Путь танка. Часть 4.3. Mark IV Wire-pulling tanks. Раздавить германскую гадину
Статья с канала Remont1969 на яндекс-дзене.
История танков-разграждения на шасси Марк IV для растаскивания колючей проволоки
Реальностью Первой мировой войны было не просто наличие кавалерии у всех воюющих армий, но и попытки активного использования конницы на поле боя. Планировалось использование британской кавалерии и при преодолении Линии Гинденбурга в ходе наступления при Камбре. К осени 1917-го года танки уже показали себя как сила, способная за короткий срок и без помощи артиллерии преодолеть линию любых проволочных заграждений, просто разорвав их и вдавив в землю. Но, если для пехоты этого было достаточно, то для конницы такой вариант раздражения не подходил. Даже после захвата и прорыва всех линий обороны конница не могла войти в разрывы линии фронта, кони просто не могли преодолеть участки фронта, на которых колючая проволока находилась просто на земле. Для решения этой задачи так же были привлечены танки — растягиватели проволоки — Wire-pulling tanks.
При планировании прорыва Линии Гинденбурга у Камбре основной задачей кавалерии британской армии виделся обход городов, укрепленных пунктов противника, подвергшихся атаке танков. Обойдя города и пункты сопротивления, конница должна была прервать связь и снабжение, а, заняв перекрестки дорог и мосты через каналы, предотвратить подход подкреплений. Основной задачей стала изоляция места проведения операции. Для этого было необходимо преодолеть построенные в 1917-м году проволочные и противотанковые заграждения 160-ти километровой Линии Гинденбурга или, как называли её в Германии, Siegfriedstellung, протянувшейся от Ланса до Суассона. Основу проволочных заграждений составляли не привычные всем по кино рогатки, а проволочные сети и поля на вертикальных кольях.
Обычные танки разрывали проволоку или ломали колья, втаптывая колючку в землю. Прикрытые броней пехотинцы аккуратно переходили заграждения и начинали, поддерживаемую танками, очистку окопов. Но при этом солдат в сапогах с твёрдой подошвой мог проходить по земле, даже если под ногами оставались проволочные колючки. Но eё остатки по прежнему ранили ноги лошадей и выводили их из строя. Для преодоления колючей проволоки кавалерией был разработана специальная танковая тактика и созданы приспособления в виде якоря на тросе. Для начала танк прорывал проволоку, как и в обычном случае своей массой и гусеницами. Проехав за край проволоки с танка сбрасывались крюки в виде якорей.
Когда якоря падали на землю, танк начинал сдавать задним ходом, якоря цепляли проволоку и начинали тащить её за танком, вырывая колья из земли и собирая в кучу всё новые и новые ряды проволоки. В какой-то момент танк вообще скрывался за её нагромождениями. Практически все танковые экипажи перед битвой при Камбре прошли в учебной танковой школе в Вайли. (Tank Driving School, Wailly). На полигоне школы были построены полные аналоги укрепления германской линии и экипажи изучали не только технику преодоления препятствий и умение водить боевые машины, но и отрабатывали тактические приёмы вместе с пехотой и поддерживаемыми подразделениями, одним из которых являлось растаскивание проволоки.
На танках, которые были предназначены для растаскивания проволоки, сзади обозначались буквами «WC» — wire crusher — «уничтожители проволоки». Якорь был очень похож на обычный морской, только его задачей было не зарыться в землю, а скользить по ней, собирая с грунта всю проволоку. Четырёхлапые якоря крепились мощными серьгами к тросам, закрепляемым на танке.
После того, как танк стянул и вырвал из земли заграждения на широком участке, продолжая двигаться задним ходом, танк поворачивал и начинал движение параллельно линии заграждений, убирая проволоку с пути кавалерии. Вал проволоки был высотой 2-3 метра. После поворота танка проволока разрывалась. Танк продолжал двигаться задним ходом параллельно заграждениям, пока не образовывался достаточный для конницы проход. По крайней мере при испытаниях в в учебной танковой школе в Вайли таким образом танки освобождали для конницы участки по 50-60 метров, полностью сломав все колья и разорвав проволоку.
Но даже прорыв проволоки и проход через неё не позволил кавалерии выполнить поставленную задачу развития наступления в глубину. Главной проблемой стала даже не неполная очистка территории от колючей проволоки, при которой кавалеристам приходилось спешиваться и проводить лошадей шагом из-за оставшихся неубранными мотков проволоки и обломков кольев. Германская армия применила новую тактику в обороне, зарывшись в землю, обороняющиеся в укрепленных пунктах часто пропускали танки и пехоту мимо себя, открывая затем огонь по такой легкой и крупной цели, как всадник. Подавление таких позиций требовало остановки наступления, возврата техники, что сильно задерживало наступление. В итоге к наступлению темноты над полем боя кавалерия не успела далеко уйти, а тем более закрепиться, и её эскадронам пришлось отходить на исходные позиции, особенно после того, как оказалось, что мосты через канал Л’Эско разрушены и на другой берег переправится невозможно.
IV-й танковый корпус использовал тактику с «разрушителями проволоки» при прорыве линии обороны. Танки действовали группами по четыре машины на 150 метровом участке фронта. Первый танк (на схеме А) — «разрушитель проволоки» проделывал проход в заграждениях, обозначал его красными флажками, проезжал в проделанный проход, сбрасывал фашины в первый ров, брал немного влево и двигался к главной линии укреплений, второй танк (на схеме С) проезжал за ним по сброшенным фашинам и принимал немного вправо, так же продолжая двигаться вперед. Третий (В) и четвертый (D) танки самостоятельно преодолевали проволоку и ров, сбрасывая свои фашины и двигаясь затем вдоль передовой траншее направо, оказывали поддержку пехоте по их очистке от противника. Первые два танка в это время обстреливали главную линии окопов.
Второй танк С проламывал проволоку и сбрасывал фашины в ров, по которым должны были пройти все четыре танка. В это время танки A и D двигались вдоль основной линии окопов и обеспечивали продвижение танка С, затем оба переезжали вторую линию траншей. Последний танк В так же по этим фашинам замыкал группу, преодолев рубеж. Пехота должна была двигаться взводными колоннами за танками в 150-ти метрах от них, обеспечивая подавление опорных пунктов поддержанная огнем танков. По подготовленной танком А прорехе в колючей проволоке в прорыв должна была вводится кавалерия, когда пехота очистит первую и вторую линию обороны.
В ходе Битвы при Камбре единственным родом войск, который полностью выполнить свои задачи, даже потеряв львиную долю техники стали танкисты. Ошибки при планировании операции привели к тому, что локальный танковый успех не был развит и превращен в стратегический. Кавалерия полностью провалила свои задачи, за исключением редкой удачи канадских конников из эскадрона В Форта Гарри Хорс (B Squadron, The Fort Garry Horse), которые смогли пройти вслед за танками через линию обороны германцы и переправится по импровизированному мосту через канал, рядом с одним из шлюзов.
Продвигаясь вперед, кавалеристы сильно обогнали все остальные части и не были поддержаны пехотой. В итоге вместе с двумя группами танков конница освободила городок Масниерес и сделала попытку развить наступление. В итоге она была практически окружена германскими частями и отступила, полностью потеряв весь конный состав. Из 150-ти бойцов в расположение своих вернулось пешим ходом всего 43. Все танки, действовавшие вместе с кавалеристами, так же были потеряны.
Опыт совместного применения кавалерии, пехоты и танков в первый день Сражения при Камбре показал, что союзники нащупали правильную тактику и больше опутанные километрами проволоки линии обороны не неприступны. 1918-й стал годов повсеместного применения танков, которые доказали, что они способны изменить лицо войны.
Mark IV Wire-pulling/Тяжёлый танк Марк IV растаскиватель проволоки
Страна: Великобритания
Год выпуска: 1917
Кол-во выпущенных Wire-cutting Mark IV всего: 32
Производитель: William Foster & Co
Размеры: 8060×4110(самец)×2490 см
Ширина трака: 521 мм
Боевая масса: 28 000 кг «самец»/26 400 «самка»
Экипаж: 8
Двигатель: Foster-Daimler Knight sleeve valve petrol 125 hp
Скорость: 6,4 km/ч
Вооружение:
Ordnance QF 6-pounder 6 cwt (57-мм) Hotchkiss Mk I /L23, 3 ×7,7-мм Lewis gun («самец»)
5 × 7,7-мм Lewis gun («самка»)
Бронирование: 10-12 мм