Путь танка. Часть 5.2. Mark V Tadpole. Головастик с пламенным мотором Рикардо

11

Статья с канала Remont1969 на яндекс-дзене.

История британских тяжёлых танков Mark V, оборудованных в центральных мастерских во Франции удлинителями бронекорпуса

Основным инженерным способом остановки противника перед линией обороны после появления огнестрельной артиллерии стал ров или траншея. До того как появились пушки за рвом обычно была стена — каменная, деревянная или даже земляной вал, но пушки превратили все, что выступает над землей в бесполезное украшение городов. Ров благополучно дожил до нашего времени и является одним из главных противотанковых инженерных сооружений при оборудовании позиции. В ходе Битвы при Камбре, когда танки Mark IV применялись массово для преодоления траншей использовались специальные фашины, которые нёс каждый танк.

Колонна танков Mark IV отправляется в Камбре с установленными на крыше фашинами.

Колонна танков Mark IV отправляется в Камбре с установленными на крыше фашинами

Очевидным был и другой способ преодоления траншей — удлинение опорной поверхности гусениц танка, у стандартного ромба ширина траншеи, которую он мог преодолеть без дополнительных приспособлений, составляла 3,05 метра. Одним из авторов, наряду с Винстоном, проекта первого танка Уильямом Триттоном было разработано на William Foster & Co удлинение корпуса на 9 футов (2,74 метра). В единичном экземпляре был изготовлен один Mark IV «самец» с удлиненным корпусом, получивший название Tadpole — «Головастик».

Mark IV Tadpole, белой краской нарисован обычный бронекорпус

Mark IV Tadpole, белой краской нарисован обычный бронекорпус

Испытания «головастика» Mark IV выявили ряд недостатков, которые впрочем можно было устранить. Но применять эту идею на шасси «четверки» было невозможно — возросшая масса и самого танка и удлиненных гусениц уже не позволяла со 105-ти сильным двигателем Даймлер обеспечивать хоть сколько-нибуть приемлемую динамику и подвижность. Тем не менее на William Foster & Co изготовили несколько комплектов хвостов-удлинителей и отправили их во Францию в центральным мастерские Танкового корпуса (Tank Corps workshop) в Тенюре (Teneur), где планировалось их устанавливать на ремонтируемые танки. Каких-либо свидетельств установки таких хвостов на Mark IV во Франции не нашлось. Возможно, что инженеры мастерских, понимая все ограничения, даже и не пробовали такого переоборудования, тем более, что фронт требовал больше и больше танков. Изменилась ситуация только с появлением во Франции танков Mark V с новыми двигателями Рикардо.

Первый серийный Mark V с удлинителем

Первый серийный Mark V с удлинителем

Под оснащение хвостом удлинителем попал самый первый серийный танк Mark V male с номером бронекорпуса 9001. Оснащение танка хвостом продусматривало полную замену задних частей корпуса гусеницы. Если смотреть от задней части спонсона три вертикальных бронелиста оставались от старого танка, остальные менялись на хвост-удлинитель. Удачно получилось, что именно на третьей вертикальной панели находился блок радиатором системы охлаждения, которые не удалось бы переместить. Так же на месте оставались органы управления коробкой передач, тормозами и бортовыми планетарными механизмами.

Первый серийный Mark V с удлинителем

Первый серийный Mark V с удлинителем

Танки Mark V Tadpole можно отличить от «головастика» на базе Mark IV по тем же признакам, что и обычные танки, главным отличием является наличие на задних бортовых панелях блоков радиаторов, так же хорошо заметна разница в цвете или фактуре материала на хвосте и на самом танке. От танков Mark V*, так же имеющего удлиненный корпус, «головастик» отличается другой формой корпуса — у «Стара» верхняя ровная часть длиннее и наклон задней ветви круче. Так же у стара добавлена секция с дверью за спонсонами, а блок радиаторов оставлен на своем месте относительно кормы танка.

Из-за добавления хвоста-удлинителя число гусеничных траков увеличилось с обычных 90 до 118. Но для 150-ти сильного Рикардо такой рост массы и увеличение требуемого усилия не стало проблемой. Двигатель спокойно таскал и существенно потяжелевших «головастиков». Общая масса танка выросла примерно на четыре тонны, только траки дали увеличение веса почти на полторы тонны. Известны фотографии двух танков — первого серийного «самца» 9001 и «самки» 9277 из первой серии танков. Были эти танка только два оснащенных в демонстрационных целях хвостами-удлинителями, или были ещё танки с такой же модернизацией пока информации нет.

Использование хвостов-удлинителей не было самым удачным решением, при увеличении длины опорной поверхности к ширине до 2,5:1 падала маневренность танка, но в новой машине при управлении ей только одним водителем-механиком, к тому же имеющим запас по мощности двигателя, это было не так критично. Уменьшение массы двигателя и трансмиссии уменьшило вертикальные колебания танка и его склонность клевать носом. Видимо опыт с удлиненным шасси был успешным и следующей в серию запустили уже удлинённую «пятерку» — Mark V*. А машины с установленными хвостами-удлинителями так и остались в единичных экземплярах.

Mark V Tadpole /Тяжёлый танк Марк V c удлиненным корпусом

Страна: Великобритания

Год выпуска: 1918

Кол-во выпущенных: 1 (male) + 1 (Female) ?

Производитель: Metropolitan Cammell Carriage and Wagon Company (MCCW)

Размеры: 11340×3912(самец)/3200(female)×2642 см

Ширина трака: 673мм

Боевая масса: 33000-34000 кг «самец»

Экипаж: 8

Двигатель: Ricardo tank engine, 6L, 150 hp

Скорость: 7 km/ч

Вооружение:

2 × Ordnance QF 6-pounder 6 cwt (57-мм) Hotchkiss Mk I /L23, 4 ×7,7-мм Hotchkiss machine gun («самец»)

5 × 7,7-мм Hotchkiss machine gun («самка»)

Бронирование: 12-16 мм

источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5d36b0ffd4f07a00af1a9d3d/put-tanka-chast-52-mark-v-tadpole-golovastik-s-plamennym-motorom-rikardo-6218a82e7f7fb40fde871c8f?&

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account