Статья с канала Remont1969 на яндекс-дзене.
История первого массового танка мировой истории — британского танка Mark IV
Авторское предисловие: 20 ноября 1917-го года началась первое сражение Первой мировой войны, в которой танки не просто применялись, а применялись массово — Битва при Камбре. Сконцентрировав перед началом операции в 3-й армии генерала Беринга 4 танковых бригады, имевших на вооружении 476 танков, британцы рассчитывали в основном на них. Основу танкового парка составляли новые танки Mark IV, которые стали последним и наиболее развитым представителем первого поколения боевых британских машин.
История танка Mark IV началась в 1915-м году, когда в ходе разработки вариантов изменения уже испытывавшегося танка «Маленький Вилли» с целью повышения его способности преодолевать окопы, в импровизированном танковом КБ Триттона и Уиллсона была придумана схема ромбовидного танка с высоко поднятым передним направляющим колесом и гусеницами охватывающими корпус. Уже 29 января 1916-го года начались испытания прототипа нового танка — Majesty’s Land Ship Centipede или просто «Mother». После испытаний прототипа была заказана партия сначала в 100, затем увеличенная до 150 танков Mark I. Эти танки прошли испытания реальным боем в сентябре 1916-го. По опыту боевого применения Mark I было предложено модернизировать танки и выпустить первую в истории массовую серию танков, получивших в итоге марку Mark IV. Пока в конструкцию вносились изменения и велась подготовка производства, на заводах в Линкольне и Бирмингеме были выпущены небольшими партиями по 50 машин танки Mark II и Mark III, которые были машинами, в которых проверялись изменения внедряемые при запуске массовой версии. Но в своей основе эти танки оставалась по прежнему копией «Mother» — Матери всех танков.
Главной производственной идеей британцев была организация 6-ти производственных площадок, на которых с высоким темпом — 25 машин в месяц, должны были выпускать танки Mark IV. К заводам уже занимающимся производством танков — основному в Бирмингеме William Foster & Co, Metropolitan Cammell Carriage and Wagon Company (MCCW) и «держателю чертежей» линкольнскому William Foster & Co, добавились площадки на Armstrong-Whitwoth в Ньюкастле, Coventry Ordnance Works, William Beardmore&Company и Mirrlees Watson&Co из Глазго. Одной из задач, которые решались выпуском промежуточных танков Mark II и Mark III была наряду с проверкой технических решений отладка технологий производства, сборки и испытаний боевых машин для достижения максимальной производительности выпуска танков. В итоге в первой массовой серии за короткое время всего было выпущено 1250 танков и танковых шасси Mark IV.
Возможно первый раз в истории в промышленности была создана унифицированная система поставщиков и сборщиков, которая достаточно эффективно производила танки. Большинство узлов и агрегатов было передано субпроизводителям, которые поставляли свои изделия на сборочные производства. За самую сложную часть — двигатели, коробки передач и дифференциалы отвечал Британский Даймлер, броневые листы поставляли William Beardmore&Co. из Глазго, Cammell Laird и Vickers из Шеффилда, литейные заводы Fosters и Clayton & Shuttleworth из Линкольна поставляли ролики и траки. На сборочных заводах на стальные угольники приклепывались броневые листы. В Глазго фирмы Hurst, Nelson Ltd и John Brown & Company даже собирали бронекорпуса как субконтракторы.
Одним из самых существенных изменений в конструкции танков у Mark IV было внедрение нового варианта спонсонов, которые не снимались, а вдвигались при перевозке внутрь танка. Кроме снижения расходов на производство специальных тележек и кранов для монтажа спонсонов, облегчения введения танков в боевую эксплуатацию были уменьшены и расходы на перевозку боевой машины, которая теперь занимала на платформе или в трюме корабля только одно место. Такая конструкция спонсонов требовала от военных повышенного внимания, так как было несколько случаев, когда при наклоне танка плохо смонтированные спонсоны отрывались и калечили расчеты оружия. Полностью собранные танки без оружия передавались военным, за установку пушек и пулеметов уже отвечали мастерские War Office. Первые танки Mark IV были переданы военным в марте 1917-года, и уже к лету они были переброшены на континент. Основным производителем танков Mark IV стал Metropolitan, построивший 820 боевых машин и шасси, Fosters, Armstrongs и Coventry собрали по 100 каждый, а Mirlees и Beardmore по 50 боевых машин. Еще 30 танков были экспериментальными, несерийными и потерявшимися в статистике.
По предварительным планам танки Mark III должны были быть фактически предсерийными Mark IV, только изготовленными по обходным технологиям. Но проектирование и подготовка производства отставали от графика почти на два месяца и основные изменения вносились уже непосредственно в Mark IV. Было стандартизировано вооружение. Все пулемёты Льюиса устанавливались в шаровых установках, которые были удобнее и лучше защищали стрелков по сравнению со шкворневыми. В качестве основного оружия в пушечных танках 40-ка калиберную пушку Гочкисса заменили на укороченную 57-мм пушку с длиной ствола всего в 23 калибра.
Замена пушки была была вызвана несколькими причинами, к которым обычно относят частые повреждения пушки при движениях в лесах и поселениях, её утыкание в грунт на пересеченной местности и сложность в наводке длинной ствола. Конечно самой важной в необходимости замены пушки были её чрезмерные возможности и соответственно высокая стоимость для тех задач, которые ставились перед танками. С длиной ствола в 40-калибров пушка была фактически противотанковой с высокой начальной скоростью, в то время как разведка уже проинформировала, что никаких танков в массовых количествах у противника не предвидится, к тому же длинноствольный вариант по прежнему считался морским и первым заказчиком пушек были моряки, а танкистам их отгружали по остаточному принципу.
Пушка Ordnance QF 6-pounder 6 cwt (57-мм) Hotchkiss Mk I /L23 стала первым специальным танковым орудием. Неожиданно уменьшение длины ствола на 112,7-см не только не ухудшило характеристики орудия, но и сделало его полностью адекватным задачам. Короткий ствол, став однотрубным, существенно облегчил и удешевил производство пушек. Увеличив толщину стенок ствола удалось сохранить возможность использования стандартных и увеличенных зарядов и всю номенклатуру патронов от длинноствольного варианта. Основными целями пушечных танков были полевые укрепления, позиции орудий и пулеметные гнезда, для их подавление не было необходимости в высокой начальной скорости снаряда. Некоторое снижение точности и дальности стрельбы по сравнению с длинноствольным вариантом не было критично для задач поддержки пехоты. Как и ожидали, увеличилась простота наводки, просто за счет уменьшения массы ствола, резко уменьшились повреждения и утыкания пушки, снизился откат, что улучшило условия работы расчета внутри танка. Кроме изменения орудия и введения шаровых пулемётных установок, которые впрочем уже начали внедрять на версии Mark III, изменили и форму самих пушечных спонсонов снизу. Был увеличен размер скоса и угол наклона нижней части, что стало главным визуальным отличием «четверок» от ранних вариантов. Целью этих изменений было увеличение даже не столько проходимости, сколько облегчение вытягивания и самовытягивания танков. Спонсоны ранних вариантов зачастую утыкаясь в края траншей и просто зарывались в них, новые в такой ситуации просто опирались на грунт, позволяя легче вытаскивать застрявшую машину.
Пулеметные спонсоны практически не изменились по сравнению с внедренным на «тройках» их узким вариантом с эвакуационным люком снизу. Хотя в общем замена мощных и тяжёлых пулемётов Виккерса на ручные Льюисы выглядела интересной и позволяла решить на танках типа «самка» ряд технических проблем, в итоге она оказалась не самым правильным решением. Дело даже не в том, что пулеметы Льюиса не могли вести длительный непрерывный огонь как станковые Виккерсы, и не в неудобной замене круглых магазинов. Главным вопросом стала система охлаждения ствола пулеметов Льюиса. Охлаждение ствола было реализовано с использованием принудительной циркуляции воздуха, когда из-за специальной формы кожуха в задней его части создавалось разрежение и холодный воздух протягивался вдоль ствола. Если в пехоте это не создавало проблем, кроме дискомфорта стрелка, которому в лицо дул теплый ветер, то в танке весь воздух, нагретый стволом, попадал в танк, увеличивая и без того температурный дискомфорт для экипажа.
Двигатель, трансмиссия, конструкция гусеничного хода, система управления танком не претерпели существенных изменений. На Даймлере форсировали двигатель и он стал на 1000 об/мин выдавать 125 л.с., что позволило немного компенсировать рост массы танка. Водитель и два его помощника с использованием рычагов и бортовых передач управляли скоростью вращения мотора и отдельно скоростью вращения каждой гусеницы, за счет чего осуществлялся поворот танка. Двигатель, дифференциал, конструкция гусениц и их длина, форма гусеничного корпуса не менялись с первого прототипа «Матери», соответственно и максимальная скорость составляла всё те же 6,4 км/час. Бак был вынесен из боевого отделения и расположен между гусеничными корпусами сзади на бронекорпусе, принципиально конечно в самом безопасном месте для наступающего танка. Для того что бы попасть в бак нужно было преодолеть минимум три слоя брони. Самым заметным изменением было введение глушителя. Если ранние машины имели просто по три выхлопные трубы со спаренных цилиндров и выбрасывали выхлопные газы вверх, то сейчас они объединялись в один глушитель сверху, который проходил по крыше танка и выводился сзади. Кроме очевидного снижения демаскирующего эффекта за счет снижения шума и удаления облаков дыма над танком, такая мера позволила немного улучшить комфорт для экипажа. Очень громкий ад, превратился просто в ад.
Каждый танк комплектовался балкой самовытаскивания, роль которой играл в британском танковом корпусе тиковый брус длиной 3,6 метра и сечением 175-225 мм. В дополнение к брусу на танке была смонтирована хорошо заметная на строевых машинах направляющая рельса из угольников, закрепленных на бортах гусеничных корпусов для того, что бы сберечь от повреждений при использовании бруса всего, что находится сверху бронекорпуса танка. Вместе с прямой задачей эти направляющие стали использоваться не по назначению — на крыше появилась удобная возможность перевозить груз и пехоту, а так же спокойно проезжать под собственными линиями электропередач и связи, которые при этом оставались целыми, не говоря уже о преодоления заграждений и отведении тех проволочных заграждений, которые не подминались под гусеницы через верх рубки танка и сверху над глушителем.
На фотографиях в боевых частях отличить «четверку» от «тройки» и более ранних машин, что бы не считать заклепки, проще всего у пушечной машины по конструкции спонсонов, которые хорошо видны, даже у разбитых и разуокмплектованных танков — по короткому и толстому пушечному стволу и наклону нижней части спонсона. Машины всех типов имеют выхлопную трубу и глушитель, протянувшиеся вдоль крыши, а так же угловые направляющие сверху, которых нет у более ранних модификаций. Если не повезло и танк например без направляющих, то тут придется считать заклепки, а точнее их и расположение спереди на верхней грани рубки. Если у Mark III, впрочем, как и у Mark II, крайние заклепки сближены, то у Mark IV они расположены равномерно по всей длине верхней полоски.
Производство танков Mark IV продолжалось до мая 1918-года, когда уже шло в Бермингеме производство машин нового поколения — Mark V. Всего было доступно для боевой работы и учебных целей 1015 танков — 420 пушечных и 595 чисто пулеметных. Первые части вооруженные Mark IV планировалось использовать в весеннем наступлении 1917-го года, но из-за задержек с производством первые «четверки» пошли в бой только в начале июня, 7 июня в сражении за Мессин Ридж. В атаке приняло участие 76 новеньких танков Mark IV в сопровождении 14 танков-тендеров на шасси Mark I. Мессинская операция была шедевром окопной войны, главный удар был нанесен взрывом 600 тонн взрывчатки, заложенной в галереи под немецкими окопами, потом артиллерия уничтожила заграждения и в атаку пошли танки, поддерживаемые пехотой, что бы добить германские части. Удивительность этой операции в том, что она удалась практически по плану. В ходе подготовки в ней были учтены, а затем использованы все необходимые факторы для успеха танков: массированное применение, скрытность введения в бой, подготовленные дороги. Но последующее за Мессин Ридж применение танков во Фландрии в совершенно неподходящих для них условиях, например в рамках Третьего наступления при Ипре, посеяло у генералов сомнениях в их эффективности. Нужен был позитивный пример.
Самым ярким опытом применения танков стало первое по настоящему массовое применение этого оружия в Битве при Камбре в ноябре 1917-года. В состав третьей армии генерала Беринга входили 8 пехотных дивизий, 4 танковых бригады, 3 кавалерийские дивизии. Общая численность составляла 92 000 человек против 36 000 германских солдат и офицеров. На участке фронта отведенном под наступлением было сконцентрировано 1536 пулемётов, 1009 орудий, 1000 самолётов, и самое главное 476 танков Mark IV, то есть все боеготовые части Танкового корпуса. Для прорыва специально была выбрана танкодоступная местность, были приняты серьезные усилия по введению в заблуждение противника и маскировке. Специальные тренировки проводились для сплачивания пехоты и танков.
Атака началась без длительной артподготовки, пехота сопровождала танки, борясь с противотанковыми средствами и проникая в пробитые бреши в обороне. 20 ноября 1917-года танковый корпус двинулся вперед по всему всему фронту 3-й армии. Первой задачей, которая ставилась перед бронированными машинами, был прорыв заграждений. Артиллерия сразу открыла огонь по окопам и огневым точкам противника, не тратя время на проделывание проходов. Танки двигались в 200-300 метрах за огневым валом, который перемещался в зависимости от успехов наступавших, пехота вслед за танками по проделанным проходам занимала линии обороны. В 8:00 британцы заняли первую линию обороны германской армии, в 13-00 вторую. В 12:00 боевые машины заправились с танков снабжения, пополнили боезапас и снова двинулись вперед. За 12 часов боя был осуществлен прорыв на фронте шириной в 12 километров и на глубину в 10 км. Танковый корпус полностью выполнил стоящую перед ним задачу.
Но выполнение задачи танкистам обошлось не даром — было потеряно 280 танков, почти 60% от вступивших в бой, из 4190 личного состава выбыло 74 убитыми и 457 ранеными. Потери пехоты так же были небольшими. Но как обычно, всегда есть но… Все силы были брошены на одну первую атаку, ни танков, ни пехотных подразделений не осталось для развития успеха, а ведь был возможен прорыв всего фронта и полностью развал обороны германцев с далеко идущими последствиями. Там где не наступаешь ты, наступает противник. Упустив инициативу британцы до 27 ноября предпринимали отдельные попытки таранить оборону и дальше, но тем только увеличивали потери, в том числе и в танках.
30 ноября 1917-го года германская армия начала ответное наступление. Танковый корпус отводился в тыл и помочь встречными ударами не мог, да и по большому счету было нечем. За прошедший год германцы так же не теряли времени даром, разработав тактику и обучив пехоту проникновению через позиции противника и использованию штурмовых отрядов, вооруженных гранатами и сопровождаемых пулеметчиками при прямой поддержке хорошо подготовленными артиллерийскими атаками с использованием дымовых и химических снарядов. Самым существенным итогом контрнаступления германской армии, практически полностью занявшей старые позиции, был захват около 100 подбитых и сломанных танков, которые после ремонта стали основой германских танков сил, по крайней мере по количеству.
Применение танков в ходе сражения при Камбрэ показало, что для прорыва подготовленной линии обороны эти боевые машины являются не просто желательным, а обязательным условием решения поставленных перед частями задач. Военные учились использованию танков, Камбрэ показало, что мало прорвать линии обороны и мало даже прорвать все линии обороны, должны оставаться силы и средства для развития наступления дальше. В противном случае тактический успех и останется тактическим. Все пехотные части должны быть обучены ведению боя вместе с танками и только совместные усилия позволят достичь результата, там, где взаимодействия не было, из-за отсутствия понимания роли танков или нежелания пехотных офицеров «отдавать» победу «железным болванкам», все это оборачивалось большими жертвами и бессмысленными потерями.
Казалось бы серьезные потери танков должны были ужаснуть армию, но британцы, на то и британцы, что умеют прагматично оценивать реальность. Даже потеря почти трехсот танков позволила сэкономить дикое количество снарядов и сберечь огромное количество жизней пехотинцев и кавалеристов. Танки можно заново наделать и это «рентабельнее», чем делать снаряды к пушкам, а новых людей взять вообще неоткуда.
Массовое производство Mark IV продолжалось до мая 1918-года, в то время как головной производитель танков Metropolitan Cammell Carriage and Wagon Company (MCCW) уже начал выпуск танков следующего поколения танков Mark V, остальные продолжали собирать и отправлять в танковый корпус отлаженные «четверки». По большинству параметров танки Mark IV достигли максимального уровня возможностей принятой ещё в 1916-м году схемы и стали фактически «основными боевыми танками» этой эпохи, массово производимыми и способными решать задачи, которые ставились перед ними. Но с технической точки зрения используемые двигатель и трансмиссия уже не могли обеспечить улучшение технических характеристик.
Как самый массовый танк британской армии, Mark IV стал основой для изготовления специальных машин. Самой большой серией строились танки снабжения — тендера. Их выпускали в соотношении 1 тендер на 5 боевых машин, испытывались и даже попадали в армию ремонтные машины, КШМ, минные тралы и машины с приспособлениями для преодоления препятствий. На шасси Mark IV испытывали машину с удлиненным гусеничным движителем и даже САУ в виде миномётовоза. Большая часть экспериментов закончилась ничем, точнее наработки не успели использовать в Первую мировую, но это был хороший задел на будущее.
Бои при Камбрэ показали, что бронирование в 12-мм недостаточно, насыщение германской обороны противотанковыми средствами, использование бронебойных снарядов требовало усиления бронезащиты. Схема управления «в шесть» рук могла быть принята для начала применения, но была очень неудобна и требовала большого числа обученных специалистов. Двигатель и трансмиссия уже не смогли бы выдержать дальнейшего повышения массы танка. Увеличение надежности танков то же не помешало бы. Нужен был новый танк.
Танков Mark IV было построено больше всей остальной бронетанковой техники мира, за исключением французских легких танков F17, а если считать по массе железа, то и вообще больше всего. Неудивительно, что их сохранилось достаточно много. Всего в мире хранится в музеях семь реальных образцов танка Mark IV, и ещё построено минимум 11 новоделов, из них шесть на ходу.
* все фотографии в этой части статьи принадлежат их авторам и взяты из открытых источников для некоммерческого использования
Самый известный, отлично отреставрированный танк Mark IV Male «Excellent» экспонируется в Танковом музее в Бовингтоне. Танк типа «самец» никогда не служил на передовой, проведя свою «жизнь» на учебных полигонах, только в 1940-м году был призван в Силы самообороны против ожидавшейся высадки германской армии. Сейчас машина стоит в музее с фашинами на крыше, примерно в таком виде, как применялись танки в ходе сражения у Камбре.
В Линкольне на родине танка в музее Линкольнширской жизни (Museum of Lincolnshire Lifе) хранится Mk IV «female» Daphne, которые принимал участие в Битве у Камбре, а после войны был передан в Линкольн для установки на памятник. В музее кроме танка есть еще несколько интересных образцов транспортной и инженерной техники, построенных на машиностроительных предприятиях города в начале 20-го века.
Танк в Ашфорде (Ashford, графство Кент) был передан городу после войны и установлен на памятник в честь победы в Первой мировой. Танк Mark IV «female» Baby как был установлен после войны на монумент, так и остаётся на нём. Машину хорошо отремонтировали и соорудили вокруг неё стеклянный павильон. Теперь раритету Первой мировой войны ничего не угрожает.
Наиболее аутентичный танк Mark IV «мale» Lodestar III сохраняется в лучшем в Европе общевоенном музее в Брюсселе. В экспозиции, посвященной Первой мировой, хранятся три танка, один из них Mark IV. Танк выглядит очень аутентично, в отличие от парадного Бовингтонского
Самый интересный образец Mark IV «Female» сохраняется в Музее танка во Флескюре (Musée du Tank de Flesquières, Камбре, Франция). Остов танка Mark IV Female D-51 Deborah был найден во время работ на поле, где в Первую мировую проходило сражение при Камбре. Погибший в сражении танк даже не поднимали, соорудив вокруг остатков разбитой машины строение. Получился впечатляющий музей-мемориал.
За пределами европейского континента хранятся два танка Mark IV Female — в Австралии и США. Австралийский танк (Australian War Memorial, Canberra, ACT, Australia) находится в неплохом состоянии, но Австралия так далеко, что фотографий этой машины очень мало, выглядит так, что в самой Австралии интересующихся историей бронетехники не так много.
В наиболее странном состоянии находится танк Mark IV Female на американском континенте. Длительное время машина хранилась на открытом воздухе в Национальном музее в Форт Беннинге (National Armor and Cavalry Museum, Fort Benning, США). К танкам в США относятся совсем не так как к самолётам, которые боготворят. Возможно понимают, что хвастаться здесь им нечем. Сейчас танк находится на военном складе Anniston Army Depot и возможно ремонтируется. В Америку танк попал в ходе рекламной компании по участию американцев в войне в Европе, участвовал в парадах как Mark IV Female Britannia, так там и остался.
Из шести относительно точных «новоделов» танка Mark IV, все машины находятся в ходовом состоянии. Все танки очень близки к реальным танкам, как по боевой массе, так и по изготовленному интерьеру. Самый известный ходовой макет экспонируется в музее в Бовингтоне.
Макет танка, который сохраняется в Танковом музее в Норфолке (Norfolk Tank Museum (UK)) был построен Гаем Мартином (Guy Martin) для телевизионного шоу на Channel 4.
Бельгийский ходовой макет построен энтузиастами из сообщества танковая капелла (https://tankpoelcapelle.be/en/5replicas) в Бельгии и используется на фестивалях реконструкциях.
Еще три танка были построены по заказу Питера Джексона для съемок в докьюментари фильме «Они никогда не станут старше» (англ. They Shall Not Grow Old). Машины собирались на заводе Weta Workshop, Wellington (New Zealand) и сейчас остаются там, где их построили — в Новой Зеландии.
Все статичные реплики построены в Британии, там и находятся. В основном это достаточно условные макеты, которые вряд ли заслуживают внимания
Mark IV/Тяжёлый танк Марк IV
Страна: Великобритания
Год выпуска: 1917
Кол-во выпущенных: 980 (боевых) + 205 (поддержки) + 11 экспериментальных + 54 (запасных)
Производитель: William Foster & Co, Metropolitan Cammell Carriage and Wagon Company (MCCW), Armstrong-Whitwoth, Coventry Ordnance Works, William Beardmore&Company, Mirrlees Watson&Co.
Размеры без хвоста: 8060×4110(самец)×2490 см
Ширина трака: 521 мм
Боевая масса: 28 000 кг «самец»/26 400 «самка»
Экипаж: 8
Двигатель: Foster-Daimler Knight sleeve valve petrol 125 hp
Скорость: 6,4 km/ч
Вооружение:
Ordnance QF 6-pounder 6 cwt (57-мм) Hotchkiss Mk I /L23, 3 ×7,7-мм Lewis gun («самец»)
5 × 7,7-мм Lewis gun («самка»)
Бронирование: 10-12 мм.
Где увидеть:
— Танковый музей в Бовингтоне. (Bovington Tank Museum, Linsay Rd, Bovington, Wareham BH20 6JG, Великобритания) — оригинал Mark IV Male «Excellent» и точная реплика Mark IV Male «Big Brute», B46
— Музей линкольнширской жизни Museum of Lincolnshire Lifе (Burton Rd, Lincoln LN1 3LY, Великобритания) — Mk IV Female «Daphne»
— Мемориал в Ашфорде (Ashford, Кент, Великобритания) — Mark IV Female “Baby”
— Королевский музей армии и военной истории Бельгии (Musée Royal de l’Armée, Koninklijk Legermuseum, Брюссель, Бельгия) — Mark IV Male ‘Lodestar III’
— Музей танка во Флескюре (Musée du Tank de Flesquières, Камбре, Франция) — остов танка Mark IV Female D-51 Deborah
— Австралийский военный мемориал (Australian War Memorial, Canberra, ACT, Australia) — Mark IV Female «Grit»
— Национальный музей Форт Беннинг (National Armor and Cavalry Museum, Fort Benning, США, сейчас в Anniston Army Depot) — Mark IV Female «Britannia)
Реплики на ходу: Танковый музей в Бовингтоне. (Bovington Tank Museum), Танковый музей в Норфолке (Norfolk Tank Museum), танк Damon 2, D29 Частная коллекция Бельгия, 3 танка в частных коллекциях в Новой Зеландии для фильма «Они никогда не станут старше» (англ. They Shall Not Grow Old) Питера Джексона.
Реплики статичные: 5 реплик в Великобритании в разной степени похожести.