Противотанковая «тачанка» на французский манер
Сегодня, когда развитие науки и техники дошло до такого уровня, что эффективный бронеавтомобиль можно сделать из обыкновенного грузовика, а мобильную артиллерийскую или ракетную установку из обыкновенного пикапа (появился даже термин: «война пикапов») интересно посмотреть, а как с фантазией конструкторов, создававших подобные боевые машины, обстояло дело раньше. Ну, например, кто первым додумался ставить артиллерийские орудия в кузова автомобилей повышенной проходимости и этим самым превращать их в эффективные артиллерийские установки?
«Лаффли» 15ТСС с маскировкой из веток (Типа замаскировался, хотя мне кажется что машина просто брошена экипажем).
С ретроспективной точки зрения ближе всего к этому направлению в промежутке между двумя мировыми войнами оказались… французы, что явилось результатом активной политики моторизации, которую проводила французская армия. Впрочем, работы в этой области велись во всех тогдашних экономически развитых странах, где создавались самые разнообразные автомобили и тут же принимались на вооружение. Ну а самые интересные конструкции были созданы во Франции, СССР и Германии.
«Лаффли» W 15T в варианте транспортера пехоты.
Интересно, что сразу же после окончания Первой мировой войны французы сосредоточили свое главное внимание на колесно-гусеничных и трехосных (с формулой 6×4) автомобилях для массового выпуска, зато в последующие годы основное внимание было направлено уже на проектирование полноприводных автомобилей (формулы 4×4 и 6×6). К этому времени в производстве были освоены новые шарниры к карданным передачам, и несколько новых типов независимых подвесок. «Технологический прорыв» в этой области породил у конструкторов иллюзию поистине неограниченной перспективы автомобильной промышленности, и они принялись создавать все более остроумные и необычные конструкции.
Прототип САУ на шасси «Лаффли».
Особенно на этом направлении, как уже отмечалось, усердствовали немецкие и французские инженеры. Но если германские фирмы выполняли заказы от государства, то французские компании разрабатывали перспективные армейские вездеходы самостоятельно, а армейцы выбирали что им понравится уже из готового. Одна такая фирма — «Лаффли», находившаяся в парижском предместье Аснеррес также участвовала в разработке новых машин, ничуть не смущаясь слабостью своей производственной базы. Между тем фирма была так мала, что не имела даже своего производства двигателей и вынуждена была покупать их у «Пежо» и «Гочкис». Но вот амбиций у нее от этого не
уменьшилось!
Прототип САУ на шасси «Лаффли» в характерном камуфляже.
Начиная с 1935 г. она налаживает производство нескольких двух- и трехосных военных авто, унифицировавшихся между собой по конструкции и по основным агрегатам. Ну и конечно, все эти машины имели фирменный, присущий только лишь изделиям этой фирмы, внешний вид. Например, колеса были большого диаметра (шины 230×40), с «фирменным» рисунком протектора и устанавливались на них со значительным развалом. Капот двигателя был длинным и выступал далеко вперед. Кабина имела лишь тентовое прикрытие. Для увеличения проходимости на местности автомобиль получил еще две пары маленьких колес: одну на бампере под фарами, и на раме под самой кабиной водителя.
На всех автомобилях семейства «Лаффли» стояли четырехцилиндровые двигатели типа «Гочкис» («Модель 486», мощностью 52 л.с.). На автомобили была установлена четырехскоростная коробка передач, двухскоростной демультипликатор, механический привод тормозов, и отдельный привод на каждое колесо от отдельного карданного вала (!), и независимую подвеску колес на цилиндрических пружинах. На трехосных моделях сзади ставились еще и полуэллиптические рессоры.
С 1935 по 1938 г. фирмы «Лаффли» и «Гочкис» общими усилиями выпустили 100 двухосных и 411 трехосных машин V15T (4×4) и S15T (6×6) для французской армии. Но военным экспертам показалось, что у трехосного S15T чересчур уж высокий и потому заметный силуэт. Поэтому Сухопутные войска перед самым началом Второй мировой войны заказали у компании «Гочкис» модификацию W15T, с более низким кузовом для использования в роли легкого артиллерийского тягача. У этого автомобиля была база 1845×1000 мм и габариты 4500×1850 мм (в то время как высота базовой модели равнялась 2450 мм), и весил 3 тонны.
W15T должен был возить 47-мм противотанковое орудие и его расчет. При этом водитель машины находился справа, командир – слева, а сзади помещались четыре солдата – расчет орудия, сидевшие друг против друга, справа и слева от сидений, в которых находились ящики для боеприпасов и снаряжения.
Установка 25-мм противотанкового орудия в кузове.
С началом войны армия потребовала увеличить выпуск этих машин до 1120 экземпляров. Фирма «Гочкис», которая не могла справиться с такой нагрузкой, часть заказа – 500 W15Т – отдала фирме «Ситроен». До конца боевых действий во Франции она смогла выпустить лишь около 100 машин в конфигурации «Тягач для 25-мм автоматической зенитной пушки» и все.
Заводы «Гочкис» построили 80 машин. Но военные пожелали придать 47-мм пушке еще больше мобильности и для этого поставили ее на шасси этого автомобиля! Был построен прототип «Лаффли» 15ТСС весьма странного дизайна, у которого на месте кузова монтировалась бронированная рубка без крыши, и 47-мм противотанковая пушка SA35 мод. 1937 г., направленная стволом назад. Объяснялась такая компоновка тактикой применения, ведь противотанковые пушки не столько атакуют, сколько обороняются от вражеских танков и, нанеся им потери, быстро отходят. При этом вес у этой колесной самоходки получился больше шести тонн.
Проект «охотника за танками» был одобрен, но по требованию военных значительно его переработали и упростили. Орудие поставили на поворотном основании, сдвинув от оси авто вправо, что позволяло ей иметь радиус стрельбы по горизонту равный 70 градусам. Бронерубку заменили штатным для 47-мм орудия броневым щитом и дополнительными бронещитками слева и справа, бронированные дверцы убрали, стенки понизили до уровня грязевых щитков. Зато вместо ветрового стекла теперь стоял броневой лист с двумя узкими, горизонтально расположенными, смотровыми щелями. Над местом водителя и командира также поставили крышу из стального листа, приваренного на каркас из Г-образного швеллера. Кроме того установка получила 7,5-мм пулемет FM-24. В целом машина имела какой-то «недоделанный» вид, больше приставшей импровизации какого-нибудь незаконного бандформирования, сделанному в гараже, нежели серийной армейской машине. Сама по себе машина была выше 47-мм орудия, и ее было труднее замаскировать на позиции. А отсутствие брони превращало ее в легкую добычу для бронированных машин, ведь для выхода из строя ее радиатора подчас было достаточно одной пули!
24 мая 1940 г. первые 10 батарей новых самоходных противотанковых установок 15ТСС были наконец-то сформированы. В каждое из подразделений входило по пять «охотников за танками», штабной вездеход V15R, тягач S25T и две полугусеничные машины «Уник» TU1 для доставки боеприпасов. Всего же к 17 июня 1940 г. армия Франции имела в своем распоряжении 14 батарей самоходных орудий фирмы «Лаффли».
С началом войны батареи самоходок «Лаффли» перебросили в район г. Аббевиль, чтобы с их помощью закрыть брешь на фронте, которая образовалась после успешного боя немцев за этот город. В этих боях большая часть машин была потеряна, а оставшиеся сражались уже на Луаре, где они пытались сдержать поток немецких танков, рвущихся на юг Франции. Какая-то их часть, безусловно, попала в руки германцев. Но так как данных об их применении в Вермахте нет, очевидно, что ценными в боевом отношении их не сочли. Правда, в рапортах офицеров, сражавшихся на этих машинах можно прочитать о том, что им удавалось подбивать германские танки с расстояния в 2000 м, но… остановить-то германские танки они не смогли!
Но… хитрая идея французских конструкторов создать «артиллерийскую тачанку» на базе полноприводного авто даром не пропала. Англичане, видимо, ознакомившись с французским проектом, уже в годы войны создали более мощные «охотники за танками» также на автомобильном шасси. Причем английские противотанковые САУ «Дикон» отлично показали себя в ходе боевых действий на территории Северной Африки.
Рис. А. Шепса
Источник: http://topwar.ru/83684-protivotankovaya-tachanka-na-francuzskiy-maner.html
Данные на английскую самаходку:
САУ «Дикон» (Дьякон)
Наиболее удачный и широко применявшийся импровизированный английский бронеавтомобиль, созданный на базе полноприводного армейского грузовикаAEC Matador O873. В 1942 году изготовлено 175 единиц.
Сейная модификация
Полностью бронированная кабина. На грузовой платформе смонтирована пушка, прикрытая броневым щитом коробчатой формы. Наводчик и заряжающий размещались на сиденьях велосипедного типа и ногами вращали щит и пушку.
Применение
Бронеавтомобили "Дикон" использовались на Североафриканском театре военных действий для борьбы из засад с одиночными бронированными целями противника.
После разгрома немецкого Африканского корпуса часть броневиков была переоборудована в бронированные транспортеры боеприпасов (Armoured Ammunition Carrier), часть — поставлена Турции.
Тактико-технические характеристики AEC Mk I Gun Carrier (Deacon):
Классификация: противотанковая САУ
Годы эксплуатации: 1942–43
История производства:
Всего выпущено: 175
Характеристики
Масса, т: 12.203
Бронирование, мм: 10
Тип и модель двигателя: AEC A173, 6-цилиндровый, дизельный, рядный
Скорость, км/ч: макс. 45
Удельная мощность, л.с./т: 7.8
Мощность двигателя, л.с.: 95 (71 kW) при 1800 об/мин.
Объём, см3: 7581
Запас хода, км: 280
Трансмиссия: четырёхступенчатая коробка передач, двухступенчатый демультипликатор, пневматические тормоза
Колёсная формула: 4 x 4
Размер шин: 13,50-20
Подвеска: на листовых рессорах
Основное вооружение: QF 6-фунтовая пушка
Боекомплект, выстрелов: 24
Длина, мм: 6388
Ширина, мм: 2362
Высота, мм: 2819
База, мм: 3848
Экипаж (расчёт): 4
Калибр, мм: 57
Начальная скорость пули (снаряда), м/с: 900
Прицельная дальность, м: 4600