Путь танка. Часть 4.10. Mark I Wireless Comunication tank. Танковый КШМ
Статья с канала Remont1969 на яндекс-дзене.
История первой попытки установить станцию беcпроводной связи на танк — Mark I Wireless Comunication tank
За 7 лет, начиная с 1864 года Прусское королевство разгромило Данию в союзе с Австрией, Австрию в союзе с Италией и полностью уничтожила Французскую армию, взяв в плен самого императора Франции. Итогом этой череды побед в 1871 году было объявлено о создании Германской империи или Второго Рейха. Никогда в истории Европы не было такого доминирования одной армии над остальными. Кроме очевидного причин — новых артиллерийских систем и внедрения новых винтовок было три ключевых фактора, которые и обеспечили если не победу вообще, то победу с видимой лёгкостью — создание Генерального штаба, использование рокадных полевых железных дорог и внедрение телеграфной связи. C выходом на поле боя Великой войны боевых машин с механическим движителем своевременная передача приказов и возможность согласования движения разных сил стали ещё более важными. Установка радиостанции на танк была бы просто следующим шагом в развитии средств связи.
Уже первые танки, вышедшие на поля боя в сентябре 1916-го, сразу имели систему связи. Эта связь была так же беспроводная, но совсем не с использованием электро-магнитных волн. В каждом танке предусматривалось место для корзины с четырьмя почтовыми голубями. Голубиная почта была весьма распространенным способом коммуникации в Великую войну и множество фотографий походных голубятен на автомобилях, мотоциклах и спинах бойцов удивляют своим наличием в то время, когда знали уже о радиосвязи и телефонах. Можно только пожалеть голубей, которые сидели в плетёных ящиках в жаре и смраде танковых корпусов, а потом из выбрасывали среди пуль, дыма и взрывов с необходимостью куда-то лететь. Наверно это были самые ненадежные средства связи, которые можно было придумать.
Великая война стала войной не только стали и моторов, но и радиоволн. Приемники и передатчики использовались всеми родами войск. Коммуникация с помощью кода Морзе обеспечивала связь между кораблями, с самолётами разведчиками и между штабами сухопутных сил. Радиостанции монтировали на телегах, прицепах, в кузовах автомобилей. Уже в середине войны британская армия разработала несколько стандартных комплектов приемо-передающего оборудования различной мощности и дальности работы. Полевые траншейные станции, получившие название W/T Trench Set Mk.I/II/III имели мощность до 20 Вт и обеспечивали связь на расстоянии до 5 километров.
Появление и использование танков снова поставило вопрос радиосвязи на первый план. Танковые подразделения были гораздо более «длинной рукой», чем изначально предполагалось. Их эффективное применение было возможно не только в зоне прямой видимости. Течение боестолкновения, данные разведки, изменение ситуации требовали оперативного изменения планов применения танков и обеспечить это могла только радиосвязь или как было принято — беспроводная связь — «wireless communication». Первыми попытались установить радиостанцию в танк британцы. Танки «ромб» оказались очень удобными для размещения различного оборудования в спонсонах. Переделав дюжину линейных танков Mark I в танки снабжения в середине 1917 года, одну из таких машин использовали для переделки в радиотанк — или Wireless Comunication tank.
Первоначально рассматривался вариант простой перевозки оборудования для полевой радиостанции на танках-тендерах Mark I Supply Tank. После занятие нейтральной полосы и первой линии траншей противника танки-тендеры вместе с топливом и амуницией должны были перевозить полевой комплект W/T Trench Set, который должен был разворачиваться в поле. После нескольких тактических учений такой вариант был признан неправильным. Он не обеспечивал ни безопасности, ни оперативности. Оперативно был проработан план установки оборудования и антенн на базе танка,. Так как в середине 1917-го года в наличии для экспериментов были только танки Mark I, эту машину, а точнее переоборудованный в тендер танк с освобожденными от вооружения спонсонами был использован для монтажа комплекта беспроводной связи из передатчика и приемника.
Спереди к боевой рубке танка крепилась Т-образная стойка. Провода антенные растягивались от стойки под наклоном к задней части танка, где была смонтировано антенное крепление. Беспроводной комплект связи был установлен в правом спонсоне, а в левом расположили стол командира, превратив Wireless Comunication tank в Командно-штабную машину (КШМ). Радиостанция запитывалась от от двух 10-вольтовых аккумуляторных батарей и небольшой динамо-машины с приводом от основного двигателя.
Стойка, к которой крепились провода антенны, имела высоту 4,6 метр. В транспортном положении она располагалась горизонтально на крыше боевой машины, в рабочем положении мачта поднималась и работа по приему и передаче сообщений велась с места. Мачта поддерживала антенные кабеля, которые шли от рубки танка к Т-образной перекладине. через крышу танка к радиоприемнику.
Применение Wireless communications tank не стало обычным для Великой войны. Возможно первый раз один из переделанных танков использовался в июне 1917-года в ходе одной из операций в 7-ми километрах южнее Ипра в Восточной Фландрии в Бельгии. Так как британцы широко экспериментировали с различными типами антенн, но при этом сохранилось очень мало фотографий их боевого применения, предположить какой танк был во Фландрии сложно.
Танки с радиостанциями должны были применяться для связи с вышестоящим командованием. а позднее и с авиаразведкой. Экспериментальный образец на базе Mark I не вышел за пределы экспериментов, но небольшая серия радиомашин на базе танков Mark IV использовалась в ходе боёв при Камбре в ноябре 1917-го года.
Mark I Wireless Comunication tank/Марк I Танк беспроводной связи
Страна: Великобритания
Производитель: William Foster & Co, Metropolitan Cammell Carriage and Wagon Company (MCCW)
Год выпуска: 1917
Кол-во выпущенных: 1-2
Размеры без хвоста: 8060 (9910 с хвостом)×4380 (самка)×2450 см
Ширина трака: 521 мм
Боевая масса: 27 000 кг «самка»
Экипаж: 6
Двигатель: Foster-Daimler Knight sleeve valve petrol 105 hp
Скорость: 6,4 km/ч
Вооружение: н/у
Бронирование: 10-12 мм