Если о нереализованных предвоенных проектах Советских линкоров в сети довольно много информации. Например, о Советском Союзе или Кронштадте есть большие и подробные статьи на многих сайтах, и, естественно, в литературе. То что кто касается нереализованных проектов наших авианосцев, тут наблюдается некая лакуна. Лично мне довольно тяжело удалось найти информацию об этих кораблях. Да и то, собирать её пришлось по разным статьям. Отдельной статьи, посвящённой этим кораблям, мне так и не попалось. Вот, решил устранить этот пробел.
7 сентября 1937 года, во исполнение постановления Комитета обороны при Совете Народных Комиссаров (СНК) Союза ССР от 13/15 августа 1937 года за № 87, нарком обороны СССР К. Е. Ворошилов направил доклад в ЦК ВКП(б) И. В. Сталину и председателю СНК В. М. Молотову по вопросу о переработанном плане строительства боевых кораблей Морских Сил РККА. В этом документе, в частности, увеличение суммарного тоннажа кораблей основных классов по сравнению с предыдущими планами мотивировалось внесением в программу строительства тяжелых крейсеров и авианосцев. Всего предполагалось построить два авианосца — для Северного и Тихоокеанского флотов. Закладка первого планировалась в 1941 году, второго—в 1942-м, со сдачей этих кораблей в четвертой пятилетке. Программу военного судостроения на третью пятилетку не утвердили, но работы над авианосцем, получившим обозначение «проект 71», начались.
К середине 1939 года в ЦНИИ-45 разработали предэскизный проект этого корабля. Этот проект в наибольшей степени соответствовал представлениям ВМФ об авианосце и возможностям судостроительной отрасли.
Предлагались следующие данные:
водоизмещение 11 300 т,
мощность механизмов 126 500 л. с.,
скорость 33 уз;
Вооружение:
8*100-мм универсальных АУ,
16*37-мм АУ,
20*12,7-мм пулеметов;
Авиагруппа:
десять многоцелевых самолетов и 20 истребителей, две катапульты.
В качестве базового послужил корпус легкого крейсера пр. 68, с машинно-котельной установкой, это облегчало освоение нового типа корабля промышленностью. Проводились работы по формированию наиболее выгодного, с аэродинамической точки зрения, внешнего вида. Большинство корабельных систем и агрегатов, артиллерийских установок и приборов управления огнем, за исключением авиационного снаряжения, было освоено промышленностью. Местом строительства избрали завод №199 в Комсомольске-на-Амуре, с началом постройки первого корабля в 1942 году.
27 июня 1938 года в Управление кораблестроения РККФ было направлено тактико-техническое задание (ТТЗ) на проектирование этого корабля. В октябре того же года ТТЗ рассмотрели в Главном морском штабе РККФ и, одобрив с незначительными замечаниями, приказали подготовить его в виде задания для Наркомата Судостроительной Промышленности (НКСП) на создание предэскизного проекта. В список проектных работ НКСП на 1939 год это задание уже не попало, и его включили в заказ промышленности, утвержденный 29 ноября, на 1940 год. Но уже в январе 1940 года выяснилось, что НКСП в одностороннем порядке не принял одиннадцать пунктов нового заказа, в том числе и задание на предэскизное проектирование авианосца. Поскольку в заказе оказались вопросы более злободневные, чем авианосец, то вопрос о нем в правительстве и не поднимался.
Так закончился проект 71, и начавшаяся Великая Отечественная война сразу остановила все начатые по нему работы.
Источники:
http://667bdr.livejournal.com/169791.html
http://navycollection.narod.ru/ships/Russia/Carriers/AV_Proect_72/history.html