Проекты британских высотных истребителей-перехватчиков 1953-59 годов. Проект истребителя-перехватчика Fairey F.155
В компании Fairey внимательно изучили спецификацию F.155T и сделали выводы, что хотя технически оперативные требования удовлетворить полностью возможно, системы вооружения из-за новых оборудования и методов проектирования вряд ли будут полностью разработаны к 1962 году. Следовательно, в компании было решено разработать альтернативный более простой самолет, который имел бы характеристики, удовлетворяющие требованиям военных при возникновении угрозы войны, и в то же время при его создании должны были использоваться существующие методы проектирования и производства. На этот альтернативный простой самолет планировалось устанавливать существующее оборудование, вследствие этого, а также относительной легкости производства, данный самолет мог быть изготовлен до или в 1960 году. Решение изготавливать альтернативный самолет было дополнено гораздо более серьезным проектом, который полностью соответствовал спецификации и который должен был появиться значительно позднее.
Разработка Fairey Delta II
Fairey Delta II был, возможно, самым легким и простым самолетом из числа машин, имевших необходимые характеристики. Так как его конструкция была создана в соответствии с установившейся практикой, этот самолет можно было легко изготовить и использовать значительные фундаментальные знания, полученные от созданного по спецификации ER.103 экспериментального самолета Delta II. В качестве силовой установки было решено использовать два двигателя Gyron, оснащенных системой дожигания, а также по одному двигателю Spectre по каждому борту фюзеляжа, спроектированного в соответствии с правилом площадей. В своем проекте компания Fairey использовала свои разработки, примененные на практике на самолете Delta II: полностью дублированную систему бустерного управления, а также кабину пилотов и носовую часть самолета, отклоняемые вниз на взлете и посадке. Проектируемый истребитель-перехватчик должен был оснащаться радаром Ferranti AI.23 и нести на законцовках крыла две ракеты Blue Jay Mk.4. В компании Fairey считали, что данная система вооружения является наилучшей из доступных в 1960 году и имеет значительные резервы для модернизации. Скорости М = 2,5 этот самолет мог достигнуть на высоте 59000 футов (17983 м) только с использованием форсажа. В то же время согласно выпущенной компанией брошюре включение ракетных двигателей увеличивало высоту полета на этой скорости до 90000 футов (27432 м). Было высказано мнение, что прототип сможет выполнять полеты спустя 30 месяцев и еще одиннадцать машин – спустя еще 18 месяцев. После того как этот проект был отклонен, компания Fairey адаптировала его под установку под крылом двух ракет Red Hebe.
представленный компанией Fairey проект истребителя-перехватчика F.155T имел в своей основе экспериментальный самолет Delia II (10.55)
модель проекта истребителя-перехватчика Fairey F.155T с обрезанными концевыми частями дельтавидного крыла и с расположенными на законцовках ракетами воздух-воздух Red Top; на киль нанесен фиктивный серийный номер ZA435 (коллекция Питера Грина)
Всепогодный Fairey F.155
Второй заявленный компанией Fairey проект был намного крупнее и был способен как на значительное развитие в качестве системы вооружения, так и на удовлетворение любых возможных требований. В ходе предварительных исследований были рассмотрены варианты самолета с одно- и двухдвигательной силовыми установками и различной формой крыла в плане. По результатам исследований было определено, что наилучшим вариантом была двухдвигательная компоновка со вспомогательным ракетным двигателем. Дельтавидное крыло показало отличную маневренность на больших высотах, лучшие взлетно-посадочные характеристики и наименьший вес конструкции.
В конструкции крыла, киля и центральной части фюзеляжа должна была использоваться высокопрочная нержавеющая сталь похожая своими характеристиками на американскую 17.7PH. Данная сталь являлась предметом программы опытно-конструкторских работ компании Fairey по разработке больших вертолетных лопастей. В конструкции других частей самолета, для которых термостойкость имела большее значение, чем прочность и жесткость, должен был быть применен титан. Минимальные требуемые характеристики могли быть достигнуты с использованием конструкции из легких сплавов, при этом силовая установка могла обеспечивать большие их значения. Как следствие в разработке этого самолета компания Fairey выбрала материалы, которые бы в полной мере использовали его значительный потенциал.
схемы всепогодного истребителя Falrey «Delia III» с двумя ракетами Red Tops (10.55). Шарнир отклонения носовой части фюзеляжа находился непосредственно за кабиной
Установка двух реактивных двигателей вытекала из необходимости обеспечения самолету потенциала развития, в то время как ракетные двигатели обеспечивали наилучшие рабочие характеристики. Наиболее подходящей силовой установкой были сочтены два ТРД RB.122 и два РД Spectre Junior. Альтернативным вариантом силовой установки было использование небольших реактивных и крупных ракетных двигателей, но это давало лишь небольшое снижение веса при гораздо меньшей гибкости оперативного применения. На самом деле в компании Fairey считали, что большинство боевых задач можно было выполнить без применения ракетных двигателей; к тому же в дополнение к отказу от ракетных двигателей можно было увеличить дальность полета, заменив концентрированную перекись водорода большим объемом керосина. Данные брошюры в большей мере были основаны на применении двигателей RB.122, однако в конструкции самолета была предусмотрена полная взаимозаменяемость с двигателями Gyron, поскольку во время начального этапа проектирования он был, вероятно, единственным доступным подходящим двигателем. Согласно брошюре максимальная скорость горизонтального полёта на высоте 36000 футов (10973 м) с использованием форсажа должна была составлять М = 2,0 и должна была снизиться до М = 1,90 при установке ракет Blue Jay Mk.4 или до М = 1,57 при установке ракет Red Dean; практический потолок должен был составлять 70000 футов (21336 м).
Опускающийся нос в проекте был сохранен. По совету Королевского научно-исследовательского института радиолокации (Royal Radar establishment — RRE) (ныне научно-исследовательский институт дальней связи [Telecommunications Research Establishment — TRE]) и управления обеспечения оборудованием общего назначения (General Equipment Command — GEC) радиолокационная установка должна была базироваться на разработанном и облегченном радаре AI.18, хотя подробные сведения были еще недоступны. Что касается вооружения, то существовало множество вариантов, отличавшихся общим весом и комплексностью. Все это создавало трудности интеграции его в самолет, усугублявшиеся тем, что еще не дыло известно, когда это вооружение будет готово.
Поскольку ракеты Blue Jay должны были появиться раньше всех, то первый вариант вооружения ориентировался на них, однако в целях предосторожности и технического обеспечения была сделана возможность быстрого и простого переключения на ракеты Red Dean и обратно. Общий полётный вес не менялся, поскольку более тяжелое вооружение компенсировалось уменьшением запаса топлива. Это «убивало» заданное значение дальности. Так как ракета была слишком тяжелой и сложной, то компания Fairey запросила некоторого облегчения, пока не стало слишком поздно. Были исследованы различные позиции размещения ракет, прежде чем было установлено, что размещение под крылом представляет собой наилучший компромисс между сопротивлением, массой и полем зрения для РЛС ракет. В качестве перегрузки планировалось подвешивать четыре ракеты Blue Jay.
В компании Fairey по-прежнему считали, что опыт, накопленный при производстве Delta I и Delta II, может быть перенесен на этот самолет, что позволит сохранить много месяцев, которые могли быть потрачены на проектирование и разработку. Хотя использование легких сплавов обеспечивало успешное применение машины при минимальных значениях требуемых характеристик, выбранные аэродинамические параметры и параметры силовой установки могли обеспечить более высокие значения характеристик с возможностью дальнейшего развития.
Выбранные материалы обеспечивали значительный эксплуатационный потенциал этого самолета и, действительно, только с развитием двигателей на высоте 36000 футов (10973 м) скорость могла быть увеличена до М = 3,0 без возможного перепроектирования планера. Эти конструкционные ограничения были снижены возможностями имевшихся двигателей до скорости М = 2,27 с использованием форсажа и до М = 1,905 без него. С ракетами Blue Jay высота 91800 футов (27981 м) могла быть достигнута за 2,5 минуты с применением форсажа; высота 75000 футов (22860 м) могла быть достигнута с форсажем и без ракет за 1,5 минуты. Помимо высотного перехвата самолет также мог бы выполнять средне и низковысотный перехват, выполнение ударных и фоторазведывательных операций. Планировалось, что поставка первого самолета состоится спустя три года, а партии из 24 машин — спустя шесть лет.
рисунки летящего истребителя Fairey F.155T
схемы истребителя Fairey F.155T
технологическое членение истребителя Fairey F.155T
рисунок, иллюстрирующий установку двигателей в фюзеляж истребителя Fairey F.155T
схемы шасси истребителя Fairey F.155T
отделяемая капсула истребителя Fairey F.155T
компоновка истребителя Fairey F.155T
конструкция фюзеляжа истребителя Fairey F.155T
конструкция крыла истребителя Fairey F.155T
конструкция вертикального оперения истребителя Fairey F.155T
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
|
произ. Fairey «Delta II» |
Fairey «Delta III» |
Размеры: |
|
|
размах крыла, фт (м) |
37,6 (11,4) |
46,8 (14,2) |
длина, фт (м) |
56,25 (17,1) |
74,3 (22,6) |
площадь крыла, фт² (м²) |
600 (55,7) |
1100 (102) |
относительная толщина профиля крыла, % |
4 |
4 |
Вес: |
|
|
общий полетный, фнт (кг) |
13653 |
48000 (21772)* 50460 (22888)** |
Силовая установка: |
|
|
тип двигателей |
1×Gyron+2×Spectre |
2×RB.122+2×Spectre Junior |
Летные характеристики: |
|
|
максимальная скорость |
М = 2,5 |
М = 2,27 |
на высоте, фт (м) |
|
36000 (10973) |
Вооружение: |
2×Blue Jay Mk.4 |
2×Blue Jay Mk.4 или 2×Red Dean |
* — с ракетами Blue Jay
** — с ракетами Red Dean
источники: Tony Buttler «BRITISH SECRET PROJECTS JET FIGHTERS SINCE 1950»