Путь танка. Часть 3. Mark III. Учебная парта танкового корпуса

10
Путь танка. Часть 3. Mark III. Учебная парта танкового корпуса

Путь танка. Часть 3. Mark III. Учебная парта танкового корпуса

Статья с канала Remont1969 на яндекс-дзене.

Авторское предисловие: История «промежуточного» британского тяжелого танка Mark III

16 сентября 1916 года первые британские танки приняли участие в битве при Сомме. В наступлении использовались первые серийные боевые машины Mark I, которые были выпущены в Великобритании в первой половине 1916 года, став итогом длительного и постепенного развития идеи гусеничной боевой машины, которая начала реализовываться ещё в 1915-м. Первый вариант британского прототипа танка Линкольн №1 и его серьёзная модификация «Маленький Вилли» были больше похожи на современные боевые машины, чем получившийся в итоге Mark I. Кажущаяся странной форма в виде «ромба» появилась как компромисс между желаниями военных, производственными возможностями британской промышленности и требованиями максимально быстрой отправки их продукта на фронт. Казавшееся временным решение, реализованное в январе 1916-года в танке His Majesty Land Ship Centipede или просто Мать, стало постоянным на годы войны и было реализовано почти в 2-х тысячах боевых машин. После первой серии в 150 танков Mark I Военным министерством сразу было заказана тысяча машин новой большой серии, пока шла подготовка производства и переработка конструкции в Британии выпустили две партии «промежуточных» танков Mark II и Mark III по 50 машин каждая.

Mark III с новыми узкими спонсонами

Mark III с новыми узкими спонсонами

Изначально планировалось, что на промежуточных сериях будут постепенно внедряться конструктивные решения, разработанные для большой серии и танк Mark III должен быть максимально близок к ожидаемому Mark IV. Производство партии Mark III в 50 машин должно было закончиться в феврале 1917-го года, а с марта этого года уже должны были пойти серийные танки типа Mark IV. С доработками танков не все получалось легко и запуск основного производства постоянно переносился, в итоге Mark III конструктивно только немного отличались от Mark II по вооружению. Выпуск всей партии осуществлялся в Бирмингеме на Metropolitan Cammell Carriage and Wagon Company (MCCW), и как и предыдущий был разделен между пушечными «самцами» и чисто пулемётными «самками» пополам. Танки «Male» получили номера от 801 до 825, а «Female» — 601-625.

Mark III, первый "female" со старыми крупногабаритными спонсонами

Mark III, первый «female» со старыми крупногабаритными спонсонами

Танки собирались из незакаленной стали, по отношению к танкам Mark III в этом сходятся все, и были предназначены для отладки технологий и обучения будущих экипажей «четверок». 10-мм плиты бортовой брони были заменены на 12-мм, из-за чего танк потяжелел на полтонны. Вторым существенным изменением, повлиявшим на внешний вид танка, была замена пулеметов, как вспомогательного, так и основного оружия для пулеметных танков на ручные Льюисы. В лобовом листе бронерубки была установлена шаровая установка для Lewis gun, что сразу позволяет отличить этот танк от предшественника. Несмотря на замену пулеметов несколько первых пулеметных танков типа «самка» было выпущено со старыми крупногабаритными пулемётными спонсонами от «двойки». Главным недостатком таких спонсонов был уменьшенный в два раза по сравнению с пушечным эвакуационный люк в задней стенке. Люки и так были небольшими, а у пулемётных машин ещё меньше и эвакуация из танка через задний люк вообще была проблематичной. Замена станковых пулеметов Виккерс на Льисы позволила существенно уменьшить требуемое пространство для ведения огня из двух пулеметов внутри танка, фактически для этого стало достаточно и половины спонсона.

Mark III, редкий вид сверху

Mark III, редкий вид сверху

Были разработаны и началась установка на пулеметные танки уменьшенных по высоте в два раза бортовых двухпулемётных спонсонов. В нижней части под спонсоном расположили два люка, которые позволяли относительно легко покидать поврежденный или сломанный танк, даже под огнем противника. Пушечные спонсоны и основное пушечное вооружение не менялось по сравнению с танками Mark II — 57-мм длинноствольные пушки Гочкисса (Ordnance QF Hotchkiss 6 pounder gun). На фотографиях нет примеров пулемётных шаровых установок для Lewis gun, но возможно на некоторые машины они и устанавливались.

Mark III с открытыми эвакуационными люками

Mark III с открытыми эвакуационными люками

Фактически единственным заметным отличием Mark III от Mark II является конструкция лобового листа боевой рубки, которая сохранила свою форму с зауженной верхней частью для возможности использования широких гусениц и распределение заклёпок на верхнем уголке, при котором крайние заклепки сближены по сравнению с остальными. По центре листа прорезано большое круглое отверстие для установки шаровой пулемётной установки. Смотровые щели водителя и командира машины перенесены к верхнему угольнику, а центральная вертикальная смотровая щель так же прорезана выше по сравнению с Mark II. Фактически других отличий у пушеных машин нет, пулеметные танки дополнительно отличаются узкими спонсонами.

Mark II слева, Mark III справа, сравнение конструкции лобовой брони

Mark II слева, Mark III справа, сравнение конструкции лобовой брони

Все танки Mark III остались в Англии и, в отличие от танков Mark II, некоторые из которых, в итоге оказались во Франции и принимали участие в битве за Аррас, использовались только как учебные. В документах Центральной мастерской танкового корпуса во Франции нет информации хотя бы об одном таком танке, который поступил бы на ремонт. Так же «тройки» не использовались для испытаний как «двойки», на которых проверялись различные варианты трансмиссий. Но пока готовилось производство массовых Mark IV эти машины успешно заменяли их для подготовки экипажей, для чего их собственно говоря и производили.

Путь танка. Часть 3. Mark III. Учебная парта танкового корпуса

На танках Mark III не только обучались новобранцы, машины использовались для отработки тактических схем и технических приемов преодоления препятствий и ведения боевых действий в месте с пехотой. Так одним из отработанных вариантов на танках Mark III стал, до сих пор применяющийся во всех армиях мира, имеющих танки, способ самовытаскивания танка — бревно самовытаскивания. На Mark III испытывались бревна самовытаскивания, которые специальными цепями прикреплялись к гусеницам танка и позволяли выехать почти из любой передряги, если гусеницы могли коснуться земли как упора.

Mark III с бревнами самовытаскивания

Mark III с бревнами самовытаскивания

Для обучения водителей танков и их помощников, управлявших бортовыми передачами, использовались танки с неустановленными пушками, которые были необходимы только на боевых машинах. Для этой части экипажа танка на специально подготовленной трассе изучались способы прохождения всех типов препятствий. Танки с установленными пушками использовались для слаживания полного экипажа и отработки навыков прицеливания и ведения огня.

Mark III зарылся на испытаниях в окоп, хорошо видна конструкция спонсонов без установленных пушек

Mark III зарылся на испытаниях в окоп, хорошо видна конструкция спонсонов без установленных пушек

Для офицерского состава, кроме изучения вождения и управления танкам, отрабатывалось движение по картам, в темное время суток и в составе боевых групп, слаженность и движение в рамках боевого подразделения. Хотя танки Mark III и не попали на фронт, они внесли заметный вклад в успехи танковых войск в 1917-м году, когда на вооружение армии в массовых количествах стали поступать Mark IV, у которых уже были подготовленные и обученные экипажи.

Путь танка. Часть 3. Mark III. Учебная парта танкового корпуса

Промежуточный танк Mark III, выпущенный в количестве 50 штук, использовался как учебный, став последним танком перед выпуском реально массовой серии Mark IV. Несмотря на то, что танк использовался только в учебном депо в Бовингтоне, на Mark III было внедрено новшество, который потом были использованы во всех танках Mark IV — узкие пулемётные спонсоны и вооружение танков пулемётами Lews Gun. На фронт боевые машины, бронированные накалённой сталью? никто благоразумно не собирался отправлять и в общем-то их появление и короткая история были незаметны на фоне других машин.

Путь танка. Часть 3. Mark III. Учебная парта танкового корпуса Путь танка. Часть 3. Mark III. Учебная парта танкового корпуса

После войны все танки Mark III были списаны и отправлены на разборку, кроме двух машин, которые использовались в Кэнтербери и Майдстоне как памятники-напоминания о войне. Со временем они так же были списаны и сданы в металлолом.

Мемориальный танк Mark III "самка" в парке Кэнтербери

Мемориальный танк Mark III «самка» в парке Кэнтербери

Mark III/Тяжёлый танк Марк III

Страна: Великобритания

Год выпуска: 1917

Кол-во выпущенных: 50 (25 «самец» + 25 «самка»)

Производитель: Metropolitan Cammell Carriage and Wagon Company (MCCW)

Размеры без хвоста: 7925×4204(самец)-4382 (самка)×2348 см

Ширина трака: 521 мм

Боевая масса: 29872 кг «самец»/29 000 кг «самка»

Экипаж: 8

Двигатель: Foster-Daimler Knight sleeve valve petrol 105 hp

Скорость: 6,4 km/ч

Вооружение:

6-pdr (57-мм) Ordnance QF Hotchkiss 6 pounder gun в спонсонах с углом поворота 110 грд, 3 ×7,7-мм Lewis machine gun) («самец»)

4 × 7,7-мм Lewis gum Mk.I, 1 × 7,7-мм Lewis machine gun («самка»)

Бронирование: 10-12 мм.

источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5d36b0ffd4f07a00af1a9d3d/put-tanka-chast-3-mark-iii-uchebnaia-parta-tankovogo-korpusa-61b8fc924ea2244dd33a8040

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account