Путь танка. Часть 12. Gun Carrier Mk.I. 1917. Не только танки, но и САУ на танковом шасси

12

Статья с канала Remont1969 на яндекс-дзене выкладывается мной на сайт АИ с любезного разрешения автора.

История первой британской самоходной артиллерийской установки на гусеничном танковом шасси — Gun Carrier Mk.I, построенной небольшой серией в 1917-м году

«Один танк в поле не воин»: утверждение, которое вот уже сто лет пытаются оспорить, но пока не получается доказать его неверность.. Для успешного применения танков нужна и пехота, которая будет удерживать рубежи, и артиллерия, которая должна давить артиллерию и укрепления противника. Без пехоты и артиллерии танк на поле боя лёгкая добыча. И если с пехотой относительно просто — главное, что бы она была, так как её тактическая мобильность в Первую была высокой и сравнимой с танками, то с артиллерией, особенно с тяжёлой, было гораздо хуже. Если к началу атаки загодя её ещё можно было притянуть, то сопровождать танки ни конная, ни даже тракторная тяга не могла — проходимость не позволяла. Нужно поставить большую пушку на гусеницы, так же как и танк, и у такой САУ будет одинаковая тактическая подвижность, что и у танков. Но оказалось не все так просто.

Большая пушка, большая мощность, большие размеры — мечта первых конструкторов танков. В первых британских танках не было места, что бы разместить даже 57-мм пушку в лобовой броне, не то, что тяжёлую. Использовать танки, как тягачи пушек, то же не было выходом, и это была проблема не танка, он то как раз мог спокойно тянуть, а проблема самих орудий, которые категорически не было приспособлены для буксирования не по твердым поверхностям со скоростью выше скорости медленно идущей лошади. Там где не находится простое решение, нужно делать специальную машину. Так появился первый специализированный носитель артиллерии — Gun Carrier Mark I.

Именно с Gun Carrier Mark I начинается история гусеничных САУ. Разнообразие вариантов, которые появляются в ходе полёта фантазии конструкторов, когда нет однозначных решений, рождает сложность с определением — а что же в итоге у них получилось? Так первыми САУ в истории можно считать российские пушечные броневики, созданные на различных шасси Маннесман-Мулаг и Паккард на Ижорском заводе. А Гарфорд Путиловского завода так вообще стал лучшим колесным САУ Первой мировой. Первые французские танки — Char Saint-Chamond и Char Schneider CA1 сами были похожи на то, как сейчас представляют САУ, да и французы относили их к артиллерии — Artillerie spéciale (AS). Но это все таки были именно танки в современном понимании — боевые машины, которые действуют напрямую на поле боя, обеспечивая прорыв обороны. А задача САУ состоит в обеспечении огневой поддержки атакующим танкам и пехоте, поэтому пушки у них могут быть помощнее, а броня потоньше, ведь при стандартном использовании непосредственно в стрелковых цепях пехоты на поле боя им места нет. Идея установки пушки на гусеницы прошла несколько шагов — пушку можно тянуть, её можно возить и ей можно установить жестко. Первые гусеничные САУ с постоянной установкой пушек построили опять же французы, англичане же остановились на втором этапе-перевозке. На момент возникновения идеи о гусеничном перевозчике тяжёлых орудий в распоряжении британцев было только одно подходящее шасси для таких целей — шасси от танка Mark I.

Предварительная оценка сразу показала, что в лоб перевозить пушку массой в 3-5 тонн на танке не получится. Британский военный инженер — майор Джон Грег (Major John Greg), работавший в компании Metropolitan Cammell Carriage and Wagon Company (MCCW) над внедрением в производство первых танков, предложил решение на базе узлов и агрегатов танка Mark I. 7 марта 1916 года Джон Грег после консультации с Уолтером Вилсоном начал проработку проекта артиллерийского перевозчика. Первоначально планировалось, что боевая машина будет транспортировать одну из трёх систем — 8-ми дюймовую гаубицу (BL 8-inch howitzer), 60-фунтовую пушку (BL 60-pounder 5-inch field gun) или 6-дюймовую гаубицу образца 1915 года (BL 6-inch 26 cwt howitzer).

Предварительные оценки показали, что разместить 8-ми дюймовую гаубицу с полной массой больше 8 тонн не получится при сохранении размеров, и от этой идеи отказались. Дальнейшее проектирование велось только для двух типов орудий. 5 июля 1916-го года дизайн проект Gun Carrier был утверждён, а прототип отправлен в производство. Перевозчик орудий представлял собой полностью перекомпонованный танк Mark I. Для перевозки пушки освободили переднюю часть танка, места водителей, управляющих бортовыми передачами, убрали в высокие будки слева и справа от пушки. Для двигателя удлинили шасси и разместили его сзади за редуктором. Из-за увеличения длины для уменьшения массы бортовые гусеничные корпуса сделали ниже. Хвостовые колеса оставили, тогда еще не было понятно, что они бесполезны. Трансмиссию оставили прежнюю с бортовыми передачами и двумя управляющими ими членами экипажа.

Возможно фотография прототипа Gun Carrier, хорошо видны рабочие места механика-водителя и управляющего бортовой передачей. Бортовые рубки не установлены

Возможно фотография прототипа Gun Carrier, хорошо видны рабочие места механика-водителя и управляющего бортовой передачей. Бортовые рубки не установлены

Как самое «ценное», что может быть для танкиста, моторно-трансмиссионное отделение забронировали. Вход в него со стороны кормы через две овальные двери. При схеме с боковыми кабинами механиков-водителей не было возможности просто погрузить с колесами пушку на транспортер. Поэтому, после того, как орудие закатывали на рампу, она немного поднималась и вывешенные пушечные колёса с орудия снимались и вешались на внешние стенки боевой машины.

По расположенной в передней части рампе с использованием двух лебедок пушка затаскивалась на посадочное место. Поднявшаяся рампа фиксировала погруженное орудие. Открытое пространство между кабинами и моторно-трансмиссионным отделением использовалось для перевозки боезапаса. Соответственно разгрузка шла в обратном порядке. Разгрузка и погрузка были мешкотными, но в 1916-м году никто и не требовал открытия огня с колёс.

Испытания прототипа начались в большой испытательный день — 3 марта 1917 года на суд военным в городке Олдбери (Oldbury) на полигоне около Бермингема были представлены шесть различных вариантов танка Mark II c с различными типами трансмиссий, которые выбирали для будущего массового танка Mark V, прототип быстроходного танка Уиппет и прототип Gun Carrier Mark I с порядковым номером Военного Департамента GC 100. По итогам испытаний сразу был сделан заказ на пятьдесят носителей. Разместить производство в Линкольне на Фостерс или в Бирмингеме на Метрополитан было нереально, все мощности были заняты подготовкой массовой серии Mark IV. Но выделить из общего объема 50 комплектов двигателей и трансмиссий, которые изготавливались массово на заводах-смежниках, можно было и для нужд изготовления боевых машин перевозки артсистем. Для сборки Gun Carrier Mark I заказ был передан для изготовления фирме Kitson & Co — компании из Лидса, занимавшейся производством маневровых и промышленных паровозов и паровых двигателей. Специализация на паровых котлах подразумевала наличие оборудования, кранового хозяйства и компетенций достаточных для сборки «котлов на гусеницах».

Два серийных Gun Carrier Mark I

Два серийных Gun Carrier Mark I

Экипаж боевой машины составлял шесть человек — командир, два управляющих бортовыми передачами, механик, водитель и управляющий тормозами. Применение орудий прямо с гусениц ни для BL 60-pounder gun, ни для 6-inch howitzer не предусматривалось, и, хотя часто отмечают что можно было стрелять из гаубицы, не снимаю её, выглядит это большой нятяжкой. Орудия, которыми оснащались подразделения артиллерийских транспортёров были в своих нишах одними из самых удачных на всех фронтах Великой войны. 6-дюймовая (152-мм) гаубица была разработана как ответ на новые 150-мм германские гаубицам и стала главным орудием поддержки, всего было выпущено 3633 гаубицы. 39-килограмовый снаряд гаубица забрасывала на 10 400 метров, оставаясь эффективной и в годы Второй мировой. Основным тягачом для орудия массой в 3693 кг стали американские полноприводные колесные автомобили FWD. На Западном фронте было выпущено 22,4 миллиона выстрелов из 6-дюймовых гаубиц.

60-фунтовая пушка (Ordnance BL 60-pounder) была создана в начале 20-го века и на момент своего появления представляла собой неплохое орудие для контрбатарейной борьбы с дальностью стрельбы 9,4-км снарядами массой 27,3-кг. После модернизаций пушки и снаряда дальность выросла до 14,2 км, но все равно смотрелась не лучшим вариантов против гораздо более легкой германской 10 cm K 17 или в сравнении с французскими и русскими 105-мм пушками для тех же задач. Тем не менее орудие благодаря своей надежности прослужила и всю вторую мировую.

48 из 50 Gun Carriers было собрано в две артиллерийские роты, по 24 машины в подразделении Gun Carrier Companies. Еще две машины использовались как экспериментальные и были быстро перестроены в ремонтно-эвакуационные машины. На фронт части отправили в конце 1917 года. С машин перед отправкой убрали бесполезные в реальном деле задние колесные тележки. В Европу Кариеры поступали без оружия, которое должно было устанавливаться уже на фронте.

Прототип попал на континент ещё до битвы при Ипре в июле 1917 года, где проходил войсковые испытания в VIII-м корпусе. Первое боевое применение самоходки было в ходе так называемого Боя за Пилкемский хребет 31 июля — 2 августа 1917-го года. Правда использование кариера немного отличалось от изначально запланированного, хотя нет точной информации, что изначально думал автор проекта Джон Грег. Gun Carriers просто занимался перевозкой 60-фунтовых пушек (BL 60-pounder field gun) и боеприпасов к ним, перевезя несколько орудий и несколько сот тонн боеприпасов, выполнив роль исключительно транспортную. По крайней мере один раз для введения германцев в заблуждение с самохода стреляли из 6-ти дюймовой гаубицы (6-inch howitzer) при смене позиции, возможно холостым выстрелом.

После войсковых испытаний 6 сентября 1917-го года была сформирована 1-я рота Артиллерийских тягачей. К концу года во Франции в активном состоянии было 44 транспортёра, которые чаще всего использовали как тендеры для снабжения войск. Эти машины оказались гораздо удобнее, чем танки-тендеры на шасси Mark I и Mark IV. Перевозя за один раз 7 тонн амуниции, что было достаточно для снабжения пехотного батальона, артиллерийские транспортеры просто были ещё и удобнее. В итоге к концу 1917-года в ходе Битвы при Камбре только семь транспортёров Gun Carrier Mk.I использовались по назначению, как артиллерийские самоходы, остальные машины «подрабатывали» в снабжении. Неплохое видео с движением транспортёров можно посмотреть здесь.

История Gun Carrier Mk.I, как артиллерийских транспортёров, закончилась летом 1918-го года, когда все они были переделаны в машины снабжения Gun Carrier Mark I Supply Tank, в этом состоянии машины применялись гораздо успешнее. Несмотря на опыт свой и французский, британцы и после окончания войны не оставили идей создания гусеничного артиллерийского транспортёра, перевозящего орудия на себе. Время классических САУ наступило только в конце 30-х, уже не совершенно другом техническом уровне.

Gun Carrier Mark I/Артиллерийский перевозчик Марк 1

Страна: Великобритания

Год выпуска: 1917

Производитель: Kitson and Company

Кол-во выпущенных: 50

Боевая масса: 28,45 тонн

Габаритные размеры: 9,75×3,35×2,41 м

Вооружение: BL 60-pounder (5-inch/127 mm) field gun/BL 6-inch 26 cwt howitzer

Экипаж: 6 человек + расчет орудия.

Двигатель: Foster-Daimler Knight sleeve valve petrol 105 hp

Скорость: 6,4 км/ч

Бронирование: 10-12 мм

источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5d36b0ffd4f07a00af1a9d3d/put-tanka-chast-12-gun-carrier-mki-1917-ne-tolko-tanki-no-i-sau-na-tankovom-shassi-628c8ee9f25d1c3b4e48db5f?&

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account