Путь танка. Часть 4.2. Mark IV Fascines-Layer. 1917. Танк-путепрокладчик

10
Путь танка. Часть 4.2. Mark IV Fascines-Layer. 1917. Танк-путепрокладчик

Путь танка. Часть 4.2. Mark IV Fascines-Layer. 1917. Танк-путепрокладчик

Статья с канала Remont1969 на яндекс-дзене.

В ходе битвы при Камбре британская армия применила танки-укладчики фашин Mark IV Fascines-Layer.

Преодоление естественных и искусственных препятствий на поле боя неотъемлемая часть технического задания на танки. Требования военных о преодолении рвов и траншей определённой ширины и высоты привели к появлению знаменитой «ромбовидной формы» первый британских танков. Было бы другое задание, может быть и первые танки выглядели бы совсем не так. Танки серии Mark IV, ставшие базовой машиной танкового корпуса Британии в 1917-м году и основной ударной силой пехоты, могли преодолевать стенки высотой до 1200 мм и шириной до 3-х метров. Применением танков в ходе операции при Кабре танковый корпус планировал показать всем свои возможности и реабилитировать танка после неудач в 1916-1917-м годах, когда танки применялись военными не правильно. Противник уже знал чего ждать от нового оружия Антанты и линия обороны германской армии была подготовлена с учётом возможностей танков, совершенствуя противотанковую оборону, в частности расширяя рвы и траншеи.

Путь танка. Часть 4.2. Mark IV Fascines-Layer. 1917. Танк-путепрокладчик

Для преодоления созданной германской армией линии Гинденбурга было принято решение использовать для преодоления рвов и траншей в планируемом на ноябрь 1917-го года наступлении в районе города Камбр фашины. Фашина была старым и хорошо известным способом еще с античных римских времен наводить переправы через топкие места и небольшие реки. Маленькие фашины, связки веток и тонких стволов использовались британскими сапёрами и в Первую мировую. Первый раз для преодоления реки в ходе операции при Коккрофте (Action of the Cockcroft) 19 августа 1917 года в рамках битвы за Лангемак (Battle of Langemarck) британские сапёры использовали фашины. Cаперы попробовали проложили путь через заболоченную реку Стенбек (Steenbeek), бросая в болото фашины для прохода 11 танков батальона G 1-й танковой бригады.

Mark IV в болоте в ходе операции при Коккрофте

Mark IV в болоте в ходе операции при Коккрофте

Изучив использование фашин военные провели ряд экспериментов по преодолению рвов наполненных фашинами, для определения наилучшего варианта их использования и требуемого размера фашин для преодоления препятствий на линии Гинденбурга. В ходе испытаний был выбран вариант со связанным в цилиндр пучком тонких стволов диаметром примерно полтора метра и шириной 3,5 метра. Именно такой вариант позволял использовать одну связку фашин для преодоления танками и пехотой классического препятствия, созданного германской армией. Применение стандартизованных связок фашин на танках было особенностью, которая ни до, ни после Битвы при Камбре британцами не использовалась.

Путь танка. Часть 4.2. Mark IV Fascines-Layer. 1917. Танк-путепрокладчик

Линия Гинденбурга была сплошной линией укрепления германской армии на северо-востоке Франции. Стоительство линии продолжалось с конца 1916 до весны 1917 года и она перекрывала 160 км от Ланса до Суассона. Линия проходила немного в тылу германской армии, после её возведения фронт был спрямлен на 50 километров, что высвободило 13 дивизий. Это было полевое укрепление из нескольких рядов траншей, колючей проволоки, ходов их соединявших, вынесенных опорных пунктов, бетонных бункеров, пулемётных гнезд и артиллерийских позиций. Линия разделялась на 5 частей, названных в честь героев германского эпоса с севера на юг: позиция «Вотан» (Wotan Stellung), «Зигрфрид» (Siegfried Stellung, «Альберих» (Alberich Stellung), «Брунгильда» (Brunhilde Stellung) и «Кримхильда» (Kriemhilde Stellung). «Спрямили» фронт германские войска в феврале 1917-года, оставив за собой выжженную землю. Позиция «Зигфрид» считалась самой сильной, но именно против неё планировалось наступление в ноябре 1917-го в районе Камбре. И если из-за неправильной оценки собственных сил в ходе Битвы при Камбре не удалось добиться итогового развала фронта, то уже в 1918-м в ходе Стодневного наступления считавшаяся германской армией непреодолимая Линия Гинденбурга была прорвана не без помощи танков, что привело практически к автоматическому перемирию.

Фотосъемка Позиции Зигфрида (Siegfriedstellung), отлично видны начертания траншей и укреплений

Фотосъемка Позиции Зигфрида (Siegfriedstellung), отлично видны начертания траншей и укреплений

Применение фашин на танках стало одной из тех небольших неожиданностей для германской армии, из которой и был обеспечен первоначальный успех союзников. Массированное применение танков, новая тактика совместного использования пехоты и танков, применение огневого артиллерийского вала, неожиданная концентрация в одном месте большого числа танков, их технические возможности, использование танков-тендеров для подвоза бензина и боеприпасов прямо на передовую, танки в качестве КШМ с радиосвязью, фашины были не последними в хитростях, которые применили британцы. Танки оснащались фашинами еще в тылу и в таком виде перебрасывались к фронту, в условиях максимальной секретности.

Путь танка. Часть 4.2. Mark IV Fascines-Layer. 1917. Танк-путепрокладчик

Связки фашин в виде цилиндра диаметром около полутора метров имели ширину чуть большую, чем ширина танка. Связки изготавливали в центральных мастерских танкового корпуса во Франции. И хотя была возможность устанавливать фашины краном, обычно это могли делать и сами танкисты. Танк подъезжал к связке фашин, цепями фашины крепились к гусеницам. Танк включал задний ход и связка поднималась по направляющим до упора над боевой рубкой. Связка фашин крепилась теми же цепями фактически на верхнем углу рубки. Для освобождения фашин достаточно было вытянуть крюк и связка скатывалась перед танком в траншею.

Схема крепления связки фашин к танку

Схема крепления связки фашин к танку

Танковые фашины представляли собой собранным вместе 75 саперных фашин. В качестве основы, на которой собирался пучок фашин использовался стандартная железнодорожная шпала (на схеме он снизу цилиндра), дававшая всей конструкции жесткость. Именно шпала опиралась на танк при креплении связки. Собиранием фашин, этой муторной и однообразной работой, занимались наемные рабочие из Китайского рабочего корпуса (Chinese Labour Corps), которые грузили фашины на платформы и отправляли ближе к фронту. Масса одной фашины составляла примерно полторы тонны и они имели размер 1,5х3 метра. Фашины доставлялись до станции Плато (Plateau) недалеко от Камбре, где и устанавливались на танки.

Путь танка. Часть 4.2. Mark IV Fascines-Layer. 1917. Танк-путепрокладчик

В походном положении связка фашин просто перевозилась расположенной на направляющих, закрепленная к ним цепями, при переводе в боевое положение, цилиндр фашин сдвигался вперед и крепился на краю боевой рубки с использованием крюка и шпалы, который она держала. Дополнительно использовались цепи. Расцепление фашин производилось рычагом изнутри кабины.

Путь танка. Часть 4.2. Mark IV Fascines-Layer. 1917. Танк-путепрокладчик

В тактическую группу входил танковая секция из трёх танков и батальон пехоты. Танки шли клином — впереди основной ударный танк, чаще пулемётный, за ним основные пушечный и пулеметный танки. За танками в две колонны пехотный батальон за основными, за каждым танков в два ряда сначала группа «очистки траншей» из 2-х взводов, за ними такая же группа для удержания траншей. Остальной полубатальон в таком же порядке следует дальше для развития наступления. Первый танк прорывает заграждения из колючей проволоки и уходит влево вдоль траншеи, второй проходит дальше и сбрасывает фашины в траншею, которую по ним преодолевают танки и пехота.

Путь танка. Часть 4.2. Mark IV Fascines-Layer. 1917. Танк-путепрокладчик

Первый танк преодолев проволочные заграждения двигаясь вдоль первой траншеи обстреливает ей, оказывая поддержку группе очистки. Затем ударный танк возвращается к линии прорыва, обеспечивая поддержку пехоте. Второй танк сбросив фашины также после преодоления рва и траншей уходит влево, обстреливая из пулеметов первую и вторую линии окопов, затем прорывает вторую линию заграждений и возвращается снова к линии прорыва. Третий танк продолжает двигаться дальше и сбрасывает фашины во второй противотанковый ров и так же поворачивает влево обеспечивая группу зачистки второй линии обороны.

Путь танка. Часть 4.2. Mark IV Fascines-Layer. 1917. Танк-путепрокладчик

Казалось бы при такой тактической схеме танки подставляют более слабый борт под огонь, но германская армия рассчитывала на фланговый пулемётный и артиллерийский огонь, который доказал свою эффективность за два года войны, и танки двигаясь вдоль траншей наоборот подставляли под огонь самую толстую лобовую броню, оказывая пехоте поддержку обстреливая из бортовых пулеметов окопы. При переезде траншей, по сброшенным фашинам вели фланкирующий огонь из всех пулеметов, очищая участок обороны противника для захода в траншеи «группы зачистки». Такую схему применяла третья танковая бригада. Четвертая танковая бригада использовала боевые группы из 4-х танков, один из которых был оснащен специальным «якорем» для растаскивания проволочных заграждений.

Результаты фланкирующего огня танков

Результаты фланкирующего огня танков

После сброса фашин экипаж танка должен был отметить на въезде через траншею красными и жёлтыми флагами начало «моста» для других танков, которые будет переезжать препятствие по мосту. Так как траншеи в основном были глубже полутора метров, то переезд на другую сторону представлял из себя не самое комфортное мероприятие, когда танк словно падал в яму и было не до конца понятно выберется он из неё или нет. Фашина выдерживала переезд трех-четырех танков, после чего её применение становилось невозможным .

Путь танка. Часть 4.2. Mark IV Fascines-Layer. 1917. Танк-путепрокладчик

Сложно оценить вклад такой новации, как сброс фашин с танков, но с учётом того, что танковый корпус был единственным родом войск, который полностью выполнил свою задачу в ходе наступления при Камбре, показывает, что они точно были не бесполезной новацией в том бою.

Путь танка. Часть 4.2. Mark IV Fascines-Layer. 1917. Танк-путепрокладчик

Самый известный, отлично отреставрированный танк Mark IV Male «Excellent» экспонируется в Танковом музее в Бовингтоне. Танк типа «самец» никогда не служил не передовой, проведя свою «жизнь» на учебных полигонах, только в 1940-м году был призван в Силы самообороны против ожидавшейся высадки германской армии. Сейчас машина стоит в музее с фашинами на крыше, примерно в таком виде, как применялись танки в ходе сражения у Камбре.

Путь танка. Часть 4.2. Mark IV Fascines-Layer. 1917. Танк-путепрокладчик

Mark IV Fascines-Layer/Тяжёлый танк Марк IV укладчик фашин

Страна: Великобритания

Год выпуска: 1917

Кол-во выпущенных: 980 (боевых) + 205 (поддержки) + 11 экспериментальных + 54 (запасных)

Производитель: William Foster & Co, Metropolitan Cammell Carriage and Wagon Company (MCCW), Armstrong-Whitwoth, Coventry Ordnance Works, William Beardmore&Company, Mirrlees Watson&Co.

Размеры без фашин: 8060×4110(самец)×2490 см

Ширина трака: 521 мм

Боевая масса без фашин: 28 000 кг «самец»/26 400 «самка»

Экипаж: 8

Двигатель: Foster-Daimler Knight sleeve valve petrol 125 hp

Скорость: 6,4 km/ч

Вооружение:

Ordnance QF 6-pounder 6 cwt (57-мм) Hotchkiss Mk I /L23, 3 ×7,7-мм Lewis gun («самец»)

5 × 7,7-мм Lewis gun («самка»)

Бронирование: 10-12 мм.

Где увидеть:

— Танковый музей в Бовингтоне. (Bovington Tank Museum, Linsay Rd, Bovington, Wareham BH20 6JG, Великобритания) — оригинал Mark IV Male «Excellent» с фашинами

источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5d36b0ffd4f07a00af1a9d3d/put-tanka-chast-42-mark-iv-fascineslayer-1917-tankputeprokladchik-61bdc2e54b46c01ca736bfa9?&

byakin
Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account