Пулеметы Vickers в японской авиации.
Предлагаю вниманию фрагмент из моей законченной работы по японскому авиавооружению, котороя, в свою очередь является частью капитального исследования посвященного истории развития авиационного стрелкового вооружения 2 Мировой войны. Япония вообще достаточно загадочна для нас, а ее авиационное вооружение настолько запутано, что Вашему Покорному слуге пришлось потратить на выяснения "что, куда, и откуда" более двух лет работы.
С уважением, Аранов Е.Л.
Первые шаги зарождавшейся японской военной авиации в годы 1-й Мировой войны само собой привели к поискам подходящего вооружения для нового рода войск. В начале 1918 года для этих целей был приспособлен тяжелый пехотный пулемет Намбу Тип 3 – переработанная под 6.5-мм патрон Арисака лицензионная версия 8-мм французского пулемета Hotchkiss Mle 1914. В 20-е годы 6.5-мм пулемет Тип 3 стал основным оборонительным вооружением японской армейской авиации. Нишу «переднего» наступательного вооружения на все 2-е десятилетие 20-го века в японской авиации занял английский пулемет Vickers class E калибра 7.7 мм. Закупаемые в Англии в больших количествах пулеметы Виккерс, в японской армейской авиации носили обозначение Тип BI. Морская авиация также использовала для вооружения своих самолетов Виккерс. Япония вообще в те годы сильно тяготела ко всему английскому. Помимо пулеметов в больших количествах закупались и английские боеприпасы – 7.7-мм патроны «0.303 British». В японской армии, впрочем, вскоре задумались над слишком большой зависимостью от импорта.
В 20-е годы японская промышленность еще не достигла качественного уровня, поэтому технический отдел штаба армейской авиации Rikugun Koku Hombu принял решение о закупке лицензии на надежный и эффективный Vickers. Одновременно, на базе стандартного английского патрона 7.7х56 мм в конце 20-х был разработан свой собственный 7.7х58 Тип 89 очень похожий на английский, в котором сохранили фланец-закраину, но ввели канавку под экстрактор. Патрон был взаимозаменяем с английским, при этом был более удобен для применения в автоматическом оружии и, прежде всего, в авиационных Виккерсах. Идея введения такого патрона была здравая, поскольку предполагала унификацию патрона для авиационных пулеметов армии и флота, но далее суровые самураи пошли по пути «улучшения», предельно усложнив себе жизнь. В 1932 году был введен новый патрон 7.7х58SR Тип 92 с тяжелой пулей и уменьшенной закраиной, предназначенный для использования в тяжелых станковых пулеметах. Резонно, под новый патрон было решено переработать и авиационные пулеметы. Это потребовало изменения каморы патронника и экстрактора в используемых в армейской авиации пулеметах Виккерса, что автоматически поставило вопрос о разработке своей собственной конструкции под новый патрон. Переработка Виккерса под собственный 7.7-мм патрон была проведена на Токийском арсенале в 1932 году. Армия, впрочем, не остановилась на достигнутом, и в конце 30-х ввела новый патрон 7.7х58 Арисака Тип 99 без закраины для винтовок и легких пулеметов, но в авиации он уже не использовался.
Но вернемся к пулеметам Виккерса. С 1929 года английский пулемет стал основой наступательного вооружения японской армейской авиации. С 1929 по 1932 год пулемет Виккерс выпускался под обозначением Тип 89 модель 1 под 7.7-мм патрон Тип 89. По мере внедрения нового японского патрона 7.7х58SR новая версия Тип 89 модель 2, в которой допускалось применение и старого патрона Тип 89, и нового Тип 92, полностью вытеснила с конвейера 1-ю модель.
7.7-мм армейский пулемет Тип 89-2 — основа наступательного вооружения армейской авиации в 30-е годы – лицензионная копия старого британского Vickers class E времен еще 1-й Мировой войны.
Пулемет Тип 89 модель 2 выпускался большими сериями до самого конца 2-й Мировой войны, хотя, конечно, на начало 40-х он уже очевидно перестал удовлетворять реалиям современности. Пулемет использовался главным образом, в синхронных установках японских истребителей и легких бомбардировщиков практически всех типов, выгодно отличаясь от более поздних моделей авиационного вооружения тем, что в синхронном исполнении, почти не терял в темпе стрельбы.
Морская авиация использовала тот же Виккерс параллельно с армией, но лицензией на производство его озаботилась лишь в 1936 году, до этого используя лишь покупные английские пулеметы. В отличие от армейского аналога морской Тип 97 – именно такое обозначение получил флотский Vickers class E – не перерабатывался под новые армейские патроны Тип 92 7.7х58SR. Флотская авиация, таким образом, стала заложницей армейских «улучшений». Морской Тип 97 и армейский Тип 89-2 отличались лишь клеймами производителей и применяемыми патронами. Моряки до самого 1945 года остались верны английскому патрону «0.303 British» — 7.7х56R, по некоторым сведениям, используя также иногда и старые армейские взаимозаменяемые 7.7х58 Тип 89.
Флотский пулемет Тип 97, отличаясь от армейского аналога лишь применяемым патроном и мелкими деталями. На фотографии пулемета отсутствует лентоприемник
Параллельно с внедрением фиксированной наступательной версии Виккерса проводились работы по адаптации пулемета для подвижных оборонительных установок. Лицензия на турельный Vickers class F с дисковым магазином по некоторым сведениям также была закуплена японской армией, и позднее была реализована в собственной версии пулемета Те-1, о которой речь пойдет ниже. Независимо от этого на Токийском арсенале армии были выпущены несколько версий пулемета Тип 89, адаптированного для оборонительных установок.
Экспериментальные версии пулемета Тип 89 в турельном исполнении Верхние две фотографии обращают на себя внимание откидным прикладом и единственной рукояткой
Особо стоит остановиться на системах обозначений японского оружия. Если во флоте и, в частности, в морской авиации, все было достаточно просто – все оружие обозначалось по году принятия на вооружения «Shiki» — с легкой руки союзной разведки переведенное как «Тип», то армейские обозначения авиавооружения были несколько более запутанны и требуют пояснения.
В середине 20-х годов стремительно развивавшаяся японская армейская авиация одной из первых задумалась над проблемой недостаточной эффективности пулеметов винтовочного калибра. Тогда же авиационное вооружение прошло первый этап разделения на классы. Автоматическое оружие калибра до 11 мм стало именоваться пулеметом – kikan jû, свыше 11 мм – автоматической пушкой – kikan hoû. Дополняло классификацию традиционное обозначение года выпуска оружия по японскому летоисчислению «год от начала правления императора Ёсихито – эпохи Тайсё» — shiki. Впрочем, начало правления в 1926 году нового Императора Хирохито, положившего начало новой эпохе Сёва, изменило обозначение видов вооружения на «год от мифического основания Империи в 660 г. до н.э.», в котором первые две цифры для простоты опускались. Таким образом, любое оружие, принятое на вооружение в первый год правления Сёва в 1926 году, что соответствовало 2586 году «от основания Империи», обозначалось 86-shiki или Тип 86.
К концу 30-х годов японская армейская авиация ввела новое обозначение состоявших на вооружении образцов стрелкового оружия. Так, авиационные пулеметы винтовочного калибра получили аббревиатуру «Те» с порядковым номером конструкции – от транскрипции иероглифа 鉄砲 – Teppō, что можно перевести как мушкет или винтовка. Авиационные системы калибра от 11 мм по тому же принципу получили аббревиатуру «Но» —ホ с порядковым номером конструкции – от 大砲 – Taihō – пушка. Но если введение этого обозначения применительно к новейшим конструкциям авиапушек и крупнокалиберных пулеметов прижилось, то обозначение уже состоявших к тому времени на вооружении пулеметов винтовочного калибра, лишь добавило путаницы. Одни и те же системы носили различные обозначения — и старые «Типы», и новые «Те». В других случаях одно и то же обозначение «Shiki» присваивалось совершенно различным системам, которые, в итоге, не получали обозначения по новому стандарту. Характерно, что морская авиация не приняла армейский стандарт, так и оставшись верна стандартным «Типам» в обозначении своего авиавооружения. Моряки, к слову, свое оружие и не делили на классы, все автоматическое оружие, вне зависимости от калибра именовали пулеметами — kikan jû — 機銃.
В конце концов и армейцы, окончательно запутавшись в созданных собой же классификациях, аббревиатурой «Те» — テ стали обозначать лишь подвижные турельные пулеметы от иероглифа 手 – рука, имеющую то же звучание.
Армейский 7.7-мм турельный пулемет Те-1
Как уже отмечалось выше, в 1928 году японская армия приобрела лицензии на производство английских авиационных пулеметов фиксированного Vickers class E и подвижного Vickers class F. Первый пошел в производство на арсенале армии в Токио как 89-Shiki (Тип 89), позднее производство было организовано на арсеналах Кокура и Нагоя. Все изменения свелись лишь к замене патрона с английского «0.303 British» на отечественный 7.7х58 Тип 89, а позднее, на 7.7х58SR Тип 92. От производства турельной версии японская армия первоначально отказалась ввиду того, что в конце 20-х годов на вооружение был принят спаренный турельный пулемет конструкции Киджиро Намбу Тип 89, являвшейся адаптированной версией пехотного ручного Тип 11. Турельный спаренный Тип 89 для своего времени был достаточно удачной конструкцией. Он устанавливался на открытых кольцевых турелях практически всех армейских многоместных самолетах конца 20-х – начала 30-х годов. Но при всех положительных качествах обладал и недостатками. Был достаточно громоздким и тяжелым, кроме того, оригинальные секторные магазины по 45 патронов имели недостаточную емкость. Масса более 28 кг не позволяла использовать его «с рук». Разработка в Японии бомбардировщиков нового поколения, прежде всего нового Мицубиси Ki-21, вооружение которых предполагало использование не только стационарных турельных установок, но и дополнительных бортовых огневых точек, потребовало разработки более легкой и мобильной конструкции пулемета.
Прототип 7.7-мм армейского пулемета Те-1
7.7-мм армейский пулемет Те-1 в носовой амбразуре и окне пилотской кабины в
бомбардировщике Мицубиси Ki-21
7.7-мм армейский пулемет Те-1 в нижней и бортовой позиции в
бомбардировщике Мицубиси Ki-21
Разработка турельных переносных версий пулеметов велась с 1935 года по двум параллельным направлениям. Генерал Киджиро Намбу (Kijiro Nambu) на своей фирме "Chu:ou Ko:gyou KK" разрабатывал проект одинарной версии своего пулемета Тип 89, в последствии, реализованном в пулемете Те-4. Арсенал армии в Токио «Nippon Teikoku Rikugun Tokyo Hōheikōshō», имея перед глазами лицензионный Виккерс, пошел по пути англичан, адаптировавших отработанную конструкцию пулемета для использования на турелях. Первоначальные попытки свелись к упомянутому выше оснащению пулемета Тип 89 модель 2 спусковым крючком или гашеткой, различными рукоятками и откидными прикладами. Но ленточная подача делала пулемет не слишком удобным для оперирования стрелком, поэтому приемник был несколько переработан под установку оригинального дискового магазина на 69 патронов.
Пулемет был оснащен пистолетной рукояткой с широкой скобой на всю ладонь стрелка и иногда комплектовался простейшим металлическим плечевым упором, крепившимся к пистолетной рукоятке. Причем, возможность использовать ленточную подачу на пулемете была сохранена путем добавления в конструкцию нескольких деталей приемника. Прицельные приспособления состояли из кольцевого прицела на ствольной коробке и мушки. По принципу действия пулемет, получивший обозначение Те-1, был идентичен стандартному семейству ранних пулеметов «Виккерс».
7.7-мм армейский пулемет Те-1 в варианте с ленточной подачей в хвостовой дистанционной установке бомбардировщика Ki-21
Разработка пулемета Те-1 была завершена в конце 1933 года. Но вплоть до начала 1937 года он не находил применения. Лишь с принятием на вооружение нового бомбардировщика Тип 97 Ki-21 было развернуто производство нового оружия на Арсенале армии в Токио, Нагоя и Кокура параллельно с фиксированной версией «японского Виккерса» Тип 89 модель 2.
Выпуск и применение Те-1 были весьма ограниченны. Судя по всему, ранние версии бомбардировщика Ki-21 были единственными самолетами, где пулемет Те-1 использовался в качестве стандартного вооружения. Он монтировался в боковых стрелковых амбразурах бомбардировщика, нижней люковой установке, носовой турели и в качестве переносного в кабине пилотов для стрельбы из окон. Кроме того, Те-1 с ленточной подачей стоял в дистанционной установке Ki-21 в хвостовом конусе. Однако, даже на бомбардировщике Ki-21 этот пулемет использовался не долго. По мере поступления на вооружение японской армейской авиации нового ручного пулемета Те-4, «турельный японский Виккерс» Те-1 начали снимать с вооружения. К моменту вступления Японии во 2 Мировую войну пулемет Те-1 уже почти не использовался армейской авиацией.
7.7-мм армейский пулемет Те-1 в различных бортовых установках на бомбардировщике Ki-21