Путь танка. Часть 4.13. Mark II. Двойка превращается в пятерку. Испытательные стенды для новых трансмиссий
Статья с канала Remont1969 на яндекс-дзене.
История испытаний новых вариантов трансмиссий для будущего основного боевого танка Mark V на базе Mark II
На переломе 1916-1917-годов в Британии было выпущено 50 танков промежуточной серии Mark II, которые должны были быть использованы для обучения будущих танкистов и отработки технологии серийного производства. Готовясь к крупносерийному выпуску Mark IV, военные и инженеры уже смотрели вперёд, на то, какой должна быть машина, которая сменит на производственных линиях и этот танк. Одним из самых существенных родовых недостатков танков начиная от Линкольн №1 и вплоть до последнего выпущенного Mark IV было наличие бортовых передач, которыми управляли отдельные члены экипажа. В прямом управлении танков использовалось сразу 3 человека, не говоря уже о командире танка, который помогал мехводу. Причиной такого совершенно неоптимального решения была спешка при разработке танка, многие технические решения, которые считались временными при разработке первого прототипа, так и остались постоянными. Применённая схема управления была неудобной и не обеспечивала точности и оперативности управления боевой машиной. При модернизации танка именно её надо было менять в первую очередь. Применение новых трансмиссий должно было оставить управление танком в руках одного механика-водителя, да и вообще сделать управление проще. Для испытаний были выделены танки из серии Mark II, которые были оборудованы различными типов трансмиссий, лучшую из которых планировалось использовать на будущем серийном танке Mark V.
Программа испытания новых трансмиссий была широкой. Ожидалось, что на испытания должны быть представлено сразу 6 машин с различными типами трансмиссий — три из них с механической трансмиссией, два с электрической и один с гидравлической. В конкурсе приняли участие конструкция самого Уилсона (того самого — одного из «отцов» первого британского танка) с эпициклической (планетарной) трансмиссией, танк инженера Вилкинса с прямыми бортовыми передачами, машины с электрической трансмиссия от Вестингауз и гидравлической от Уильям-Дженни. Танк с электрической трансмиссией от Фостера не успел вернуться из Франции, где на него устанавливали аналог трансмиссии Сен-Шамон, и в конкурсе не участвовал, но тем не менее потом был всё таки испытан. Первые испытания экспериментальных машин проводились в городке Олдбери (Oldbury) на полигоне около Бермингема 3 марта 1917-го года.
Образцом с которым сравнивали конкурентные трансмиссии был доработанный Mark II по типу Mark IV с обычной механической трансмиссией с коробкой передач и обычными бортовыми передачами, фактически это была предсерийная машина «четверка». Наиболее близкой по конструкции к стандартному танку была экспериментальная машина Mark II, которую условно называют «Wilkins Multiple Clutch Tank» – «танк с множественными сцеплениями Вилкинса». Wilkins Multiple Clutch Tank представлял собой боевую машину с механической трансмиссией без главной коробки передач, но с двумя 3-скоростными бортовыми коробками передач с постоянным зацеплением шестерен. Расположение двигателя не менялось. Вращение от двигателя передавалось через карданный вал и конические шестерни на поперечные валы, а от них на трехскоростные бортовые коробки передач с задним ходом. Выходной вал коробки передач через внутреннее зацепление передавал момент на ведущее колесо.
Вариант, предложенный «материнской» для танков Mark II фирмой William Foster & Co, называемый условно — «Foster-Daimler Petroil Electric Tank» — Бензо-Электрический танк Фостера-Даймлера, имел электрическую трансмиссию. Трансмиссия танка Foster-Daimler Petroil Electric Tank была скопирована с трансмиссии французского танка Сен-Шамон и возможно устанавливалась в самой Франции, откуда танк и не успел вернуться на испытания, по крайней мере такие отсылки можно найти в источниках. На фотографиях с полигона FAMH в Saint Chamond хорошо виден Mark II без спонсонов, испытывающийся на французской территории. Возможно это именно Foster-Daimler Petroil Electric Tank
Танк Foster-Daimler Petroil Electric Tank использовал уже отработанную трансмиссию Crochat-Collardeau (St.Chamond). Двигатель приводил в действие электрогенератор, питавший два тяговых электро-двигателя с последовательным возбуждением. Через червячные пары момент передавался на механические бортовые передачи. Основной идеей такой конструкции было исключение их схемы главной коробки передач. Танк с французской трансмиссией на испытания в Олдберии не успел и был «прокатан» в Сен-шамоне.
На танке Mark II, в котором была установлена электрическая трансмиссия от американской Вестингауз (Westinghouse Electric & Manufacturing Company) — «Westinghouse Petroil Electric», было полностью перекомпоновано размещение двигателя и агрегатов. Двигатель у Westinghouse Petroil Electric Tank был смещен к корме и вращал два электрогенератора, последовательно установленные на одном валу, которые были смонтированы перед ним. Генераторы передавали энергию на бортовые двигатели, от которых через зубчатые передачи приводились ведущие колеса, Скорость движения танка могла непрерывно регулироваться в диапазоне от 0 до 6,4 км/ч, реостатом.
Самой удобной, но по совместительству как часто бывает, и самой сложной была гидравлическая трансмиссия. У танка Mark II, условно называемого «William-Jenney Hydraulic Tank» – двигатель через шестеренчатые редукторы вращал два гидравлических насоса, соединенных шлангами с гидромоторами соответствующего борта, каждый из которых приводил в действие бортовую передачу. Водитель получил штурвал, требовавший заметно меньше усилий, чем рычаги механических трансмиссий.
Гидравлическая трансмиссия William-Jenney Hydraulic Tank была удобной, но громоздкой и чувствительной к износу и загрязнению, для массового танка она не подходила. Но уже в конце войны стоимость стала не так критична и британцы могли себе позволить такую схему. На островах опробовали начать серийное производство танков Mark VII с таким типом трансмиссии.
Победителем в конкурсе трансмиссий вышел проект механической планетарной трансмиссии Уилсона, одного из «патентованных» авторов первого в истории танка. Танк Mark II «Wilson Epicyclic Tank» с механической эпициклической трансмиссией и планетарными механизмами поворота совмещал в себе относительную простоту самого механизма и простоту управления. Именно эта схема была применена уже в следующем поколении танков-ромбов Mark V, рассказ о которых будет позднее.
Но трансмиссия была только одной из проблем первых танков, двигатель Даймлера работал уже на пределе и не мог «таскать» даже немного утяжелённый танк, коробка передач не обеспечивала увеличения скоростей, а броня была слишком слаба. Принятие в качестве основного варианта трансмиссии Уилсона стало первым шагом к новому поколению танков-«ромбов». Один из тестовых танков позднее был оснащен новой коробкой скоростей Lanchester и специальным танковым двигателем Ricardo, мощностью 150 л.с., которые вместе с новой трансмиссией Уилсона позднее ставились на серийные танки Mark V. Вероятнее всего это была машина с Уилсоновской эпициклической трансмиссией. Последовательно заменив у классического «ромба» почти всю начинку в 1917-м году в Британии начали выпуск внешне близкого, но в реальности совершенно отличного танка уже нового поколения — Mark V.
Mark II/Тяжёлый танк Марк II
Страна: Великобритания
Год выпуска: 1916-1917
Кол-во: 5 из 50 (25 «самец» + 25 «самка») выпущенных
Производитель: William Foster & Co (25 «male»), Metropolitan Cammell Carriage and Wagon Company (MCCW) (25 «female»)
Ширина трака: 521 мм
Боевая масса: 28000 кг
Экипаж: 2-4
Двигатель: Foster-Daimler Knight sleeve valve petrol 105 hp
Скорость: 6,4 km/ч
Вооружение: не монтировалось
Бронирование: 10-12 мм