10

Путь танка. Часть 12.3 Gun Carrier Mk.I Priestman Grab Machine. 1918. Из САУ в ИМР. Конверсия по-британски

Статья с канала Remont1969 на яндекс-дзене выкладывается мной на сайт АИ с любезного разрешения автора.

История создания на шасси артиллерийского тягача Gun Carrier Mk.I паровой инженерной машины, которую можно было использовать как Машину Разграждения

Создание фирмой Priestman Brothers экскаватора-грейфера на шасси артиллерийского транспортёра можно отнести к первым образцам конверсии военной техники после Первой мировой войны. Боевая машина была настолько сильно переделана, что сложно даже сказать, что это была модернизация, скорее это у грейферного экскаватора поменяли шасси, которым случайно оказалось Gun Carrier Mk.I. Условно получившийся гибрид иногда называют Gun Carrier Mk.I Priestman Grab Machine.

Gun Carrier Mk.I Priestman Grab Machine

Gun Carrier Mk.I Priestman Grab Machine

Когда в марте 1916 года британский военный инженер — майор Джон Грег (Major John Greg) предложил проект создание артиллерийского транспортёра на базе узлов и агрегатов танка Mark I, он задумывал машину, которая сможет обеспечить перемещение тяжёлой артиллерии вслед за танками и ничего больше. Первый прототип был построен марте 1917-го и испытывался на континенте вплоть до осени 1917-го, когда была построена серия из 50-ти шасси. И если фотографии транспортёров, использовавшихся и в виде перевозчиком пушек, а позднее как танки-тендеры, сохранились, то от прототипа остался только один чертёж, на котором изображена общая компоновка боевой машины. Предполагается, что существует вероятность, что именно шасси первого прототипа было передано компании Priestman Brothers для конверсии. Если это так, то по фотографиям инженерной машины можно получить представление о том, как выглядел первый Gun Carrier Mk.I.

Схема прототипа Gun Carrier Mk.I

Схема прототипа Gun Carrier Mk.I

Шасси прототипа Gun Carrier Mk.I. после возвращения с испытаний под конец войны попало в руки специалистов фирмы Пристман Бразерс (Priestman Brothers). Компания была одним из старейших производителей экскаваторов для мелиоративных и строительных работ. Priestman Brothers была создана в 1870-м году, когда Самуэль Пристман напополам со своим сыном Уильямом Дентом купил литейку в Кингстоне. В 1873-м году после смерти отца Уильям привлек брата так же Самуэля и фирма начала заниматься оборудованием для мелиорации — дноуглубительного оборудования для работ в гаванях и доках, паровых доковых кранов, непосредственно паровых машин и двигателей внутреннего сгорания собственной конструкции. В 1895-м года от фирмы были отцеплены собственники и бизнес сосредоточился на кранах и грейферах в основном для работ на реках, озёрах и припортовых акваториях.

Грейфер Priestman Brothers на специальной лодке

Грейфер Priestman Brothers на специальной лодке

Заказчиком грейферного экскаватора на шасси артиллерийского транспортера стал корпус королевских инженеров (Royal Engineers), который отвечал в свою очередь и за наведение переправ и поддержания каналов и рек в судоходном состоянии во время войны. Мощный экскаватор на всепроходимом гусеничном шасси мог заниматься подготовкой берега для организации мостовых и понтонных переправ.

Gun Carrier Mk.I Priestman Grab Machine в работе

Gun Carrier Mk.I Priestman Grab Machine в работе

Переданное королевскими инженерами шасси Gun Carrier Mk.I, на фирму Priestman Brothers подверглось радикальной переделке. Фактически от боевого транспортера осталась только «ванна» бронекорпуса и гусеничные корпуса. Двигатель Daimler 105hp, крыша бронекорпуса были принесены в жертву. По центру был установлено поворотное кольцо-погон, на котором разместили поворотный грейферный экскаватор с паровой машиной и редукторным блоком. На освободившемся месте после снятия двигателя оборудовали отсеки и баки для хранения угля и воды для паровой машины.

Gun Carrier Mk.I Priestman Grab Machine в работе

Gun Carrier Mk.I Priestman Grab Machine в работе

Британские источники рассказывают, что привод гусениц, после снятия штатного двигателя был от паровой машины, той же от которой приводилось в действие землеройное оборудование. Управление машиной осуществлялось механиком, который шёл рядом. Не совсем понятно понятно, как это могло быть технически реализована, зная, что на Gun Carrier Mk.I управление шло в три руки и конструкцию передачи момента со специальным редуктором и бортовыми передачами. Паровая машина была установлена на поворотной платформе и вращалась вместе с ней. Организовать передачу момента с паровой машины на редуктор было затруднительно. Можно предположить, что грейферный экскаватор фирмы Пристман был хотя и гусеничным, но не самоходным.

Gun Carrier Mk.I Priestman Grab Machine вид со стороны паровой машины

Gun Carrier Mk.I Priestman Grab Machine вид со стороны паровой машины

Паровые машины, которые использовали британские конструктора так же не совсем обычные. На экскаватора Пристман устанавливались паровые машины с вертикальным котлом и горизонтальной топочной трубой. Такие котлы активно использовались в на судах в качестве вспомогательных и как основные на маломерных кораблях и речном транспорте. На гусеничное шасси скорее всего был переставлен грейферный экскаватор, использовавшийся для углубления речного или портового фарватера, которые серийно выпускала фирма Пристман Бразерс.

Грейферный экскаватор и использовавшийся на нем вертикальный котёл, реклама 1882 года

Грейферный экскаватор и использовавшийся на нем вертикальный котёл, реклама 1882 года

Как обычно дальше всех пошли американцы, в 3-м номере журнала Сайнтифик Американ за 1920-й год на обложке была приведена художественная реконструкция работы эксватора Пристмана на шасси артиллерийского транспортёра в разрушенном городе. Машина выполняла работу по разборке завалов, то есть то, чем должны заниматься современные ИМР — инженерные машины разграждения. Ссылаясь на то, что многие французские и бельгийские города разрушены в ходе войны, американцы предполагали, что у таких самоходных машин большое будущее, правда они как обычно преувеличивали и возможности машины и степень разрушения французских городов.

Путь танка. Часть 12.3 Gun Carrier Mk.I Priestman Grab Machine. 1918. Из САУ в ИМР. Конверсия по-британски

Идейный замысел мощного экскаватора для землеройных работ на всепроходимом танковом шасси сам по себе был неплох, но война закончилась и времени и желания доводить такую машину до рабочего состояния уже не было.

Gun Carrier Mk.I Priestman Grab Machine/Грейферный экскаватор на шасси Ган Карриер фирмы Пристман

Страна: Великобритания

Год выпуска: 1918-1919

Производитель: Priestman Brothers

Кол-во выпущенных: 1

Скорость: 6,4 км/ч

Бронирование: 10-12 мм

источник: https://dzen.ru/media/id/5d36b0ffd4f07a00af1a9d3d/put-tanka-chast-123-gun-carrier-mki-priestman-grab-machine-1918-iz-sau-v-imr-konversiia-po-britanski-6294789203b73906abd007ab?&

Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account