Проекты истребителя P.W.S.36, истребителя-бомбардировщика P.W.S.37 и учебно-тренировочного самолета P.W.S.49. Польша
В конце тридцатых годов, когда управление авиации стало уделять особое внимание разработке и принятию на вооружение польских ВВС (Lotnictwo Wojskowe) оснащенным двигателями большой мощности перспективным истребителю и штурмовику, Августин Бобек-Зданевский (Augustyn Bobek-Zdaniewski) задумал создание однодвигательных одноместного и двухместного истребителей-бомбардировщиков на базе 1500-сильного двухрядного радиального мотора воздушного охлаждения Gnome-Rhône (серий 14N либо 14R), лицензионное производство которых планировал начать расположенный в Варшаве завод Avia. Машины должны были иметь смешанную конструкцию, аэродинамически очень чистое свободнонесущее крыло и убирающиеся основные стойки шасси, а их двигатели должны были быть заключены в разработанные Бобек-Зданевским капоты, обеспечивавшими минимальное сопротивление и эффективное управление охлаждением.
Проект одноместного истребителя получил обозначение P.W.S.36, а проект его двухместного варианта стал P.W.S.37. Вооружение P.W.S.36 должно было состоять из установленных в крыле четырех пулеметов и четырех 50-кг бомб. Проект P.W.S.37, который должен был сохранить базовую конструкцию и стрелковое вооружение, отличался, прежде всего, установкой второй кабины со стреляющим назад подвижным пулеметом и поворотным вертикальным оперением, которое могло быть опущено ниже фюзеляжа для обеспечения стрелку не имеющий ограничений сектор обстрела.
Также был предложен по существу аналогичный, но оснащавшийся менее мощным двигателем двухместный учебно-тренировочный самолёт для переучивания на две описанные выше модели. Этот самолет, разработанный примерно в то же время Бобек-Зданевским, самолет должен был быть оснащен 918-сильным девятицилиндровым наддувным радиальным двигателем воздушного охлаждения Pegasus XX. Учебно-тренировочный самолет, получивший обозначение P.W.S.49, должен был иметь в своей основе конструкцию P.W.S.37, но отличаться от предшественника фиксированными стойками шасси и обычным хвостовым оперением и вооружением, состоявшим из одного стреляющего вперед пулемета, фотокинопулемета и четырех 12-кг бомб. По словам конструктора расчетные пустой вес и вес с полной нагрузкой P.W.S.49 составляли 1600 кг и 2250 кг соответственно; расчетные максимальная скорость и практический потолок составляли 470 км/ч и 9500 метров соответственно.
В 1939 году все три проекта все еще находились на стадии разработки и с учетом прогрессивных изменений в оснащении завода P.W.S. было решено изменить конструкцию этих трех машин самолетов со смешанной на цельнометаллическую.
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ
Все три проекта должны были быть монопланами и оснащаться низкорасположенным свободнонесущим крылом, оснащенным отклоняющейся задней кромкой. Внутренние секции задней кромки должны были выступать в качестве взлетно-посадочных щитков, а внешние секции должны были действовать также как и элероны. Первоначально крыло планировали изготавливать из дерева.
В первоначальной версии фюзеляжи должны были иметь каркас из стальных сварных труб и обеспечивавших обтекание деревянных накладок. В качестве обшивки фюзеляжа планировалось использовать листы металла (в передней части) и полотно (в задней части).
У всех трех моделей кабины экипажа были полностью закрыты обтекаемыми фонарями. Для обеспечения посадки в кабину и высадки из нее часть фонаря должна была откидываться в сторону, для чего предусматривалась специальная кнопка.
Самолеты должны были иметь свободнонесущее хвостовое оперение. Основные и хвостовые стойки шасси истребителей-бомбардировщиков P.W.S.36 и P.W.S.37 должны были быть убирающимися, в то время как на учебно-тренировочном самолета P.W.S.49 также как и на истребителях P.Z.L. «P» должны были быть установлены основные стойки «типа ножницы» (https://alternathistory.ru/opytniy-istrebitel-perekhvatchik-pzl-p1-polsha).
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
|
P.W.S.36 |
P.W.S.37 |
P.W.S.49 |
Тип: |
истребитель |
истребитель-бомбардировщик |
учебно-тренировочный самолет |
Экипаж, чел.: |
1 |
2 |
2 |
Силовая установка: |
|
|
|
тип двигателя |
Gnome-Rhône 14N (или 14R) |
Gnome-Rhône 14N (или 14R) |
Pegasus XX |
мощность, л.с. |
1×1500 |
1×1500 |
1×918 |
общая мощность, л.с. |
1500 |
1500 |
918 |
Размеры: |
|
|
|
размах крыла, м |
9,75 |
9,75 |
9,75 |
длина, м |
8,5 |
8,5 |
8,25 |
высота, м |
2,2 |
2,2 |
2,2 |
площадь крыла, м² |
16 |
16 |
16 |
Вес: |
|
|
|
пустого, кг |
1650 |
1750 |
н/д |
с полной нагрузкой, кг |
2350 |
2570 |
н/д |
удельная нагрузка на крыло, кг/м² |
147 |
161 |
н/д |
удельная нагрузка на мощность, кг/л.с. |
1,6 |
1,7 |
н/д |
Летные характеристики: |
|
|
|
максимальная скорость, км/ч |
600 |
570 |
н/д |
минимальная скорость, км/ч |
140 |
150 |
н/д |
практический потолок, м |
10700 |
10300 |
н/д |
источник: JERZY B. CYNK «POLISH AIRCRAFT 1893-1939»