Проекты пассажирских самолетов Breguet 971 – Breguet 974 Fulgur. Франция

14
Проекты пассажирских самолетов Breguet 971 – Breguet 974 Fulgur. Франция

Проекты пассажирских самолетов Breguet 971 – Breguet 974 Fulgur. Франция

Содержание:

В 1948 году конструкторское бюро компании Breguet разработало проект пассажирского самолета, который должен был составить конкуренцию британскому Vickers V.700 Viscount и который получил наименование Fulgur [1].

Первый проект, силовая установка которого должна была оснащаться четырьмя 1200-1400-сильными турбовинтовыми двигателями Armstrong-Siddeley Mamba, должен был включать герметичный фюзеляж с круглым сечением большого диаметра (около 4 метров) и «прямое» крыло (трапециевидное крыло с очень малой стреловидностью передней кромки».

70 пассажиров должны были быть размещены по 6 человек в ряд, и самолет должен был иметь крейсерскую скорость 500 км/ч, дальность полета 2000 километров с общей полезной нагрузкой 6,5 тонн. Взлетная масса самолета оценивалась примерно в 30 тонн.

В конструкторском бюро компании Breguet не были довольны достигнутыми результатами, поскольку их машина лишь незначительно превосходила Viscount в летных характеристиках и в экономичности (цена км/пассажир), что не делало проект конкурентоспособным.

Таким образом, исследования были продолжены, чтобы привести к целому ряду более амбициозных проектов. От круглого поперечного сечения фюзеляжа отказались в пользу отказались в пользу двухдольного, которое, как тогда казалось, позволяло увеличить полезный объем при идентичной массе конструкции. Проектировщики надеялись почти удвоить полезную нагрузку (12,2 тонны) при увеличении общей массы всего на 33% (чуть более 40 тонн). Первоначально не планировалось в таких же пропорциях увеличивать количество перевозимых пассажиров, число которых выросло лишь до 83 человек. Также самолет должен был стать из чисто пассажирского грузопассажирским, сохранив дальность полета 2000 километров. Впоследствии руководство компании Breguet объявило о возможности увеличения числа пассажиров до 100 человек (вероятно, за счет уменьшения расстояния между сиденьями). В шасси с носовой стойкой должны были использоваться спаренные колеса. Среднерасположенное крыло и однокилевое хвостовое оперение имели очень малую стреловидность передних кромок и ламинарный аэродинамический профиль. Несмотря на поверхностное сходство с семейством самолетов Deux-Ponts, проекты семейства Br 97 не имели с ними ничего общего. Одновременно изучалось несколько вариантов базовой конструкции, которые были предложены в 1950-51 годах.

Между собой проекты отличались только силовой установкой:

Проект Breguet 971

Проект Breguet 971 должен был оснащаться шестью турбовинтовыми Mamba AS Ma 3 мощностью по 1340 л.с. каждый. Двигатели должны были быть скомпонованы следующим образом: внешние гондолы несут по одному двигателю, в внутренние гондолы – по два РД (Double Mamba), вращавших соосные винты противоположного вращения. Основные стойки шасси должны были убираться во внутренние моторные гондолы. Коммерческая скорость должна была составить 490 км/ч при нагрузке 12 тонн (максимальная масса 42 тонны).

проект Br 971 с шестью турбовинтовыми двигателями (документ компании Breguet)

проект Br 971 с шестью турбовинтовыми двигателями (документ компании Breguet)

Проект Breguet 972

Проект Breguet 972 должен был иметь силовую установку, состоявшую из четырех турбореактивных двигателей, и крыло большей площади, которое увеличено на 4 м² с целью компенсирования увеличения общей массы, которая выросла до 49 тонн.

Двигателями, прикрепленными к корневым частям крыла, должны были быть или изготовленные во Франции по лицензии Rolls-Royce Nene, либо Allison того же класса (тяга 5000 фунтов [2270 кгс]). Позднее было объявлено также об использовании двигателей Rolls-Royce Tay или SNECMA Atar.

Основные стойки шасси убирались в ниши между соплами, выходящими за заднюю кромку крыла.

Крейсерская скорость должна была превышать 700 км/ч при полезной нагрузке 11 тонн и дальности полета 2000 километров.

проект 972 с четырьмя турбореактивными двигателями (документ компании Breguet)

проект 972 с четырьмя турбореактивными двигателями (документ компании Breguet)

Несмотря на эту немного меньшую нагрузку, проведенные в компании Breguet расчеты рентабельности показали более низкие эксплуатационные расходы для этого второго проекта (благодаря значительному увеличению скорости).

Проект Breguet 973

Более мощным развитием Br 971, в котором силовая установка состояла не из шести, а из восьми турбовинтовых двигателей (четыре Double Mamba с мощностью по 2680 л.с.), был проект Br 973, который обладал такими же крылом и взлетной массой, что и проект Br 972. Самолет должен был развивать крейсерскую скорость 575 км/ч (коммерческая скорость 545 км/ч) и нести 15 тонн полезной нагрузки.

При разработке проекта упор делался на смешанную грузопассажирскую компоновку, позволяющую перевозить 100 пассажиров и 7 тонн грузов. Удельная нагрузка на крыло должна была составить 340 кг/м², а эксплуатационная экономия на тонно-километр была бы порядка 20% по сравнению с Br 971.

Проект Breguet 974

Проект Br 974 вероятно, был похож на проект Br 973, но должен был быть оснащен четырьмя ТВД Allison T 38, развивавших по 2700 л.с. каждая.

Работы по этим перспективным проектам пришлось прекратить из-за отсутствия поддержки со стороны государства, поскольку компания Breguet оказалась в очень тяжелом финансовом положении. Тем не менее, в конструкторском бюро компании были проведены работы еще над рядом проектов, поскольку новая серия проектов самолетов средней дальности, предложенная два года спустя, получила обозначение Br 978, а типовые обозначения с Br 975 по Br 977 больше не использовались.

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ (расчетные)

Br 971 Br 972 Br 973 Br 974
Размеры:
размах крыла 41,50 м 43,00 м 43,00 м 43,00 м
длина 32,80 м 32,80 м 32,80 м 32,80 м
площадь крыла 140 м2 144 м2 144 м2 144 м2
Масса:
полной нагрузкой 42000 кг 49000 кг 49000 кг –––
полезной нагрузки 12200 кг 11000 кг 15000 кг –––
Силовая установка:
тип двигателя Mamba Nene Mamba Allison T 38
мощность/тяга 6 × 1340 л.с. 4 × 2300 кгс 8 × 1340 л.с. 4 × 2700 кгс
общая мощность/общая тяга 8040 л.с. 9200 кгс 10720 л.с. 10800 кгс
Летные характеристики:
крейсерская скорость 525 км/ч 700 км/ч 575 км/ч –––
коммерческая дальность полета 2000 км 2000 км 2000 км –––
стоимость тонн/км (в ценах 1951 года) 24,30 франков 25,10 франков менее 20 франков –––

Примечание: это семейство проектов не следует путать ни с проектом Breguet Br 870, который представлял собой не что иное как «стратосферную» экстраполяцию проекта пассажирского самолета для трансатлантических перелетов Br 1011, ни с малоизвестным проектом легкого вертолета, который в 1948 году в течение некоторого времени носил обозначение Br 970, ни с пассажирским самолетом Breguet Br 470 Fulgur

ПРИЛОЖЕНИЕ

«Дакота» по-французски. Опытный пассажирский самолет Breguet 470 T12 «Fulgur». Франция

Проекты высотных пассажирских самолетов Breguet 870-871. Франция


[1] Название уже использовалось компанией Breguet для обозначения пассажирского самолета 1930-х годов (Bre 470).

источник: Jean CUNY et Pierre LEYVASTRE «LES AVIONS BREGUET (1940/1971)», стр.179-181

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account