Путь танка. Часть 12.2 Gun Carrier Mk.I Crane. 1918. Из САУ в БРЭМ
Статья с канала Remont1969 на яндекс-дзене выкладывается мной на сайт АИ с любезного разрешения автора.
История ремонтно-эвакуационной машины на шасси Gun Carrier Mk.I
Ремонт и эвакуация, точнее эвакуация и ремонт боевых машин, а если эвакуация невозможна то ремонт на месте важнейшее средство поддержания боеспособности бронетанковых частей. Лучше если ремонтная машина имеет ту же массу и подвижность, что и сам танк, это позволит и добираться в любую точку, где танк сломался или его подбили, и вытаскивать танк, а если необходимо ремонтировать его на месте. И 105 лет назад, и сейчас БРЭМ отличаются от линейных машин наличием запаса ручного инструмент и краном для монтажа и демонтажа узлов и агрегатов. Первые БРЭМ были созданы на базе линейных танков Mark I и Mark IV. В основном переоборудование велось путём установки крановой стрелы на танк с руной лебедкой. На базе одного из специально построенных танков Mark IV Supply в танковых мастерских в Бовингтоне был построен танк-кран с лебедкой и редуктором. Но высокие и не самые жесткие корпуса танков типа «ромб не лучшим образом подходили для таких доработок, а отличие от низкого бронекорпуса Gun Carrier Mark I, на котором расположить крановое хозяйство было гораздо удобнее.
Предложенный в марте 1916-го года британским военным инженером — майором Джоном Греггом (Major John Greg), работавшим в компании Metropolitan Cammell Carriage and Wagon Company (MCCW) над внедрением в производство первых танков, проект создание артиллерийского транспортёра на базе узлов и агрегатов танка Mark I был реализован осенью 1917-го года, когда из 48 транспортеров были сформированы две роты Gun Carrier. Производство боевых машин шло на паровозостроительном заводе Kitson and Company из Лидса. Каждую из рот планировали сразу оснастить одной ремонтно-эвакуационной машиной на том же шасси. Из пятидесяти заказанных шасси 48 ушло на сборку боевых машин и два на БРЭМ.
У двух артиллерийских авианосцев, завершенных как аварийно-спасательные машины, были сняты две передние кабины, а люди разместились на приподнятой части основной надстройки. Впереди надстройки на поворотной платформе над резервной артиллерийской нишей был установлен кран с ручным управлением. Этот кран мог поднимать около 3 тонн, хотя с каждой стороны были установлены специальные ножки для использования, когда требовался более тяжелый подъем, а на рамы гусениц были установлены намоточные барабаны с механическим приводом, хотя, судя по внешнему виду, они использовались редко. Две машины для утилизации, по-видимому, использовались в центральных мастерских во Франции.
БРЭМ или как их называют часто в источниках — Gun Carrier Mk.I Crane имели тоже шасси, что и боевая машина, существенным изменениям подверглась передняя часть транспортера. Были убраны обе кабины управляющих бортовыми трансмиссиями, на месте кабин и рампы для пушки был установлен настил, на котором размещался ручной кран с редуктором и металлической стрелой. Есть фотографии двух машин, у которых различается бронекорпуса. У одной из машин бронекорпус, у линейных транспортёров защищавший моторный отсек дополнительно оборудован отсеком с кабиной управления поднятой над крышей, на другой фотографии БРЭМ подобной новой рубки не видно. Так как машина с рубкой имеет задние управляющие колеса, то она в таком виде была построена в Британии, так как во Францию все машины отправились уже без задних тележек. Вполне возможно, что каждая из машин имела свой вариант бронекорпуса.
Обе машины были отправлены во Францию вместе с линейными Gun Carrier Companies, но непосредственно на фронт не попали и остались в распоряжении Центральных мастерских Танкового корпуса (Tank Corps workshop) в Тенюре (Teneur), где осуществляли ремонт боевых машин, где они и служили до полного списания. Gun Carrier Mk.I Crane был самым удачным вариантом БРЭМ и мог бы стать основой сервисной службы Танкового корпуса если бы не конец войны и не ограниченные возможности Kitson and Company по выпуску боевых машин, для фирмы заказ на шасси для 50-ти Gun Carrier был единственным для фирмы от Танкового корпуса.
Gun Carrier Mk.I Crane (Salvage Machine)/БРЭМ на базе Ган Карриер
Страна: Великобритания
Год выпуска: 1917
Производитель: Kitson and Company
Кол-во выпущенных: 2
Боевая масса: 28,45 тонн (без крана)
Габаритные размеры: 9,75×3,35×2,41 м (без крана)
Экипаж: 6 человек
Двигатель: Foster-Daimler Knight sleeve valve petrol 105 hp
Скорость: 6,4 км/ч
Бронирование: 10-12 мм