Путь танка. Часть 6. Mark VI. Перспективный деревянный прорыв
Статья с канала Remont1969 на яндекс-дзене.
История одного из вариантов развития танков типа «ромб» — пушечно-пулемётного танка Mark VI
В апреле-мае 1917-го года британские экспедиционные силы, вместе с подчиненными им канадскими и австралийскими силами во Франции провели несколько согласованных операций, которые в сумме принято называть битвой при Аррасе. Стратегического успеха достичь не удалось, но локальные успехи присутствовали. В ходе Битвы при Аррасе активно использовались танки, не массово и не концентрировано, такой задачи и не ставилось, но и такое применение дало неоценимый опыт. 16 июня 1917-года в штабе 2-й бригады обсуждались итоги применения танков при Аррасе и одним из главных вопросов был: Какие танки нужны на поле боя — пушечные или пулемётные? И это при том, что танки Mark IV ещё даже не начали поступать во Францию.
Рассматривая конструкцию первых британских «ромбов» из современного времени, легко найти недостатки, но это уже постистория. В 1917-м году танки были только такими, какими они были — для британцев это были «ромбы». По итогам совещания был сделан простой вывод: «Танки «самки» убьют больше врагов, чем «самцы», которые их только напугают. Армии нужен более легкий танк, более быстрый танк, возможно с одной 6-ти фунтовой пушкой спереди». В марте-апреле 1917-года была выбрана новая схема трансмиссии на базе планетарной коробки и бортовых планетарных механизмов поворота (ПМП) конструкции Вилсона. В качестве двигателя в новом танке Mark V планировалось использовать специальный танковый мотор Рикардо мощностью 150 л.с., и с большим запасом на модернизацию. На заводе Metropolitan Railway Carriage & Wagon Company, где планировалось выпускать новые «пятерки» к 23-му июня были собраны деревянные «посадочные» макеты новых боевых машин, которые планировались к выпуску — пушечно-пулемётного Mark V, САУ — Gun Carrier Mark II и макет танка с компоновкой без спонсонов Mark VI, построенный в соответствии с запросами военных после Арраса.
Валтер Вилсон (Walter Wilson) как основной специалист ответственный за конструкцию машины начал проект по новому улучшенному танку ещё зимой 1916-17, проектирую сразу две новые машины Mk V и Mk VI. Самым главным изменением в конструкции танка Mark VI по сравнению с «четверкой» был отказ от спонсонов. Четыре пулемёта размещались в бронированной рубке в специальных установках, ещё две бортовые пулемётные установки монтировали в передней части корпуса. 6-ти дюймовая танковая пушка устанавливалась по типу танка «Шнайдер» по центре боевого отделение впереди, что удлиняло непосредственно бронекорпус. Каждый пулемёт обеспечивался 10 тысячами патронов. Ширина траков была увеличена по сравнению с первыми ромбами до 750-мм.
Основное уменьшение массы и соответствующее увеличение удельной мощности ожидалось за счёт отказа от бортовых спонсонов. Отказ от спонсонов так же существенно снижал стоимость самой машины и существенно облегчал транспортировку боевой машины. После рассмотрения макета был сформирован предварительный заказ на 600 танков Mark VI, которые должны были пойти по планам британцев на формирование Американского танкового корпуса. Мнение конструкторов во главе с Вилсоном натолкнулось на сопротивление Альберта Стерна, главы департамента Mechanical Warfare Supply Department при Министерстве боеприпасов, который контролировал закупку и поставку в британскую армию танков. Тот считал, что любой танк лучше, чем отсутствие танка. А переналадка промышленности на новые танки приведёт неминуемо к разрыву в поставках боевых машин в армию.
Чисто теоретически именно Mark VI мог бы стать лучшим танком Британии в Первой мировой. Схема расположения основного оружия в спонсонах требовала использования тактики, в которой танки двигались параллельно линиям обороны противника, задействую только половину своего оружия и подставляя под огонь борта с более тонкой бронёй. Две пушки, которые по своим качествам скорее были противотанковыми, чем штурмовыми, кроме того, что просто часто не имели целей на поле боя, были неудобны к использованию, так как не могли стрелять в курсовых углах. Да потом пришли к созданию «гермофродитов», или более политкорректно «композитов» с одним пушечным и одним пулемётным спонсонами, но и в этом случае использования пушки по целям было неудобным. Отказ от установки башен, вместо сложной бронированной рубки понятен с производственной точки зрения, башня потребовала бы оснащения заводов тяжелыми карусельными станками и организацией производства подшипников подвеса башни, а так же механизмом её поворота. Таких возможностей просто не было в то время в Британии. Учитывая, что новая трансмиссия позволяла управлять танком одному человеку, а новый двигатель имел существенный запас по мощности, Mark VI был бы обречен на успех.
Был бы, если бы британская армия не требовала танков больше и прямо сейчас. Metropolitan Railway Carriage & Wagon Company организовала массовое производство именно танков Mark IV и перестройка всего цикла на новые формы влекла бы за собой существенные задержки по выпуску танков. Под давлением Штерна было принято компромиссное решение, прямо как в СССР, когда Москвич-403 был создан в корпусе Москвич-407, а Москвич-412 в кузове Москвич-408, начать выпуск танков Mark V, используя бронекорпуса Mark IV. В итоге для заводов Метрополитан ничего не изменилось — они получали двигатели Рикардо, коробки передач и бортовые трансмиссии и устанавливала их в уже отлаженном сборочном производстве. В такой ситуации ни у нового дизайна Mark V, ни у Mark VI шансов на серию не было.
Mark VI Mockup/Тяжёлый танк Марк VI макет
Страна: Великобритания
Год выпуска: 1917
Экипаж: 8
Размеры: 8050×2530×2640 мм
Масса: 27000 кг
Двигатель: Ricardo tank engine, 6L, 150 hp
Вооружение: 1×Ordnance QF 6-pounder 6 cwt (57-мм) Hotchkiss Mk I /L23, 6 ×.303 (7,7-мм) Hotchkiss Mk I Machine Gun
Бронирование: 8-16 мм