли здесь больше года.

Рабочая лошадка 1-й Тихоокеанской эскадры. Бронепалубный крейсер "Аскольд". Россия

Только 2 октября 1905 года в Шанхае получили уведомление о ратификации мирного договора между Россией и Японией. 11 октября на «Аскольде» вновь подняли Андреевский флаг, а 1 ноября под командованием нового командира капитана 2 ранга К.В.Стеценко крейсер вышел во Владивосток.

9 декабря «Аскольд» зачислили в состав Отдельного отряда судов для охраны Уссурийского края. 24 мая следующего года крейсер, состоявший со времени постройки в Балтийском флоте, был переведен в Сибирскую флотилию, а его команда — в Сибирский флотский экипаж. Летом «Аскольд» несколько раз выходил в Амурский залив на практические стрельбы, обходил ближайшие к Владивостоку бухты, а половину осени провел в доке.

С 6 июня 1906 года крейсер входил в состав Сибирской флотилии.

Крейсер «Аскольд» на рейде Владивостока

Крейсер «Аскольд» на рейде Владивостока

Крейсер «Аскольд» действительно стал ,наверно,самым счастливым кораблем порт-артурской эскадры. Высокое качество постройки,надежные и мощные машины,храбрый и обученный экипаж,решительный и умелый командир-что еще надо для счастья? Разве что немного удачи. И ее было достаточно.

Крейсер 'Аскольд' на зимовке во Владивостоке

Крейсер ‘Аскольд’ на зимовке во Владивостоке

Один из самых активных кораблей Порт-Артура,всегда в полной боевой готовности,в дозоре,прикрытии,вылазках. Во время сражения в Желтом море , как заговоренный, растолкал в разные стороны по очереди два больших броненосных крейсера, нанеся им серьезные повреждения,сбросил с хвоста свору мелких крейсеров,повредив еще одну из «собачек».При этом некоторое время на нем был сосредоточен огонь большей части всего японского флота. Бронепалубный крейсер с неполной артиллерией прорвался из окружения и чуть не повел за собой всю эскадру.

Источник — https://zen.yandex.ru/media/id/5cf01f060d8ac524e68e4579/bronepalubnye-kreisera-schastlivchik-askold-5ea40fa48e079d5083ec3dfc

Подписаться
Уведомить о
guest

3 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account