Пыль Халхин-Гола Часть 138. ВВС РККА на Халхин-Голе. Скоростные бомбардировщики СБ. Часть 1

11

Пыль Халхин-Гола Часть 138. ВВС РККА на Халхин-Голе. Скоростные бомбардировщики СБ. Часть 1

Автор: aeropravda

Содержание:

До конфликта

К началу конфликта авиация 57 особого корпуса была представлена 100 авиационной бригадой, основу которой составляли 70 истребительный полк и 150 смешанный полк.

Пыль Халхин-Гола Часть 138. ВВС РККА на Халхин-Голе. Скоростные бомбардировщики СБ. Часть 1

Первые СБ поступили в МНР в 1938 году. К концу года 36 экипажей 150 АП овладели бомбардировщиком и могли выполнять днём любые задания в простых метеоусловиях.

Но уже в начале 1939 года из ВВС 57 ОК было откомандировано несколько десятков человек, в том числе и экипажей СБ. 150 АП полк вступил в бой не завершив перевооружение на СБ, которое было запланировано на 1939 год, и с нехваткой экипажей.

Май

16 мая 150 полк был приведён в боевую готовность. Командир 57 корпуса Фекленко планировал использовать одну эскадрилью СБ для удара по неприятелю, но Генштаб счёл удар несвоевременным, так как расположение сил противника было неясным.

Первые боевые вылеты СБ совершали на разведку для выявления расположения японских сил.

17 мая 6 СБ двумя звеньями с 8:05 до 15:40 совершили облёт границ восточного выступа МНР. Летчикам было запрещено пересекать границу и применять радио. При встрече с японскими истребителями, летчики должны были уклониться от боя. В районе Халхин-Гола был дождь и облачность, полёт проходил на высоте 100-300 метров.

Вылеты на разведку повторялись 18 мая (5 СБ), 19 мая (4 СБ), 21 мая (6 СБ).

21 мая, после первой потери (связной Р-5), Нарком обороны Ворошилов запретил использовать СБ, а тем более тихоходные Р-5 для разведки.

Вылеты на разведку в последующие месяцы рассмотрим подробно в отдельной публикации о воздушной разведке.

Активные действия японской авиации вызвали усиление советской авиации в МНР. По решению Главного Военного совета для усиления авиации 57 ОК из ЗабВО перебазировали 38 авиационный полк на 59 СБ. В командование объединенными силами авиации (ВВС 57 ОК и прибывшие полки ВВС ЗабВО) вступил командир ВВС ЗабВО комдив Изотов, который сформировал две бригады — истребительную и бомбардировочную. В бомбардировочную авиабригаду вошли 38 и 150 авиационные полки.

Июнь

В начале июня в Монголию прибыла т.н. «группа Смушкевича», что привело к очередной волне реорганизации. Реорганизация принесла организационный хаос. В июне 1939 в числе командиров бригады числились полковник Нестерцев, полковник Гусев, полковник Шевченко.

Для нашей истории важна личность Героя Советского Союза полковника Шевченко. Звание Героя Шевченко получил за 100 вылетов в Испании на «исключительно ответственные задания». До МНР Шевченко был заместителем начальника Главной Летной инспекции ВВС. Вместе со Смушкевичем прибыли и другие бомбардировщики — в том числе старший инспектор Главной Летной инспекции ВВС Герой Советского Союза полковник Душкин Иван Иванович. Душкин стал флагштурманом бомбардировочной бригады.

ГСС В.И. Шевченко (сидит), ГСС И.И. Душкин (с монгольским орденом) и дважды ГСС С.И. Грицевец (с Орденом Ленина). Улан-Батор, Сентябрь 1939

ГСС В.И. Шевченко (сидит), ГСС И.И. Душкин (с монгольским орденом) и дважды ГСС С.И. Грицевец (с Орденом Ленина). Улан-Батор, Сентябрь 1939

За исключением нескольких боевых вылетов на разведку, СБ в июне боевых вылетов не совершали. Бригада занималась укомплектованием личным составом и материальной частью, отрабатывала групповые вылеты:

      • в составе 150 авиационного полка были сформированы две эскадрильи на основе прибывших из СССР эскадрилий из западных военных округов и из личного состава ЗабВО и экипажей ЛШ-5 150 АП,
      • СБ получили камуфляж «под цвет местности»,
      • СБ были оснащены бронеспинками для летчиков,
      • 8, 9, 15, 19, 26, 27 и 28 июня СБ эскадрильями отрабатывали групповую слетанность.
СБ бомбардировочной бригады, потерпевший аварию во время учебно-тренировочного полета. МНР, июнь, 1939. СБ еще не камуфлирован

СБ бомбардировочной бригады, потерпевший аварию во время учебно-тренировочного полета. МНР, июнь, 1939. СБ еще не камуфлирован

Несмотря на дефицит лётного состава, 12 человек из состава 150 АП отправили на посты ВНОС.

Командование 57 ОК наметило первую бомбардировку японцев на 16 июня, но Москва, вероятно, не одобрила предложения Смушкевича и Жукова.

Июль

К началу июля бомбардировочная бригада насчитывала 112 бомбардировщиков СБ. 150 АП и 38 АП могли выставить 10 «сколоченных боевых девяток».

Скоростные бомбардировщики 100 авиабригады на 2 июля 1939 г. Р-5 и ЛШ-5 не показаны

Скоростные бомбардировщики 100 авиабригады на 2 июля 1939 г. Р-5 и ЛШ-5 не показаны

3 июля

2 июля японские войска (группа Ясуока) начали наступление на советские части на восточном берегу Халхин-Гола.

Штаб 57 ОК докладывал в Москву вечером 2 июля:

[В] 18 часов 30 минут до 40 танков противника перешли границу в районе двух озер (6 км сев-зап Номон Кан Бурд Обо)…
[В] 20 часов 2 июля до полка пехоты с 40 бронемашинами и танками вновь повели наступление…

В 2 часа ночи 3 июля командование 57 ОК отдало приказ штабу бомбардировочной бригады на атаку японских войск на восточном берегу Халхин-Гола. Для выполнения задачи нарядили четыре девятки СБ от 150 АП и четыре девятки от 38 АП.

О своих намерениях штаб 57 ОК доложил в Москву:

«Полку СБ во взаимодействии с наземными войсками атаковать наступающие части противника в районе Номон Кан Бурд Обо дальнейшем озеро 7 клм сев.зап. Номон Кан Бурд Обо».

3 июля в 5 утра СБ 150 АП перелетели с основного аэродрома Баин-обо-Самон на аэродром подскока Араджаргаланта-Хид, с которого 9:15 35 СБ во главе с командиром бригады Шевченко и флаг-штурманом Душкиным вылетели, пройдя через Тамцак-Булак для встречи с истребителями прикрытия. Прикрытие осуществляли 48 И-16 из 70 и 22 иап.

В боевой обстановке обнаружить противника оказалось не просто:

«Летный состав, не имя опыта в боевых полетах, в районе цели ожидали увидеть больше, чем это оказалось в действительности, так как противник рассредоточился, принял меры маскировки, а также пересеченная местность не давала возможности видеть действительный характер расположения войск»

Участник вылета летчик Рябинин вспоминал:

«Шли в составе группы из нескольких девяток. Группу вел комбриг Герой Советского Союза Шевченко. Цель – живая сила за рекой Халхин-гол. Шли на высоте 3000 метров. Перед целью и над целью снизились до 2500 метров, зашли с солнца. Мы летели в кильватере впереди идущей девятки. Цель с этой высоты было видно, но все же в этот вылет бомбы сбросили не все штурманы, боялись, как бы не попасть по своим. Мой штурман капитан Плужников бомбы сбросил по цели. Зенитка била справа, сзади атаковали истребители. Из группы потеряли один или два самолета, не помню точно. Я лично этим вылетом доволен, потому что это был первый боевой вылет, «крещение». Шли строем очень плотно, как на параде, что выгодно зенитке, но била она не точно, по-видимому «мандражила».»

В воспоминаниях Рябинина есть неточности — в первом вылете 150 авиационный полк потерь не понес, а встречи с истребителями не было.

Две девятки обнаружили цель и в 10:28 с высоты 3 000 м сбросили бомбы: 33 ФАБ-100, 18 ФАБ-50, 75 АО-10, 60 АО-8 и 150 АО-2 1/2. Две другие девятки, в том числе и девятка Рябинина, цель не обнаружили и вернулись с бомбами. В документах упоминается, что все в эскадрилье, где летел Рябинин, кроме одного экипажа, вернулись на аэродром с бомбами. Возможно, бомбы сбросил именно экипаж Рябинина.

Кроме того, три экипажа СБ, вероятно, тоже «мандражили» и обстреляли свои истребители сопровождения, приняв их за японцев. По счастью, без урона для истребителей.

Все бомбардировщики вернулись на свои аэродромы около 12 часов.

Из-за того, что бомбы сбросили только половина вылетавших самолетов, а остальные не смогли доложить результаты бомбометания, первый вылет командование оценило неудовлетворительно.

Бомбардировщики за два часа подготовились к следующему вылету. В 14:00 35 СБ 150 АП (те же четыре девятки), ведомые Шевченко и Душкиным, повторили вылет в район Номон Хан Бурд Обо и северо-западнее. СБ сбросили 131 ФАБ-100, 51 ФАБ-50, 60 АО-156 и 513 АО-2 1/2. При выходе на цель бомбардировщики совершили противозенитный маневр, снизившись до 2300 метров. В районе цели японская зенитная артиллерия вела точный огонь и поразила один СБ, который разбился с экипажем в районе Дунгур-Обо.

При отходе, в районе г.Хамар-Даба, японские истребители атаковали СБ и повредили три из них, которые совершили вынужденные посадки на нашей территории. Один из экипажей получил ранения, два других остались невредимы, но самолеты были потеряны.

Остальные СБ вернулись на основные аэродромы, но при посадке один СБ разбился с экипажем.

Обломки СБ разбитого в катастрофе 3 июля 1939, Баин-Обо-Самон. Об этой потере командование корпуса не докладывало в Москву

Обломки СБ разбитого в катастрофе 3 июля 1939, Баин-Обо-Самон. Об этой потере командование корпуса не докладывало в Москву

В РГВА сохранилось воспоминание Рябинина и о втором вылете:

«Второй вылет на живую цель в том же районе. Высота та же. Летели опять в составе группы. Зашли опять «с солнца». Бомбили с резким снижением. До нашего налета за несколько минут был воздушный бой наших истребителей с японскими, которые по-видимому нас ждали. Видел на земле несколько как бы зажженных дымовых шашек. Сначала думал, что это обозначение линии фронта, а оказалось это горели сбитые японские самолеты. Цель была видна. Здесь, в этом полете, девятки уже маневрировали, в частности наша девятка довернула вправо и цель перекрыли, по докладу штурмана, хорошо. Строй держали, но не крыло в крыло (как было в первом вылете), а звенья немного увеличили интервал. Зенитка била, но наша девятка потерь не имела.

Убедились, что строй надо растягивать по фронту, что дает возможность маневрировать над целью или под огнем зенитки, а в случае нападения истребителей можно быстро собраться.

При прилете на площадку недалеко от площадки один наш самолет катастрофически погиб (Украинцев и его экипаж). Причины – был или ранен или еще что-нибудь.»

Несмотря на потерю 6 бомбардировщиков (2 сбиты, один потерпел крушение, три разбиты), командование корпуса оценило вылет на «отлично» и объявило благодарность летному составу.

38 авиационный полк действовал со своего аэродрома. В 14:35 36 СБ (четыре девятки) 38 АП (ведущий полковник Нестерцев ) атаковали

«наземные войска противника» в «районе оз. Узур-Нур, Номун-Хан Буд-Обо, Дунгур-Обо, Нурэн-Обо».

В районе оз. Узур-Нур японская зенитная артиллерия обстреляла СБ, после чего бомбардировщики были атакованы японскими истребителями, которые сбили один СБ, экипаж погиб . Экипажи СБ заявили победу над И-96. Еще два СБ были повреждены.

Два экипажа 38 полка сбросили бомбы на своей территории в болото в районе Тамцак-Булак.

Вылеты бомбардировщиков 3 июля 1939

Вылеты бомбардировщиков 3 июля 1939

Вылеты бомбардировочной бригады 3 июля 1939 года, Халхин-Гол. aeropravda

Вылеты бомбардировочной бригады 3 июля 1939 года, Халхин-Гол. aeropravda

Пояснения к таблице:

      • потеряно экипажей — погибшие или пропавшие без вести, без учета раненых
      • потеряно СБ — сбито и катастрофы
      • вынужд. посадка — посадка вне аэродрома. Дальнейшая судьба самолета (списан, возвратился в строй) не учитывается.
      • Не показаны в таблице: поврежденные самолеты, вернувшиеся на свой аэродром, раненые члены экипажа

Итого 3 июля бомбардировщики совершили три вылета (106 самолето-вылетов). Из вылетавших 70 СБ было потеряно или повреждено 6, три экипажа погибло.

Несмотря на то, что 3 июля основные действия наземные войска вели на западном берегу Халхин-Гола, в районе г. Баин-Цаган, бомбардировщики наносили удары по восточному берегу, то есть бомбардировочная авиация не приняла участия в «Баин-Цаганском побоище».

Это было вызвано скоростью реакции бомбардировочной бригады. Между получением штабом бомбардировщиков приказа и вылетом проходило 5-6 часов. Приказы на вылеты бомбардировщикам были отданы до обнаружения переправы японских войск на западный берег Халхин-Гола. После обнаружения японцев на западном берегу задачи для бомбардировщиков не были изменены. Бомбардировщики действовали без учета изменившейся обстановки.

Вечером, в 21 час по монгольскому времени, заместитель начальника ВВС РККА Смушкевич докладывал из района боевых действий по прямому проводу наркому обороны Ворошилову в Москву:

Наша авиация в составе 140 самолетов СБ бомбила войска фугасными и осколочными бомбами. И-16, ввиду тяжелого положения на фронте, штурмовали войска, поэтому вылеты СБ проводили без прикрытия. Не вернулись два СБ и один И-16.

Доклад Смушкевича содержал ошибочную информацию:

      • один из вылетов СБ прикрывался истребителями
      • неприятеля бомбили не 140, а 106 СБ. То есть 34 самолето-вылета в докладе Смушкевича лишние. Вероятно, Смушкевич доложил, что каждый из бомбардировочных полков сделал по два полко-вылета, хотя 38 полк вылетал только один раз
      • на свои аэродромы не вернулись не 2 СБ, а 6. Потерянный в катастрофе СБ в докладе не упоминается.
      • Смушкевич не доложил положение японских войск, которых бомбардировали СБ. Из доклада непонятно какие именно японские войска (на восточном или западном берегу Халхин-Гола) бомбили СБ.

Смушкевич допустил и другие неточности в докладе.

Смушкевич: «…только что получены данные, [к] оз. Яньху противник подтягивает большие резервы.

Ворошилов: Ваши намерения в отношении этих подтягиваемых резервов?

Смушкевич: сейчас вылетать уже поздно, так как через 40-50 минут наступает темнота. Одна группа бомбардировщиков в составе 35 самолетов действовали по этим резервам.»

С одной стороны, данные о больших резервах противника получены «только что», с другой стороны

«одна группа бомбардировщиков… действовали по этим резервам».

С учетом того, что с момента получения приказа до вылета бомбардировщиков проходило минимум 5 часов, то либо данные о японских резервах были получены ранее, а не «только что», либо группа бомбардировщиков бомбила какие-то другие резервы.

Неточности, встречаются и в других документах. Так, в «Описании боевых действий ВВС 1 АГ» причиной потери СБ в дневном вылете 150 АП названа японская авиация, а не зенитная артиллерия. Потерянный в катастрофе СБ также не упоминается в «Описании».

источник: https://dzen.ru/a/Y6weaauLgzYLWG4v

Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account