Содержание:
О воздушных боях на Халхин-Голе написана прекрасная книга В. Кондратьева «Битва над степью». Я не буду переписывать здесь её содержание (разве что немножко), а постараюсь дополнить. На сайте РГВА опубликованы «Сведения о количестве полетов и самолетовылетов за июль 1939«. Этот документ и служит основным источником материала для статьи.
Боевой состав
К началу июля 1939 советская авиация на Халхин-Голе насчитывала два истребительных авиаполка (22-й и 70-й) и два бомбардировочных (38-й и 150-й). На 1 число месяца они насчитывали 280 боеготовых машин (93 И-16, 45 И-15бис, 132 СБ, 10 Р-5Ш).
В ходе боёв на подмогу прибыл 56-й истребительный полк и эскадрилья ТБ-3. Текущие потери возмещались за счёт пополнений пилотами и матчастью. Например, прибыли в небольшом числе пушечные И-16П и И-153 «Чайка».
Нужно заметить, что для прикрытия бомбардировщиков количество истребителей было едва достаточным, да к тому же они порой привлекались для штурмовки наземных позиций. В результате бывали случаи когда СБ отправлялись воевать без сопровождения.
Погода
Нам известно о трёх периодах плохой погоды в июле 1939:
- 1-2 июля;
- 18-20 июля;
- 26-27 июля.
Брутто-числа
На графике видно, что истребители трудились куда больше бомбардировщиков. Впрочем, они базировались ближе к реке и имели более высокую скорость, так что им было проще совершить более одного вылета в день.
По задачам самолётовылеты распределялись так:
Разведка
Разведка велась, в основном, истребителями. Разведывательные вылеты бомбардировщиков отмечены всего пять раз: 11, 14, 22, 27, 30 июля. В трёх случаях это были вылеты одиночных машин, а 14 и 30 июля летали тройками, причём дважды в день.
Истребители же летали часто, и как правило, звеньями. Изредка на разведку отправлялись в большем числе; например, того же 14 июля на два вылета пришлось 18 самолётов.
Как видно на графике, на разведку обычно выполнялось не менее трёх вылетов в сутки, а с середины месяца уже чаще четыре-пять. Связать это увеличение с возрастанием числа самолётов нельзя, скорее просто сочли три вылета недостаточным числом.
Любопытно, что в дни напряжённых позиционных боёв на земле 8-10, 12 и 23-24 июля разведка не велась вовсе. Очевидно, все машины задействовали в боях.
Остаётся загадкой период 14-15 июля, когда разведка велась особенно активно. В эти дни советские войска возвращались на восточный берег после «самовольного» отхода. Возможно, командование хотело убедиться что не совершает ошибки.
Воздушные удары
ВВС РККА активно использовали истребители для ударов по земле. Тому было несколько причин: низкая эффективность горизонтальных бомбардировщиков СБ при бомбёжке целей на поле боя, отсутствие специализированных лёгких бомбардировщиков, и сравнительно обширный парк И15бис, от которых было мало толку в воздушном бою.
Как видно на графике, истребители выполнили примерно столько же самолётовылетов, что и бомбардировщики. В дни японских наступлений интенсивность работы по земле ожидаемо росла, и во второй половине месяца достигла рекордных значений, что явно связано с прибытием нового истребительного полка.
Интересно отметить, что в период 12-16 июля, когда наши войска отходили на западный берег, а затем возвращались, активность ударов по земле была невысокая, но не нулевая.
Хорошо виден и завершающий период ударов по японским аэродромам.
Профильная работа истребителей
На графике видно, что в целом боевая работа шла с умеренной интенсивностью. Предсказуемо высока активность в дни японских наступлений 3-4, 8-14 и 23-25 июля, поскольку удары по земле нужно было прикрывать.
Можно обратить внимание на всплески активности 21 и 29 числа. 21 июля на земле ничего особенного не происходило. 29 июля, как мы помним, наносился сильный удар по японским аэродромам. Очевидно, эти два дня и следует считать единственными за месяц попытками ВВС РККА захватить господство в воздухе.
Ночные бомбардировки
Ночными бомбардировками занимались ТБ-3. Выпускать эти громадные тихоходные машины днём было бы просто убийством. Ну, а ночью «тэбэ» мог вальяжно выйти на цель, сбросить бомбы, и столь же неспешно вернуться восвояси. Неторопливость машины и короткие летние ночи позволяли не больше одного такого вылета в сутки.
Эффект от этого всего если и был, то разве что психологический. Низкая точность бомбометания и малое число машин не позволяли ничего большего. Значительно полезнее была работа ТБ в роли транспортного самолёта, особенно при эвакуации раненых.
Потери
За июль наши авиаторы потеряли 89 самолётов, из них боевые потери составили 77 машин (37 «ишаков», 14 И-15бис, 1 «Чайка», 25 СБ). Видно, что две трети потерь пришлось на истребителей.
Очевидно, командование не считало возможным полностью отказаться от использования бипланов И15бис, хотя их уязвимость в воздушных боях была вполне убедительно показана предыдущими событиями. Однако обратим внимание на то, что потери «ишаков» уже были гораздо выше: в июле они уже играли главную скрипку.
Выводы
В полном соответствии с доктриной советские ВВС в первую очередь помогали наземным войскам. Романтические устремления типа завоевания господства в воздухе отходили при этом на второй план.