14

Доброго времени суток, коллеги. Сегодня я начинаю публиковать свою большую (как минимум по задумкам) альтернативу касательно античного Карфагенского государства. Начну я издалека, ибо понять те или иные моменты исторической части альтернативы будет сложно без описания кое-каких моментов, а именно – религии и культуры. Эта статья будет касаться именно религии, причем альтернативной – так как по некоторым причинам я решил не придерживаться реального канона, ибо его попросту не было.

Содержание:

Вступление

Я уже не единожды упоминал, что с богами Карфагена не все в порядке. Точнее, с ними не понятно вообще ничего. Причин тому хватает – к примеру, западносемитский языческий пантеон был не более или менее единым для всех народов, а отличался в каждом городе-государстве. Свой пан­теон был в Угарите, Сидон и Тир также имели своих богов. Причем отличалось не только разде­ле­ние на основных и второстепенных, а и сами боги – их функции, имена. Один бог мог со временем преобразоваться в другого, а затем и в третьего, или вернуться к изначальным функциям. Самая сложная, но характерная ситуация получается с Астартой, которая является одним из ликов Анат, а затем и Танит – т.е. фактически это одна и та же богиня, но в разных местах и в разное время они отличались по функциям. Сама Астарта была заимствовала у шумеров. Кстати, о заимствовании богов – греческие боги также пользовались спросом финикийцев, а затем и пунийцев – в Карфагене на момент его гибели имелись храмы Юноны и Аполлона (хотя так пунических богов могли называть греки и римляне, а на самом деле там были, к примеру, Астарта и Решеф). В результате получается настоящая каша.

Потому я решил создать свой пантеон для альтернативного Карфагена. Он во многом будет основы­ваться на тех особенностях финикийской религии, которые мне удалось понять, однако все эле­менты будут систематизированы и приведены в порядок. То же коснется и мифологии. В процессе систематизации также будут добавлены новые элементы – обычаи, мифы и даже боги. Будет присутствовать и некий фэнтезийный элемент (в конце концов, мы же о мифологии речь ведем), а именно – легенда об Атлантиде будет доведена до статуса факта, а выжившие после ее гибели собственно и обусловят некое отклонение от реальной истории. Кто хочет, может считать этих выживших попаданцами – в любом случае, не они станут главными героями всей альтернативы [1], но их дети, внуки и прочие потомки, которые вместе с торговцами-финикийцами создадут некий уникальный сплав, позволяющий истории идти по отличимому от реальности пути. Впрочем, это все же фэнтезийный элемент, и потому в определенном смысле планка качества этой альтернативы уже подразумевается не самой высокой.

Акцентирую внимание на том, что весь указанный ниже текст – это именно альтернатива, а не описание реальной религии Карфагена. Реальность, увы, столь раздражающе неопределенна в этом месте, что я лучше пока воздержусь от попытки ее охвата. К тому же существуют серьезные проблемы с графическим материалом на эту тему – про греко-римский пантеон у нас валом всего, включая скульптуру, картины и прочее, также кучу всего можно найти по египетским богам, но вот по западносемитским божествам информации удручающе мало (да и не только графической).

Также замечу, что вся эта история пишется для создания жесткой основы, которая будет использо­вана мною для написания книги на эту тему. По крайней мере, таков план – вероятность того, что я что-то таки напишу, пока что чуть больше нуля, но надежда умирает последней….

Чуть не забыл! Большой альтернативе – запоминающееся, но лаконичное название. Первым делом в голову приходит всякая попса вроде «Карфаген не должен быть разрушен» или «Пунический мир», но тут я с выбором долго не тянул – вариант приглянулся очень быстро, и мне он чертовски нравится. Называться будет вся альтернатива оригинальным названием Карфагена, которое на финикийским звучит как Quarthadast. Такое ни с чем не спутаешь! Да и тег на сайте еще не был использован, что тоже немаловажно. В общем, понеслась….

Краткая история

Храм Баала работы некоего LordGood. Слева от него - еще один пунический храм.

Храм Баала работы некоего LordGood. Слева от него — еще один пунический храм.

История богов Карфагена начинается на рубеже IV и III тысячелетий до н.э., вместе с возникнове­нием древних ханаанских языческих верований на территории Палестины и Сирии, а главное – в Финикии. Точный и полный список всех богов составить не представляется возможным – в течении столетий ханаанский пантеон постоянно менялся, старые боги забывались, а новые, в том числе заимствованные у соседей, появлялись вновь. Ярким примером тому может служить бог земле­делия и плодородия Дагон, который впервые упоминается еще в аккадских документах в XXIII столетии до н.э. К X веку до н.э. про него успели забыть, а его функции на себя взяли другие боги и богини. При этом на протяжении всей истории этой религии отсутствовал какой-то единый канон – в разных городах и регионах какие-то общие боги дополнялись собственно местными, их функции смешивались, и если в одном городе Астарта могла быть обычной богиней плодородия, то в другом она становилась неистовой покровительницей войны и разрушений.

Верования финикийцев во многом подпитывались извне. Так, одним из самых главных источников заимствования богов в древности стало Междуречье (именно оттуда пришел Дагон), откуда в Финикию пришла богиня Астарта (Иштар). Другим источником чуть позднее послужили древние евреи – именно благодаря их влиянию в Финикию пришли верховные боги Элохим и Ашера, которые хоть и считались «отошедшими от дел», однако все же признавались «своими» и главен­ствующими сущностями. Но самым главным «донором» стала далекая Атлантида. Контакты с ней финикийские мореходы установили еще в XV веке до н.э. Известно, что Атлантида являлась островным государством к западу от Геркулесовых столбов, и ее климат, богатые недра и плодо­род­ные земли представляли собой рай для людей. Атланты достигли значительных высот в мореход­стве, и после установления связей с финикийцами быстро наладили с ними торговлю. Шел и активный культурный обмен – в Финикии начал утверждаться культ бога Мельхиора, а его женой [2] стала финикийская Астарта. В Атлантиде имелся и свой богатый пантеон богов, однако о нем практически ничего неизвестно – сохранились упоминания лишь о тех богах, которые прижились в Финикии, а также теории о том, что черты многих из них позднее были приписаны западно­семитским божествам Карфагенского пантеона. Примерно в XII веке до н.э. Атлантиду постигло несчастье – после серии извержений вулканов большинство островов ушли под воду, унеся за собой практически всю цивилизацию атлантов. Выжила лишь небольшая часть во главе с царицей Дидоной Мельхиорид [3], которая отправилась в дружественную Финикию и нашла убежище в Тире. Вместе с ней там обосновались немногочисленные беженцы и культы некоторых атлантических богов – Мельхиора, Эгии и Элии, Мельтора и синкретической Астарты. Часть беженцев основала небольшой городок Цитадель в Северной Африке, который также получил финикийское название Бирту, или Бирса. Тем не менее, этот анклав атлантов проживал с большими затруднениями – несмотря на выгодное расположение поселения, постоянные набеги местных племен нумидийцев не позволяли надежно закрепиться в регионе. В Тире же Мельхиориды, будучи потомками богов, стали соправителями царей Тира, которые были потомками другого бога – Мелькарта. При этом один из членов династии постоянно занимал должность верховного жреца храма Мельхиора, построенного вскоре после Падения и Исхода [4].

Последним этапом формирования пунического пантеона богов стали конфликты между царями и жрецами в X–IX веках до н.э. [5], в результате которой все боги наконец-то были систематизиро­ваны, и был создан упорядоченный канон мифологии, объединяющий атлантических и финикий­ских богов в одну единую общность. Это вызвало раскол между традиционной и реформистской частью как жрецов, так и населения города. К тому моменту, как завершился конфликт между царем Пигмалионом и его дядей Сихеем, уже сформировалась достаточно многочисленная группа диссидентов во главе с Ацербусом Мельхиоридом, которая по традициям Тира должна была отправиться в изгнание и основать новую колонию. Именно с началом истории Карфагена и связано начало истории пунического пантеона богов, стоящего обособленно от западносемитских языческих верований.

Карфагенский пантеон

Знак Танит. Служил символом Карфагена почти с самого его основания.

Знак Танит. Служил символом Карфагена почти с самого его основания.

В пантеон Карфагена входил 21 бог. Все они отличались рангом, полом и покровительствовали разным силам. Кроме того, все они приходились друг другу родственниками. В обиходе вместо имен богов чаще всего использовались их прозвища (эпитеты), так как называть богов по именам счита­лось чем-то грубым и некорректным. Собственно в скобках будут указаны эти самые прозвища всех богов. Поколения богов разделены на три ранга – верховные, старшие (прямые дети верховных) и младшие (дети старших).

Еще одной особенностью карфагенских богов является их «многофункциональность». Так, офици­аль­ным покровителем войны является Мельтор, однако не меньшую роль в этом плане играет Анат. Та же Анат фактически совмещает функции богини любви, плодородия и домашнего очага с Танит и Элией; при этом она же сохраняет за собой покровительство разрушениям, хотя «официально» это удел Решефа.

Генеалогическое древо богов Карфагена

Генеалогическое древо богов Карфагена

Элохим (Отец) – верховный бог и создатель мира, правит собственным царством на небесах. Отец всех старших богов. Несмотря на то, что он – самый сильный и влиятельный из всех богов, ему практически не поклонялись и не молились в Карфагене (даже храм ему как таковой отсутствовал, лишь в Кэлшелиме – храме всех богов – имелась его статуя), так как после создания мира людей он отошел от дел, оставив править вместо себя своих детей, и не имеет никакого влияния на происхо­дящее. Также считалось, что в царство Элохима после смерти отправляются души умерших младен­цев, похороненных в Тофете, а также души героев, мучеников и прочих достойных людей. Факти­чески единственный настоящий бог карфагенского пантеона, за исключением Ашеры – все осталь­ные являются лишь его потомками и посланниками, уступая ему в силе.

Ашера (Мать) – верховная богиня, жена Элохима и мать всех старших богов. Если Элохим отвечал за создание мира как такового, то Ашера дала ему все живое – животных, птиц и людей. Так же, как и Элохим, официально не почиталась карфагенянами и упоминалась лишь вскользь, так как нахо­дится в царстве Элохима, которое мало связано с царством людей.

Так можно себе представить Танит.

Так можно себе представить Танит.

Танит (Госпожа) – старшая богиня луны и плодородия, жена Баала, главная покровительница Карфагена. По популярности превосходит всех богов, включая своего мужа. Также покровитель­ствует храбрым воинам, власти и любви. Особую популярность приобрела после смерти Элиссы Дидоны и провозглашения ее реальным воплощением Танит. Несмотря на общую миролюбивость, считалась также и воительницей, хоть и уступала в этом Мельтору и Анат. Отождествляется с греческой богиней Герой в некоторых пунических и греческих городах.

Баал (Господин) – старший бог солнца, грома и молний, муж Танит, покровитель Карфагена и всего мира людей. Самый сильный из всех богов за исключением Элохима и, возможно, Мельхиора. В начале своего царствования стал участником войны с Ямоном за власть. Был убит в результате заговора Мотона, однако его воскресили Анат и Шапаш, вытащив его душу из загробного мира. Карает грешников ударами молний, а также дарует людям дождь. Отождествляется с греческим богом Зевсом.

Баал-Хаммон собственной персоной.

Баал-Хаммон собственной персоной.

Анат (Девица) – старшая богиня любви и красоты, несостоявшаяся жена Мотона и любовница Баала. Одна из самых ярких и разносторонних богинь всего карфагенского пантеона. Ведет развратную жизнь с братом и простыми смертными, оставаясь при этом девственницей. Покрови­тельствует также войне, плодородию, охоте и разрушениям. Непредсказуема, воинственна и жестока. В битвах превосходит многих богов. Стала причиной ссоры Баала и Мотона, отказавшись становиться женой последнего и выбрав вместо него бога солнца. После смерти Баала вместе со своей подругой Шапаш проникла в царство мертвых, изранила Мотона и воскресила своего возлюбленного, похитив его душу из царства мертвых. После любовных утех со смертными часто производит на свет экстраординарных детей – к их числу приписывают многих героев Карфагена. Отождествляется с греческой богиней Афиной.

Мотон (Смерть) – старший бог смерти и правитель своего собственного царства мертвых, куда отправляются те, кто не заслужил путь в царство Элохима. Из-за предательства Анат стал един­ственным старшим богом без пары и детей, после чего превратился в изгоя и ненавистника всего живого. Ослаблен после того, как его изранила Анат во время спасения души Баала, однако исцелен Эшмуном. Погубил царство Мельхиора, из-за чего Спаситель стал его непримиримым врагом. Отождествляется с греческим богом Аидом.

Вообще это статуя Афродиты, но раз она отождествляется с Шапаш, то почему бы и не сказать, что это Шапаш? В конце концов, в античности греки и пунийцы частенько "развлекались", переставляя статуи из храмов в захваченных городах в свои. Так статуя Зевса могла оказаться в храме Баала, а статуя Астарты – в храме Венеры.

Вообще это статуя Афродиты, но раз она отождествляется с Шапаш, то почему бы и не сказать, что это Шапаш? В конце концов, в античности греки и пунийцы частенько «развлекались», переставляя статуи из храмов в захваченных городах в свои. Так статуя Зевса могла оказаться в храме Баала, а статуя Астарты – в храме Венеры.

Шапаш (Небо) – старшая богиня неба, жена Ямона и близкая подруга Анат. Также участвует в войнах, однако не испытывает к ним особой тяги. Помимо этого, выступает покровительницей красоты. Обладает даром предвиденья, благодаря чему помогла Анат найти душу Баала в царстве Мотона. В целом спокойная, однако подвержена вспышкам гнева. Близка к своему брату Баалу, однако не вступала с ним в интимные связи, оставаясь верной своему мужу Ямону. Также способ­ствовала примирению Баала и Ямона после их конфликта. Отождествляется с греческой богиней Афродитой.

Ямон (Море) – старший бог моря и морской стихии. После создания мира людей пытался захватить власть над ним и провозгласить себя верховным богом, однако был побежден Баалом. В ходе их борьбы погиб Левиафан – чудовище, личное творение Ямона. После своего поражения какое-то время конфликтовал с Баалом, однако после подвигов Мелькарта и благодаря содействию своей жены Шапаш помирился с Баалом. Любит посылать испытания морякам в виде бурь. Отождеств­ля­ется с греческим богом Посейдоном.

Мельхиор (Спаситель) – старший бог жизни и мудрости, муж Астарты. Также покровительствует воинам и странникам. При создании мира людей получил свое личное островное царство и не участвовал в конфликте Баала и Ямона, после которого признал верховное положение Баала. Со временем у него начался конфликт с Мотоном, который попытался отобрать у него жену Астарту, в результате которого Мотон был побежден, а его легион безымянных демонов был уничтожен Мельхиором. Тем не менее, Мотону удалось погубить царство своего брата, разрушив его и утащив под воду, и лишь немногие из его жителей спаслись благодаря вмешательству своего царя-бога, за что он и был прозван Спасителем. Стал отцом нескольких человеческих детей, старший из которых, названный в честь отца, стал основателем династии царей-жрецов, которая позднее, объединив­шись с представительницей династии Тира, положит начало династии Элиссидов, царей Карфагена. Один из самых уважаемых богов Карфагена.

Астарта (Судьба) – старшая богиня надежды, справедливости и мести, жена Мельхиора. Также покровительствует воинам, правде и сильным женщинам. Воинственна, хотя по силе и уступает Анат. Стала причиной войны Мотона с Мельхиором, была похищена первым, однако вскоре осво­бождена своим мужем. Часто отождествляется с греческой богиней Фетидой, хотя имеет с ней мало общего.

Мелькарт (Странник) – младший бог, сын Баала и Танит. Покровитель мореплавания, странствий и торговли. После рождения был утерян, воспитан простыми смертными. Совершил много подвигов, прославился как защитник людей. Стал основателем царской династии Тира. Когда его человече­ское тело достигло старости, добровольно взошел на костер и окончательно принял свою божест­венность в форме дыма. Один из самых почитаемых богов Карфагена. Отождествляется с грече­cким полубогом Гераклом.

Эшмун (Целитель) – младший бог, сын Баала и Танит. Покровитель целительства и жизни. Не выбирает ничью сторону и лечит всех, кого встречает – таким образом, им был излечен Мотон после битвы с Анат, и Мельтор после битвы с Решефом. Иногда разочаровывается в людях, и тогда насылает на них эпидемии в качестве испытания. Соблюдает обет безбрачия, и потому не имеет смертных детей.

Цидон (Охотник) – младший бог, сын Баала и Танит. Покровитель охоты, лесов и животных. Славится своим пристрастием к молодым девушкам, однако ни разу не зачинал детей. Дружит с Анат, часто помогает ей в ее сражениях. Почитается также как покровитель меткой стрельбы и боевых животных.

Талай (Росная) – младшая богиня воды и божественного света, дочь Баала и Анат. Является полной противоположностью своей матери, отличаясь тихим нравом и спокойным поведением. «Унаследо­вала» от матери также вечную девственность, но не ведет столь распутный образ жизни. Возлюб­ленная Мельтора. Однажды была похищена Решефом, который попытался сделать ее своей женой, однако была освобождена Мельтором, после чего с разрешения Баала навсегда осталась с ним.

Шалем (Рассвет) – младший бог утренней зари и ветра, сын Баала и Анат, брат-близнец Шахара. Бодрствует днем и спит ночью. Насылает бури на суше и может вызвать дождь.

Шахар (Закат) – младший бог вечерней зари и удачи, сын Баала и Анат, брат-близнец Шалема. Бодрствует ночью и спит днем. Также считается покровителем азартных игроков.

Решеф (Разрушитель) – младший бог разрушения и огня, сын Ямона и Шапаш. Непредсказуем и жесток, часто поддерживает безудержную войну до последнего. Конфликтует с Мельтором из-за Талай и с Анат, пытаясь превзойти ее по воинским навыкам. Считается «плохим» богом наряду с Мотоном, однако ему также приносятся жертвы для предотвращения пожаров и землетрясений.

Котар (Мастер) – младший бог ремесла и кузнечного дела, сын Ямона и Шапаш. Один из самых сильных богов физически, однако миролюбив и не ввязывается в конфликты. Также является покровителем строителей. Влюблен в Элию. Ковал оружие и доспехи всем богам, включая своего деда Элохима. В начале конфликта Баала с Мотоном был спровоцирован последним и убил Баала, после его воскрешения покаялся и был прощен. Отождествляется с греческим богом Гефестом.

Мельтор (Воитель) – младший бог войны, воинской славы, храбрости и победы, сын Мельхиора и Астарты. Влюблен в Талай, сражался за нее с Решефом. Играл важную роль во время войны своего отца Мельхиора с Мотоном. Не самый сильный воин, однако грамотный стратег и тактик, способный за счет своего ума победить в заведомо проигрышной ситуации. Из-за этого считается также покро­вителем мудрости и различных наук. Также Мельтор, как и его отец, проявляет высокую стойкость и выдержку даже по меркам богов. Считается первым Перворожденным [6].

Эгия (Забавница) – младшая богиня искусства и веселья, дочь Мельхиора и Астарты, сестра-близнец Элии. Веселая и распутная, часто предается любви со смертными мужами и женщинами. Также покровительница виноделия. Некоторыми отождествляется с греческим богом Дионисием, при этом утверждается, что Эгия – мужчина. Сами карфагеняне относятся к такой точке зрения с легкой ненавистью.

Элия (Берегиня) – младшая богиня домашнего очага и семейного благополучия, дочь Мельхиора и Астарты, сестра-близнец Эгии. Влюблена в Котара. Тихая и скромная, как и любая жена-хранитель­ница. Отождествляется с греческой богиней Гестией.

Мифология

Примерно так можно себе представить гибель Атлантиды

Примерно так можно себе представить гибель Атлантиды

Сотворение царства Элохима. Изначально существовала лишь одна не знающая времени пустота, холодная и равнодушная. Но так должно было случиться, что в ней появились первые чувства и отрывочные мысли, которые сталкивались и разлетались в хаотичном порядке, пока, наконец, не собрались воедино. Но сила противоречий между ними была столь сильна, что эта единая совокуп­ность разделилась на две части, и постепенно из них вышли два бога – Элохим и Ашера, являющие собой разделенное одно целое. Сила их была столь велика, что ради собственной прихоти они начали собирать из ничего целый мир, с землей, горами и лесами. Последним, что сотворили Элохим и Ашера, был их дворец [7], в котором они и начали управлять вновь созданным миром.

Сотворение мира людей. Жизнь вдвоем для Элохима и Ашеры казалась скучной, и потому они, полные любви друг к другу, завели детей – четырех сыновей и четырех дочерей. Однако те быстро росли, и вскоре сами потребовали собственные дворцы и царства для правления. Не желая обижать своих детей или конфликтовать с ними, Элохим поставил им условия – каждый брат возьмет себе в жены сестру и будет править своим собственным царством, не подчиняясь никому, в новом мире, который он создаст. Ямон поставил условие, что этот новый мир не должен будет подчиняться Элохиму, и тот согласился. В результате Элохим и Ашера создали новый мир для своих детей, а также сотворили людей, дабы те подчинялись воле своих господ. Дабы верховным богам не было скучно в своем царстве, Элохим даровал право самым лучшим из них после смерти попадать в его владения, где они обретали бессмертие и безбедное существование до самого конца времени. Те же, кто не заслужил такого права, после смерти отправлялись в подземное царство Мотона, который должен был взять в жены Анат. Баал получил земное царство в свое правление, взяв в жены Танит; Мельхиор попросил отца создать островное царство вдали от остальных и взял в жены Астарту. Ямону же вместе с Шапаш досталось морское царство. Как только создание мира завершилось и дети отбыли править им, Элохим и Ашера прекратили вмешиваться в их судьбу, лишь наблюдая и отбирая праведников и героев для своего божественного мира.

Борьба Баала с Ямоном. Как только старшие боги прибыли в свой мир, они тут же приступили к постройке дворцов. Первым свой дворец завершил Ямон, после чего объявил, что раз так – то его теперь следует считать верховным богом всего этого мира, а остальные его братья и сестры должны ему подчиниться. Мельхиор проигнорировал его слова, а Мотон поспешил принести клятву верности – но Баал напрямую выразил несогласие. Чтобы не дать разрушить свой дворец, Ямон создал чудовище Левиафана, которое всюду следовало за ним. Когда Баал собрался с силами, то на побережье произошла великая битва между ним и Ямоном с его чудищем. Левиафан был убит, а Ямон тяжело ранен. После долгих раздумий о том, что же делать со своим братом, Баал решил вернуть все к тому, как и было в начале, по указке отца – все четыре брата были равными друг другу, включая уязвленного Ямона. Столь милосердное отношение со стороны повелителя, а также содействие Шапаш в будущем позволили примириться двум братьям и забыть старый конфликт.

Борьба Баала с Мотоном. Мотон был самым тихим и спокойным из всех старших богов, однако в жены себе он выбрал абсолютную свою противоположность – агрессивную и вспыльчивую Анат. Они плохо ладили, часто ссорясь и даже устраивая драки, в которых Анат оказывалась победитель­ницей. В конце концов, Анат ушла от него к Баалу, которого страстно любила. Мотону это сильно не понравилось, и он потребовал у брата, чтобы тот вернул ее ему. Баал ответил, что не ему решать, с кем быть Анат, а лишь ей одной. Это необычайно разозлило Мотона, и он загорелся идеей мести. Понимая, что ему никак не справиться с Баалом одному, он решил натравить на него племянника Котара – единственного из богов, кто был сильнее самого Баала. Подмешав слабый яд в кубок Котару во время застолья в дворце Баала, Мотон заставил молодого бога думать, что Баал хочет его убить, и, не контролируя собственного гнева, Котар убил Баала, а его душу тут же похитил и забрал в свое царство Мотон. Узнав об этом, Анат без промедления бросилась к своей подруге-провидице Шапаш, которая узнала, где находится душа Баала, и вместе они отправились за ней. Для того чтобы освободить душу Баала, ей пришлось сразиться с Мотоном, которого она изранила и сказала, что если тот еще раз попытается убить Баала, то умрет. Подняв душу Баала наверх, Анат вернула ее в тело своего возлюбленного, воскресив его. Тот быстро простил Котара, который был лишь марионеткой, и все вернулось на круги своя. Анат стала любовницей Баала и фактически его второй женой, а Мотон превратился в озлобленного и мрачного бога, лишенного жены и детей.

Подвиги Мелькарта. Мелькарт, будучи еще младенцем, был утерян своими родителями и выращи­вался простыми смертными. Будучи сыном богов, он отличался от обычных людей силой, выносли­востью и умом, и как только он повзрослел, то отправился странствовать по миру в поисках ответа на вопрос – кто он такой? В конце концов он достиг края земли, где ему во сне пришел его отец Баал, который рассказал о том, кто он такой, и что для возвращения своей божественности ему требуется совершить великие подвиги. По их завершении ему было предложено вознестись во дворец отца, однако вместо этого Мелькарт попросил побыть еще среди людей, дабы помочь им лучше обосноваться в этом жестоком мире. Полюбившаяся ему женщина Гиальда позднее родила ему сына Итобаала, который стал первым царем города Тира. Постарев, Мелькарт почувствовал скорую смерть своего физического тела, и попросил жителей города сложить для него погребаль­ный костер, в который он сам и взошел. Тогда же он окончательно принял свою божественность, развеявшись вместе с дымом, и заслужив огромное уважение как смертных, так и богов – не было среди младших богов более почитаемой личности, чем он.

Статуэтка Танит, резьба по слоновой кости. Очень даже симпатично, и выглядит лучше, чем большинство сохранившихся до нашего времени финикийско-пунических статуй. Впрочем, как я уже говорил, иногда отличить греко-римскую скульптуру от финикийско-пунической крайне сложно.

Статуэтка Танит, резьба по слоновой кости. Очень даже симпатично, и выглядит лучше, чем большинство сохранившихся до нашего времени финикийско-пунических статуй. Впрочем, как я уже говорил, иногда отличить греко-римскую скульптуру от финикийско-пунической крайне сложно.

Борьба Мотона с Мельхиором. Мотон, оправившийся от ран, был полон гнева на своих братьев и вознамерился найти себе новую жену, и выбор его пал на Астарту, которая была замужем за Мельхиором. Сам Мельхиор к тому времени мало проявил себя, предпочитая мудро править и направлять людей из своего царства, и потому казался абсолютно не воинственным и слабым, не способным отстоять в бою свои интересы. Пользуясь внезапностью, Мотон похитил Астарту и забрал ее в свой подземный мир. Мельхиор, узнав об этом, сохранил хладнокровие и пошел вызволять свою сестру из плена. Мотон любыми способами пытался остановить его, однако Мельхиор внезапно проявил себя умным и воинственным богом, справляясь с препятствиями или обходя их со свойственным ему смекалкой и стоицизмом. В конце концов, он явился во дворец Мотона, разрушил его часть, освободил Астарту и отбыл обратно в свое царство. Мотон был разгневан и решил отомстить брату за разрушение и позор, лишив его царства. Одарив силой души умерших людей, которые попали в его царство, он отправил их в Атлантиду, которой правил Мельхиор. Разразилась настоящая война, по жестокости превосходящая все, что было до нее. Несмотря ни на что, Мельхиору и его сыну Мельтору удалось изгнать души умерших обратно в подземный мир. Мотон, кипя от гнева, пошел на крайние меры, и обрушил ту часть своего подземного царства, которая находилась под Атлантидой. Большая часть ее населения погибла, немногие вместе со своими богами спаслись и нашли пристанище в царстве Баала, который радушно принял своего верного брата, и даже построил ему новый дворец. С тех пор Мельхиор и его дети враждуют с Мотоном, а сам Мотон, едва не лишившись рассудка из-за своих неудач и амбиций, превратился в мрачного бога-одиночку, став истинным покровителем Смерти.

Исход. Легенда, повествующая о скитаниях семи сотен беженцев из погибшей Атлантиды во главе с Дидоной Мельхиорид. Ее людям пришлось столкнуться как с различными чудовищами, так и с интригами африканских и греческих правителей, которые хотели прибрать к рукам богатства, которые беженцы везли с собой. Ее скитания превратились в настоящее противостояние богов – если одни (в основном Мотон) пытались погубить беженцев, то другие (Мельхиор и Баал) всячески направляли путников и помогали им выжить в безвыходных ситуациях. В конце концов, пять сотен выживших прибыли в финикийский город Тир, который радостно приютил близких ему по духу людей, а Дидона стала основательницей второй царской династии этого города.

Борьба Мельтора с Решефом. Схожая история вскоре случилась и с сыном Мельхиора, Мель­тором. Его прекрасную невесту Талай похитил непредсказуемый и жестокий Решеф, бог огня и разрушений. Точно так же, как и отец, Мельтор отправился освобождать свою возлюбленную, однако для этого ему пришлось пройти через Чертоги Пламени, в которых обитал Решеф, а затем еще и сражаться с ним, будучи обожженным жестоким пламенем. Несмотря на страдания и могучего противника, Мельтор победил Решефа, потушил огни его чертога и вывел из них Талай, после чего умер. Над его телом долго лила слезы бедная Талай, пока не привлекла внимание Эшмуна, бога врачевания. Он излечил раны тела Мельтора, после чего его душа вернулась, и он вновь воссоединился со своей невестой.

Прочие легенды и мифы. Небольших легенд и мифов о различных богах, историях их любви со смертными и сражениях с различными чудовищами в Карфагене имелось предостаточно. Наиболее популярными были сказания о военных и любовных похождениях Анат, в которых она показывалась жестокой и страстной женщиной. Так, она полюбила смертного мужа, правителя трех городов, и возлегла с ним, однако вскоре того убили недруги с целью захватить власть. Во время праздничного пира Анат явилась в каждый из городов и убила в отмщение по пять сотен знатных аристократов, а из их голов сделала себе бусы. Вторыми по популярности были легенды и мифы о похождениях Цидона и Эгии, в большинстве которых они сталкивались с обычными людьми. В целом, карфаген­ский пантеон имел достаточно развитую мифологию, которая могла отличаться в различных уголках его государства.

Примечания

1) Надеюсь, что не только альтернативы.

2) Изначальное имя не сохранилось.

3) Именно в эту Дидону и влюбился Эней. По крайней мере, у меня так – благодаря этому я сохранил красивую легенду каноничной, при этом не нарушая общей хронологии событий до основания Карфагена.

4) Падение – мифическое название гибели Атлантиды. Исход – процесс скитаний беженцев из Атлантиды, пока те не прибыли в Тир и не нашли в нем убежище. Подробнее будет рассказано в разделе мифологии.

5) Об этом будет рассказано в следующей статье.

6) О них будет рассказано в другой статье.

7) У семитов дворец являлся признаком власти, и царь без дворца быстро переставал быть царем. В дальнейшем эта особенность будет играть важную роль.

Подписаться
Уведомить о
guest

44 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account