14

Путь танка. Часть 12.1 Gun Carrier Supply Tank. 1918. Из САУ в тендеры

Статья с канала Remont1969 на яндекс-дзене выкладывается мной на сайт АИ с любезного разрешения автора.

История модернизации самоходных артиллерийских транспортёров в грузовые танковые-тендеры — Gun Carrier Supply Tank

Первые британские танки Mark I, появившиеся на поле боя в сентябре 1916-го года, хотя и стали главным фактором изменение тактики боевых действий, имели множество недостатков. Если отбросить низкую надежность с тактической точки зрения основными минусами, которые нужно было обязательно компенсировать плохая маневренность, малый запас хода и быстрый расход боеприпасов. Фактически первые танки были одноразовым оружием, вернуться с поля боя для пополнения боезапаса и топлива они не могли не только тактически, но и технически. Танки шли только вперёд. Если танки не могли выйти из боя и вернуться для перезарядки, то «перезарядка» должна была сама приехать к ним. Уже в ходе Битвы при Мессин Бридж (Battle of Messines) в июне 1917-го года Танковым корпусом были использованы специальные танки поддержки — Supply tank или танки-тендеры на базе переделанных боевых машин Mark I, которые к тому моменту уже не соответствовали требованиям армии. На 72 боевых танка Mark IV, сведенных в два батальона A и B, приходилось 14 танков поддержки, каждый из которых нес запас топлива, амуниции и кофе на полную перезарядку пяти линейных танков.

Mark I Supply tank

Mark I Supply tank

Если танки Mark I Supply tank были импровизацией, то Mark IV Supply tank уже выпускались серийно примерно в той же пропорции на 5-6 линейных — один тендер. Использование бронекорпусов линейных танков было не лучшим решением, с одной стороны не требовалось переналадки заводов для выпуска новой техники, но с другой стороны ведь можно было выпустить на один танк больше, да и конструктивно было неудобно на танках, даже невооруженных возить грузы. Когда в июле 1917-года на фронт во Францию для испытаний попал прототип нового оружия — артиллерийского транспортёра военные начали использовать его не совсем так как задумывали на островах. Итогом «непланированного» применения боевых машин стала смена специализации с Gun Carrier Mk.I на Gun Carrier Supply Tank.

Gun Carrier Mk.I перевозит и орудие и снаряды к нему

Gun Carrier Mk.I перевозит и орудие и снаряды к нему

Прототип Gun Carrier Mark I попал на континент в VIII-м корпус экспедиционных сил в начале лета 1917 года, где проходил войсковые испытания в ходе так называемого Боя за Пилькемский хребет (Battle of Pilckem Ridge). 31 июля — 2 августа 1917-го года. Прототип Gun Carrier Mark I, так как был один, работал в интересах всей тяжелой артиллерии корпуса, занимаясь не только перевозкой 60-фунтовых пушек (BL 60-pounder field gun), но и боеприпасов к ним, по очереди перевезя несколько орудий и несколько сот тонн боеприпасов, выполняя роль исключительно транспортную, несмотря на то, что изначальной идеей было придание тяжёлой артиллерии тактической мобильности.

Gun Carrier Mark I, в процессе испытаний без артиллерийской рампы

Gun Carrier Mark I, в процессе испытаний без артиллерийской рампы

По сравнению с танками-тендерами Mark I/IV Supply tank перевозка амуниции на артиллерийских транспортёрах была на порядок удобнее. Кроме мест для снарядов, которые были изначально предназначены для перевозки за кабинами управления, достаточно удобно было грузить и на место для пушки. Осенью 1917-го года были сформированы 1-я и 2-я роты Артиллерийских тягачей (Gun Carrier Company). К концу 1917 года во Франции в активном состоянии было 44 транспортёра, которые чаще всего использовали, как тендеры для снабжения войск. Расчет на необходимость тактической мобильности тяжёлой артиллерии был не правильным. Ни одного глубокого прорыва, в который были бы брошены танки и поддержка которых требовала бы перемещения тяжёлых пушек и гаубиц так и не случилось. Пока артиллерия стояла на месте транспортеры занимались перевозкой грузов и амуниции.

Gun Carrier Supply Tank

Gun Carrier Supply Tank

Пока ещё в ранге артиллерийских транспортеров машины перевозили за один раз 7 тонн амуниции — одного стандартного комплекта патронов для снабжения пехотного батальона. В ходе Битвы при Камбре только семь транспортёров Gun Carrier Mk.I использовались по назначению для перевозки пушек и амуниции для них, остальные боевые машины применяли как грузовые транспортёры. В июне 1918-го года обе роты артиллерийских транспортёров были преобразованы в танковые полки снабжения и переданы в 3-ю и 5-ю танковые бригады. Для более эффективного использования как тендеров с боевых машин снимали рампы для орудий. Для уверенного опознавания на бортах писали Supply, как и на танках-тендерах.

Gun Carrier Supply Tank выдвигаются в атаку

Gun Carrier Supply Tank выдвигаются в атаку

Машины снабжения на базе транспортёров приняли участие уже официально как машины-поддержки в «образцово-показательной» битве при Амеле (Battle of Hamel) 4 июля 1918-го года. В ходе битвы австралийской пехоте, которая с недоверием относилась к танкам, были приданы совершенно новые танки Mark V, которые первый раз приняли участие в боевых действиях. Британцы применили новые тактические приемы и по итогам сражения были подготовлены рекомендации для применения танков в будущих сражениях. Вместе с новыми танками в бой пошли машины и свежеобразованных Танковых рот поддержки. Четыре Gun Carrier Supply Tank обеспечили доставку к захваченной линии обороны через поле боя в течении 30 минут после её атаки 25 тонн инженерных принадлежностей для оборудования позиций, обратным рейсов было вывезено 70 раненых солдат. Четыре транспортёра и 20 членов экипажа обеспечили перемещение грузов эквивалентное работе 1200 человеко-рейсов для полного снабжения 2-х пехотных батальонов.

Gun Carrier Supply Tank на складе

Gun Carrier Supply Tank на складе

Одна машина Gun Carrier Supply перевозила за раз 133 мотка колючей проволоки, 450 анкерных болтов, 45 листов гофрированного железа, 50 бочек с водой, 150 мортирных мин, 10 000 патронов и 20 ящиков с ручными гранатами. 1-я и 2-я роты снабжения (Supply companie) перед битвой при Амьене придали соответственно 5-й и 3-й танковым бригадам. 22 транспортёра 1-й роты снабжения были приданы австралийской бригаде, с которой столь успешно работали при Амеле. Но в этот раз подразделение попало под артиллерийский огонь. В ходе транспортировки взрывчатки и боеприпасов у городка Вилле́р-Бретоннё (Villers-Bretonneux) на одной из машин снарядом была подожжена маскировочная сеть. По поднявшемуся столбу дыма был германской артиллерией был нанесен огневой налет, в ходе которого все транспортеры, за исключением трех, которые помогли спасти австралийские пехотинцы, были уничтожены.

Gun Carrier Supply Tank вид сбоку, колоризация

Gun Carrier Supply Tank вид сбоку, колоризация

Вторая рота была придана танковому корпуса и использовалась по прежнему не только как простой танк-тендер, но и как средство перевозки артиллерии. Вполне удачная машины заслужила положительные отзывы от пехоты до танкистов, но со стороны верховного командования инициатива поддержки не получила. На базе новых шасси Mark V больше не строились ни специальные шасси, ни транспортеры пушек. Путь гусеничного танка-снабжения был тупиковым.

Gun Carrier Supply Tank в походе

Gun Carrier Supply Tank в походе

Путь танка. Часть 12.1 Gun Carrier Supply Tank. 1918. Из САУ в тендеры

Gun Carrier Supply Tank/Машина поддержки танков на базе Ган Карриер

Страна: Великобритания

Год выпуска: 1918

Производитель: Kitson and Company

Кол-во выпущенных: 48 (переделка из Gun Carrier Mark I)

Боевая масса: 28,45 тонн

Габаритные размеры: 9,75×3,35×2,41 м

Экипаж: 6 человек

Двигатель: Foster-Daimler Knight sleeve valve petrol 105 hp

Скорость: 6,4 км/ч

Бронирование: 10-12 мм

источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5d36b0ffd4f07a00af1a9d3d/put-tanka-chast-121-gun-carrier-supply-tank-1918-iz-sau-v-tendery-628ceda386521459b7ddbe3a?& 

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account