Пёрл-Харбор. О возможности второго удара.

12
Наступила очередная (77-я) годовщина японского налёта на Пёрл-Харбор. Это один из широко известных эпизодов ВМВ. Про него знают не только любители военной истории; он известен многим, благодаря, в частности, Голливуду.

Кратко напомню о том, что произошло в декабре 1941 г. Японское авианосное соединение скрытно подошло к острову Оаху, на котором находится американская военно-морская база Пёрл-Харбор. Утром 7 декабря японские самолёты внезапно атаковали Пёрл-Харбор и аэродромы на Оаху. Всего в налёте участвовало 353 самолёта, разделённые на две волны. Японцы потопили и повредили 8 американских линкоров, уничтожили более 200 самолётов. Потери японцев — 29 самолётов. Между США и Японией началась война.

Пёрл-Харбор. О возможности второго удара.

Что было в Пёрл-Харборе давно и досконально изучено. Исследователи могут прилагать свою пытливость только к вопросу: что могло быть? Японская операция получилась феерически эффектной и чрезвычайно результативной. Но были возможности развить её, добиться ещё большего результата (и с далее идущими последствиями). Основная идея: японцы могли не ограничиться одним налётом, а нанести ещё один удар.

Ряд офицеров японского соединения 7-го декабря предложили произвести ещё один налёт. Уже произведённый налёт оказался успешен, а в Пёрл-Харборе оставалось ещё уйма всяких целей — и не добитых и вообще не тронутых. Капитаны авианосцев доложили о готовности к новому удару («Можем повторить!»). План операции, составленный японским моргенштабом, включал пункт о ещё одном ударе. Однако, субъективный фактор в лице командующего японским соединением адмирала Нагумо, обрубил такое развитие. Нагумо решил закончить операцию, отказавшись повторять удар; он приказал авианосному соединению быстро уходить в Японию.

С тех пор идёт спор: прав или не прав был Нагумо? В частности, японский главком Ямамото заявил, что отказ был большой ошибкой (по зрелом размышлении, когда выявилось неблагоприятное для Японии развитие войны).

Японские самолёты готовятся к вылету.

Японские самолёты готовятся к вылету.

Но и в поддержку отказа от повторного удара приводятся веские доводы. Из проведённого налёта не вернулись 29 японских машин (и 55 лётчиков) – потери сравнительно небольшие. Но из вернувшихся самолётов более 70 были повреждены; часть их придётся списать, часть восстановят не ранее, чем на следующий день. Какой ущерб американцам нанёс бы новый налёт ещё неизвестно, но вот японцам он потери бы точно добавил. К нему американцы организовали бы своё ПВО лучше, чем оно было во время первого удара.

Чтобы повторить налёт японским самолётам нужно сначала ещё вернуться на свои авианосцы — лететь до них от Оаху больше часа. Посадить столько самолётов – дело тоже не быстрое, нужно больше получаса. Переоснащение – перевооружение самолётов займёт 2 часа. Подготовка старта, запуск с палубы большого количества самолётов и их сбор в полётный строй – ещё около часа. И долететь от авианосцев до Оаху – 1,5 часа. Итого, второй массированный удар мог состояться не ранее, чем через 6 часов. За это время американцы смогли бы подготовиться.

Американцы имели на острове 4 артполка ПВО (хотя и не закончившие ещё доукомплектование). Начало японского налёта застало американские зенитки не на позициях, а зачехлёнными в артпарках. И, хотя налёт длился почти два часа (07.50 – 09.45), американцы не успели развернуть свои зенитки — из 31 батареи развернулись за это время лишь 3. Отчасти из-за этого японский налёт и оказался таким успешным. Но к следующему налёту уже все зенитки будут на позициях в боеготовности.

Американские зенитки в лагере на острове Оаху.

Американские зенитки в лагере на острове Оаху.

Американские зенитки в лагере на острове Оаху.

Также, по американским отчётам, у них после японского налёта осталось примерно полсотни исправных истребителей. Во время налёта эти истребители не сумели подготовить к вылету, но к следующему налёту они будут готовы. Так что, если бы японцы решили повторить налёт – то их уже бы ждало гораздо более сильное сопротивление. Авиагруппы на японских авианосцах сократились бы существенно – а значит, возможности дальнейшего ведения войны для них ухудшатся.

В общем, 2-й налёт на Пёрл-Харбор — сомнительное решение. Но это всё же не значит, что Нагумо был прав, отказавшись от повторного удара. Если бы японцы не ушли, а начали готовить новый вылет, то их авиаразведка могла обнаружить американские корабли в море близ Оаху: соединение Драмеля, вышедшее из Пёрл-Харбора после налёта (4 крейсера, 15 эсминцев) и подошедшее к острову соединение Хэлси (авианосец, 3 крейсера, 9 эсминцев).

Авианосец "Энтерпрайз". Впоследствии он причинил очень много неприятностей японцам - бомбёжка Токио, сражения при Мидуэе и Соломоновых островах . Они могли бы их избежать, уничтожив "Энтерпрайз" близ Пёрл-Харбора в самом начале войны.

Авианосец «Энтерпрайз». Впоследствии он причинил очень много неприятностей японцам — бомбёжка Токио, в сражениях при Мидуэе и Соломоновых островах . Японцы могли бы их избежать, уничтожив «Энтерпрайз» близ Пёрл-Харбора в самом начале войны.

Японцы могли бы перенацелиться и ударить не по Пёрл-Харбору, а по кораблям в море. Не то чтобы корабли в море – более лёгкая цель, но там не будет зенитных полков и базовых истребителей. К тому же, потопленные в море корабли теряются безвозвратно. Корабли, потопленные в базе, можно затем поднять – что американцы и сделали – подняли и вернули в строй свои корабли, потерянные в Пёрл-Харборе, за исключением двух линкоров.

В общем, если бы японцы не ушли сразу, а остались для повторного удара, то у них возникала возможность уничтожить большое количество американских кораблей в море. Но это если бы японцы их обнаружили. Ведь могли бы и не обнаружить, от японской авиаразведки всё можно было ожидать.

Подписаться
Уведомить о
guest

19 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account