Данная статья из жж одного из ведущих российских историков авиации уважаемого Андрея Фирсова выкладывается на сайт в продолжение темы, поднятой в статье «Штурмовики люфтваффе. Мифы и реальность. Часть 1».
13 мая 1942 г., конференция Каринхалле. Геринг: «…необходимо исследовать возможность установки на Нs 129 пушки большего калибра – 50 мм».
19 мая 1942 г., министерство авиации – запрос главному конструктору «Хеншеля» Николаусу: «Какой калибр можно подвесить под Hs 129?»
Николаус: «Мы подготовили чертежи установки 50-мм Flak 41, рассмотрим возможность установки МК 103 и зенитной 37-мм пушки Flak 18, а также противотанковой 50-мм Пак 18. Установка Flak 41 получается очень тяжелой…».
Июнь 1942 г., ст. л-т Франц Освальд и л-т Верл из II/Sch.G1: «Первый опыт использования [30-мм пушки] МК 101 показал, что нужна пушка большего калибра».
Полковник Вальтер Краузе: «Мы теряем за каждый уничтоженный танк по самолету, это вряд ли оправдано с экономической точки зрения…»
В начале 1942 г. получен приказ рассмотреть возможность установки 75-мм Раk 40. Из-за необходимости разработать автоматизированный механизм заряжания работы задержались до 1944 г.
«Генерал» штурмовой авиации, доктор юридических наук, подполковник Купфер «Из всех противотанковых самолетов самым удачным решением стал бы Ju 88 с 75-мм пушкой Раk 40… стрельба должна вестись в лоб с большой дистанции, чтобы не залетать за линию фронта, где большая вероятность быть сбитым зенитчиками».
Бывший пилот Hs 129 Франц Освальд: «Доктор Купфер совсем ослабел умом… никому на Земле не придет в голову атаковать танки в лоб!»
Подготовка Ju 88P с 75-мм пушкой к боевому вылету
Летом 1943 г. звено Ju 88P было направлено для испытаний на Курскую Дугу. Во время начавшегося наступления советских войск для отражения атаки танкового полка КВ-1 был отдан приказ поднять звено Ju 88P. В течение 45 минут в воздух удалось поднять один Ju 88P! «Это скандал! Противотанковые самолеты не удалось испытать, когда представился случай атаковать именно те цели, для уничтожения которых они созданы!»
После окончания войны один Ju 88P найдут в летной школе в Чехословакии (без пушки)…
Глава технического отдела министерства авиации Виктор фон Лоссберг: «Летные испытания показали, что Ju 88P (с 75-мм пушкой) не подходит для использования на фронте… В то же время Hs 129 с 75-мм пушкой показал себя лучше, заметных ухудшений летных данных и управляемости нет».
Установка 75-мм пушки и системы перезарядки на Хеншеле Hs 129
Фельдм. Мильх: «Использование двухмоторного самолета в качестве штурмовика – расточительство! Для этого нужно использовать FW 190».
Галланд, «генерал» истребительной авиации: «Не позволю ослаблять мои силы переводом FW 190 в штурмовики!»
Бывший пилот Hs 129 Франц Освальд: «Мильх просто не понимает, у двухмоторного самолета есть по крайней мере шанс вернуться на одном моторе, когда другой прострелят!»
Летные испытания Hs 129B-3 с 75-мм пушкой начались в августе 1944 г. Скорострельность – один выстрел за 1,5 с. За одну атаку Hs 129 успевал сделать четыре выстрела с дистанции 1000-200 м. Выстрела из пушки было достаточно, чтобы самолет сразу снижал скорость на 10 км/ч.
Осенью 1944 г. семь Hs 129B-3 были поставлены в первую свою строевую эскадрилью – 13. (Pz)/SG 9. Во время войсковых испытаний там оказалось, что в полевых условиях не работают электросистемы перезаряжания пушки – потребовался вызов заводских специалистов. Когда с этим справились, оказалось, что самолет при стрельбе из пушек получает повреждения систем и планера. Вопрос решался с этой напастью до января 1945 г., когда советские войска захватили все Hs 129B-3 эскадрильи на аэродроме Тонндорф.
Трофей Красной Армии – Hs 129B-3 на аэродроме Тонндорф
Несколько пушечных Hs 129B-3 – пять штук – применялись 10.(Pz)/SG 9, куда их радостно спихнула 12.(Pz)/SG 9, воспользовавшись перевооружением на FW 190. Применялись они весьма ограниченно, тем более, что «красные соколы» в первый же день, вернее ночь, уничтожили три из них на аэродроме. Например, за март 1945 года было израсходовано только 47 75-мм снарядов.
Немногие, летавшие на Hs 129B-3, отзывались о нем благоприятно, только Франц Освальд отметил, что выцеливать танк с помощью телескопического ZFR 3B было крайне сложно.
Пилоты вспоминали о немногих случаях удачного применения 75-мм орудий, например: «…один молодой пилот, имевший только 10 боевых вылетов, с третьего захода попал в борт Т-34, сделав прямо под башней пробоину в 1 м в диаметре». Не, 75-мм PAK-40 была уважаемым противотанковым орудием, но как-то в образовании подобных проломов в броне Т-34 не была замечена, тем более что у авиационного варианта пушки масса заряда была снижена, чтобы самолет слишком быстро не начинал рассыпаться в процессе стрельбы.
Об уничтоженном с помощью 7,5-см пушки Т-34 на улицах Бреслау вспоминал и Гебхард Вебер, но в следующем полете он был сбит (четвертый раз в карьере) немецкими же зенитчиками, с расчетами из «специалистов» гитлерюгенда. Попав в плен, он там встретился с командиром зенитной батареи, которая его сбила…