1

После поражения в сражении у атолла Мидуэй, которое произошло в июне 1942 года и стоило Японии потери 4-х тяжелых авианосцев, 248 самолетов и лучших летчиков палубной авиации, японский флот в Тихом океане лишился возможности действовать вне зон прикрытия своей береговой авиации. Сражение стало переломным на Тихоокеанском театре военных действий. В дальнейшем США и их союзники постепенно занимали все новые и новые острова, подбираясь все ближе к границам самой Японии.

Первый налет на Японию американская стратегическая авиация совершила еще 18 апреля 1942 года. В дальнейшем интенсивность и масштаб налетов непрерывно возрастали. В течение последних 7 месяцев Второй мировой войны американцы сделали упор на бомбардировку японских городов зажигательными бомбами. Это привело к значительным разрушениям 67 японских городов, в которых на тот момент преобладала деревянная жилая застройка. Налеты стали причиной гибели порядка 500 тысяч японцев и лишили крова примерно 5 миллионов человек.

Самый страшный налет на Токио был произведен в ночь с 9 на 10 марта 1945 года. В налете приняли участие 334 американских стратегических бомбардировщика B-29, которые сбросили на город порядка 1700 тонн бомб. Огнем было разрушено около 40 квадратных километров площади города, погибло более 100 тысяч человек, они стали жертвами возникшего в результате бомбардировки огненного смерча. Этот воздушный налет считается самым разрушительным в истории с использованием обычных видов вооружений. Токио, который был сделан преимущественно из дерева и бумаги, не мог противостоять тысячам зажигательных бомб, а японские методы борьбы с пожарами показали свою неэффективность.

Чтобы противостоять стратегическим американским бомбардировщикам, которые разрушали города и промышленность страны, японским ВВС нужны были высотные истребители-перехватчики. Работы над такими самолетами начались уже в 1942 году. Компанией Tachikawa было предложено два варианта скоростных и хорошо вооруженных высотных истребителей — Ki-94 и Ki-94-II, которые могли стать серьезной угрозой для «летающих крепостей». Работы над ними продолжались вплоть до конца Второй мировой войны, но ни один из них так и не поднялся в небо; самолеты остались в истории лишь в качестве проектов и прототипов.

Проекты японских высотных истребителей Ki-94 и Ki-94-II

Цельнодеревянный макет Ki-94

Предварительные переговоры о разработке хорошо вооруженного высотного истребителя были проведены в Японии в середине 1942 года, в них приняли участие воздушный штаб армии (Koku Hombu) и компания «Тачикава» (Tachikawa Hikoki KK). Военные хотели получить новый высотный истребитель, который развивал бы в полете скорость около 800 км/ч, имел максимальную дальность полета 3000 километров и отличался наличием герметичной кабины. Так как выдвигаемые требования изначально были достаточно жесткими, в Koku Hombu приняли решение выдать еще один заказ на создание более простого высотного истребителя-перехватчика. Самолет с менее строгим набором требований должны были проектировать конструкторы компании Накадзима.

Самолет, который создавали конструкторы компании Tachikawa, получил обозначение Ki-94 (позднее был назван Ki-94-I), он уже в те годы выделялся очень необычной конструкцией и внешним видом. Истребитель-перехватчик представлял собой большой двухбалочный моноплан, который был оснащен двумя 18-цилиндровыми радиальными двигателями воздушного охлаждения Mitsubishi Ha-211 Ru, развивавшими мощность 2200 л.с. Двигатели были установлены впереди и позади кабины пилота, они приводили в движение два четырехлопастных винта — тянущий и толкающий соответственно. Планируемое вооружение нового истребителя было очень мощным и состояло из двух 37-мм авиационных пушек Ho-203 и двух 30-мм авиапушек Ho-105. Максимальная скорость самолета на высоте 10 тысяч метров должна была составить 780 км/ч (прогнозные ожидания).

Проекты японских высотных истребителей Ki-94 и Ki-94-II

Цельнодеревянный макет Ki-94

Полноразмерный деревянный макет самолета Ki-94 был готов в конце 1943 года, однако разработка высотного истребителя была свернута, так как в техническом департаменте воздушного штаба решили, что проект все-таки является очень сложным в освоении и производстве, а расчетные характеристики самолета представляются чрезмерно оптимистичными. Предпочтение было отдано более простому высотному истребителю Nakajima Ki-87. При этом Главное командование ВВС Японии по-прежнему было заинтересовано в продолжении работ по этой конструкторской теме. Фирме Tachikawa был заказан новый вариант высотного истребителя, который получил обозначение Ki-94-II.

Самолет Ki-94-II создавался с конца 1943 года. Основным предназначением нового истребителя-перехватчика должна была стать борьба с рейдами высотных бомбардировщиков ВВС США. Для этого самолет, как и его предшественника, планировалось оснастить герметизированной кабиной, мощным двигателем с турбонагнетателем и крупнокалиберными авиационными пушками, которые должны были справиться с такой живучей воздушной целью, которой являлся бомбардировщик B-29. Первоначальный заказ японских военных включал один планер для проведения статических испытаний, 3 прототипа и 18 предсерийных образцов высотного истребителя Ki-94-II, но к моменту завершения Второй мировой войны готов был лишь один самолет, который даже не успел совершить свой первый полет, запланированный на 18 августа 1945 года.

Проекты японских высотных истребителей Ki-94 и Ki-94-II

Работая над самолетам Ki-94-II, в компании Tachikawa исходили из новой заявки, которая предполагала удовлетворение тех же летно-технических требований, что и у самолета-конкурента Nakajima Ki-87. Проект нового высотного истребителя Ki-94-II был разработан под руководством главного конструктора Тацуо Хасегава. Новый самолет представлял собой одноместный одномоторный высотный истребитель в этот раз обыкновенной конструкции с крылом ламинарного профиля и гермокабиной, которая размещалась позади задней кромки крыла.

Новый истребитель планировалось оснастить мощным охлаждаемым вентилятором турбокомпрессорным 18-цилиндровым радиальным двигателем компании Nakajima — Ha-44-12, развивающим мощность 2400 л.с. Мощность двигателя, который приводил в движение шести­лопастной винт истребителя, составляла 2450 л.с. на взлете, 2350 л.с. — на высоте 1100 метров, 2200 л.с. — на высоте 4400 метров и 2040 л.с. — на высоте 11 000 метров. Размещенное в крыле самолета вооружение должно было включать две 30-мм автоматических авиационных пушки Ho-105 и две 20-мм авиационных пушки Ho-5. Из характеристик тяжеловооруженного самолета видно, что он был оптимизирован для высотного перехвата американских стратегических бомбардировщиков B-29.

Проекты японских высотных истребителей Ki-94 и Ki-94-II

Первый прототип Ki-94-II в ходе постройки

Первый высотный истребитель Ki-94-II должен был быть готов 20 июля 1945 года, однако постройка самолета затягивалась. В итоге он был готов с двухнедельным отставанием от намеченного графика. Планировавшийся для самолета шестилопастной винт так и не был готов, поэтому было принято решение оснастить самолет и начать испытания первого прототипа с временно установленным на него четырехлопастным воздушным винтом. Испытания планиро­валось начать 18 августа 1945 года. Второй прототип истребителя-перехватчика Ki-94-II, предназначенный для установки шестилопастного винта, в то время как первый самолет все еще готовился к намеченному первому полету, находился лишь в стадии производства, но завершение Второй мировой войны помешало его достройке. Дальнейшим развитием проекта этого японского высотного истребителя должен был стать самолет Ki-104, который остался лишь в виде бумажных чертежей.

Единственный построенный прототип истребителя Ki-94-II привлек внимание американцев. Они вывезли самолет в США на авиабазу Миддлитон, где машина получила временное обозначение FE-150. В 1949 году этот самолет был передан в один из авиационных музеев страны, но дальше его след теряется. Что в дальнейшем произошло с единственным построенным истребителем Ki-94-II, неизвестно.

Источники информации:

Автор: Юферев Сергей


Источник: http://topwar.ru/102807-proekty-yaponskih-vysotnyh-istrebiteley-ki-94-i-ki-94-ii.html

Гоплит
Подписаться
Уведомить о
guest

3 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account