Путь танка. Часть 5.12. Tank supply roller. Квадратное таскать, круглое катить! А квадратное в круглом?
Статья с канала Remont1969 на яндекс-дзене.
Рассказ об интересном опыте создания танкового прицепа для тяжелого британского танка типа Mark.
Полученные в наследство от первого прототипа танка типа «ромб» технические особенности: низкая надежность, небольшая максимальная скорость, высокий расход топлива и связанный с этим малый запас хода, большой расход боеприпасов сохранились вплоть до снятия самых совершенных образцов танков Mark V** и Mark VIII, у которых от первых прототипов осталась только базовая идея гусениц, огибающих корпус. Танки не могли выйти из боя и вернуться за пополнением боеприпасов и бензина, а затем снова вступить в бой. Требовались боевые машины снабжения, которые имели одинаковую с танками проходимость, что бы доехать туда, куда доехал линейный танк. Уже в 1917-м году часть танков Mark I была переделана в танки-тендеры, каждый шестой танк Mark IV сразу сходил со стапелей в варианте танка-«грузовика». К лету 1918-го года были разработаны серийные, а в мастерских Танкового корпуса выпускались кустарные танковые прицепы-сани, которые цеплялись к танкам-тендерам и увеличивали их грузоподъемность. Впрочем у прицепов-саней был существенный недостаток — их невозможно было применять на неровной местности. Решить проблему взялись на фирме Ruston, Proctor and Company, создав прицеп-ролик.
Обеспечение одинаковой подвижности и проходимости для машины с прицепом возможно тогда, когда прицеп имеет движитель такой же как и самой машины и ещё лучше с отдельным приводом, всё остальное будет хуже. Типичный пример отличной проходимости это сочленённые вездеходы типа «Витязь» или автопоезда с активными прицепами. Но такие технические возможности появились только во второй половине 20-го века. Хотя уже и во время Первой мировой войны американская компания Holt для своих 75-ти сильных тягачей делала гусеничные прицепы, правда без отдельного привода. Часть таким прицепов попала даже в Россию, а французы создавали артиллерийские гусеничные самоходки с активными прицепами. Британцы были более приземленными и хотели решить проблему с минимальными расходами, ведь активный французский прицеп стоил не сильное дешевле танка, американские прицепы были сложны. Отправлять столь сложную и дорогую технику на убой на поле боя было слишком расточительно.
При создании боевых машин поля боя все страны прошли через «искушение» большими колесами, кто то только на чертежах и макетах, как британцы, а кто-то, как России, так и в натуральных образцах построив знаменитый «Царь-танк» Лебеденко. Главное что проходимость колеса большого диаметра сравнима с проходимостью гусеницы, но при этом сопротивление перемещению существенно меньше, что и требуется для прицепа.
Британский производитель паровым машин, в том числе дорожных катков — Ruston, Proctor and Company предложил военным оригинальное решение проблемы перевозки грузов за танками, как линейными, так и танками-тендерами. На Рустоне предложили поместить грузовой отсек, которым были ящики, а могла быть например и цистерна внутрь больших катков. Грузовые ящики были жестко закреплены на поперечной оси, к которой также жестко был прикреплена рама, которая представляла собой дышло с противовесом. Два катка диаметром примерно 2,5 метра через подшипники вращались вокруг этой неподвижной оси. При движении прицеп крепился к танку за дышло, плоские катки имели высокую проходимость, а закрепленные внутри катков ящики не вращались при движении. Чисто теоретически такая конструкция прицепа позволяла тянуть за танком этот прицеп, а его ящиках перевозить любой груз — амуницию, запчасти, питание. Конечно через противотанковый ров такая конструкция переехать не могла, но через ров и танк-тендер не пошел бы и сам. Все остальные неровности, по которым мог перемещаться и сам танк, были доступны для прицепа.
К сожалению, никакой информации об испытаниях этого агрегата, кроме фотографий из Бовингтона и о том, что его произвела фирма Ruston, Proctor and Company нет. Можно только предположить, что при испытаниях столкнулись с двумя проблемами, точнее с одной — крайним неудобством и мешкотностью загрузки и выгрузки через узкие окна в ящиках. В любом случае тема продолжения не получила вплоть до второй мировой, когда опять же британцы придумали Rotatrailer — правда размером прилично поменьше.
Tank supply roller/Прицеп-каток для снабжения танков
Страна: Великобритания
Год выпуска: 1918
Производитель: Ruston, Proctor and Company
Кол-во выпущенных: 1
Масса пустого: 2-3 тонны (оценочно)
Боевая масса 5-7 тонн (оценочно)