Проекты штурмовиков Breguet Br 961 и Breguet Br 962. Франция
Предложенный в начале 1951 года Br 961 был более мощным, легким и упрощенным по сравнению с Br 960 самолетом-штурмовиком наземного базирования.
Размеры, компоновочные схемы и конструкции самолетов должны были быть одинаковыми.
Однако самолет должен бы быть одноместным, а отказ от Hs 293 в качестве вооружения под фюзеляжем должен был позволить принять шасси с меньшей колеей (5,60 метров вместо 6,80 метров). Радар, устанавливавшийся на законцовку крыла Br 960, также должен был быть удален.
На ранних заводских чертежах Br 961 выглядел как Br 960, но без посадочного гака, узлов крепления для старта с катапульты и без механизмов складывания и развертывания консолей крыла. Двухместная кабина, занимающая всю ширину фюзеляжа, была заменена на одноместную с фонарем уменьшенных размеров, но в целом сохранившую переплет от двухместного варианта. Воздухозаборники в корневых частях крыла были сохранены.
Впоследствии данный проект получил дальнейшее развитие: каплевидный фонарь кабины значительно улучшил обзор пилоту, площадь хвостового оперения была увеличена, а вписанные в борта фюзеляжа воздухозаборники заменили воздухозаборники в корневой части крыла и внутрикрыльевые воздуховоды, примененные на Br 960. В конструкции самолета планировалось мощное бронирование (кабины пилота и возможно жизненно важные узлы обоих двигателей). Общий объем топливных баков был увеличен с 1800 до 2800 литров. Планировалось, что машина получит встроенное вооружение в виде двух крыльевых 30-мм пушек [вероятно пушки Hispano HS411], а отсек для бакенов и маркеров палубного варианта был заменен на бомбоотсек. Основное ударное вооружение должно было состоять из четырех блоков по шесть 120-мм НУРС в каждом, подвешиваемых под консолями крыла, и 44 НУРС, размещенных во внутрифюзеляжной выдвижной установки. Вследствие необходимости выпускать ракетные снаряды вне зоны ометания винта блок НУРС должен был сильно выступать из фюзеляжа самолета. Подкрыльевые блоки НУРС можно было заменить равным количеством бомб.
Испытания модели Br 960 в аэродинамической трубе, проведенные в Корнеллском университете США, продемонстрировали возможность использования силовой установок большей мощности, чем та, которую создавала комбинация Mamba I и Nene 101 (1000 л.с. и 2200 кгс), при этом критическое число Маха было выше, чем первоначально предполагалось. По результатам этих исследований было принято решение установить на штурмовике Br 961 более мощные двигатели – турбовинтовой Mamba III (примерно 1300 л.с.) или Dart (1600 л.с.) и турбореактивный Atar 101 или Avon (2800 кгс), — с помощью которых максимальная скорость возросла бы с 850-900 по 925-950 км/ч.
Общее облегчение конструкции частично компенсировало большую массу, вызванную дополнительным запасом топлива, броней, усиленным вооружением и новой силовой установкой. Тем не менее, Br 961 все равно был бы тяжелее своего военно-морского предшественника (от 10500 до 11000 кг вместо 9800 кг).
Br 961 никогда не строился, поскольку «чистые» реактивные самолеты были намного более эффективными при меньших технических сложностях и меньших затратах.
Кроме того, в это время Франция в рамках натовской Программы взаимопомощи (Mutual Assistance Program) получила большое количество американских истребителей-бомбардировщиков F-84 и сконцентрировала свои усилия на создании истребителей и истребителей-перехватчиков.
В течение небольшого времени проект, являвшийся дальнейшим развитием Br 961, получил обозначение Br 962. В данном проекте планировалось увеличить критическое число Маха за счет увеличения стреловидности крыла (30° у передней кромки вместо 16°). Это позволило бы использовать более мощные турбореактивные и турбореактивные двигатели и еще больше повысить летные характеристики. Вооружение было бы таким же.
Позднее обозначение Br 962 предполагалось использовать для другого проекта.
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Тип: Br 961
Назначение: штурмовик
Статус: проект
Экипаж: 1 человек
Силовая установка: ТВД Mamba или SNECMA TB 1000 или Dart мощностью 1300-1600 л.с. и ТРД SNECMA Atar 101 B или Rolls-Royce Avon с тягой 2800 кгс
Размеры:
размах крыла
• без баков на законцовках крыла 15,85 м
• с баками на законцовки крыла 16,70 м
относительное удлинение крыла 6,91
площадь крыла 36,30 м²
длина: 13,35 м
высота: 5,35 м
Масса:
снаряженного самолета 7000 кг
с полной загрузкой 10050-11000 кг
Летные характеристики:
максимальная скорость 925-950 км/ч
Вооружение:
подкрыльевые и внутрифюзеляжные блоки НУРС
свободнопадающие бомбы
две 30-мм пушки
источник: Jean CUNY et Pierre LEYVASTRE «LES AVIONS BREGUET (1940/1971)», стр.168-169