Проекты британских штурмовиков времен Второй Мировой войны. Проекты штурмовиков Cunliffe-Owen и Armstrong Whitworth AW.49
В начале 1930-х годов в Великобритании предполагали, что наиболее вероятным противником в будущей войне будет Франция, и с учетом этого было разработано несколько боевых самолетов. Машинами, наиболее подвергшимися влиянию этой теории, были несколько бомбардировщиков новой конструкции, предназначенные для замены уже находившихся в эксплуатации типов, а именно: средние дневные бомбардировщики Handley Page Hampden и Vickers Wellington, первоначально разработанные для спецификации B.9/32 и поступившие на вооружение в значительно модифицированном виде, и легкий дневной бомбардировщик Fairey Battle, разработанный по спецификации P.27/32 и к началу войны в значительных количествах находившийся на вооружении Королевских ВВС. Дневные бомбардировщики считались одним из главных элементов ударной силы Великобритании против Франции и, как отмечал Колин Синнотт (Colin Sinnott), расстояние до Парижа было принято в качестве критерия для определения их боевого радиуса.
После начала войны некоторые британские силы, включая эскадрильи легких бомбардировщиков Battle, были отправлены во Францию, но после начала германского вторжения было обнаружено, что машины компании Fairey значительно уступают истребителям Luftwaffe и несут большие потери. Все это положило конец легким дневным бомбардировщикам как элементу британской мощи.
Однако в ходе войны появились новый тип самолетов, который заполнил оставленный легкими бомбардировщиками пробел, — на сцену вышла штурмовая авиация. Быстротечные битвы, в которых принимали участие танки и бронированные машины, требовали специализированных самолетов для борьбы с ними, и с точки зрения Королевских ВВС данная задача в значительной степени решалась вариантами истребителей компании Hawker: Hurricane, Typhoon и Tempest. Тем не менее, в 1942 и 1943 годах промышленностью были предприняты первые попытки создания самолетов-штурмовиков, которые будут описаны в этом цикле статей.
В начале Второй Мировой войны в Королевских ВВС не было доверия штурмовикам, считалось, что на поле боя самолетам не место и конкретные типы действий, касавшиеся ударов по наземным целям на поле боя и непосредственной поддержки войск выходили за пределы доктрин ВВС Британии. В действительности на вооружении стояло несколько типов самолетов взаимодействия с сухопутными силами, таких как Westland Lysander, но считалось, что боевые самолеты лучше использовать для затруднения действий противника. Вот поэтому Королевские ВВС использовали такие самолеты как Blenheim и Battle и не имело эквивалента немецким пикирующему бомбардировщику Junkers Ju 87 и многоцелевому самолету Junkers Ju 88. Руководство британской армии не могло мириться с таким положением дел и оказало значительное давление на Королевские ВВС с целью изменения мнения. В конечном итоге к моменту высадки в день «Д» Королевские ВВС перешли к непосредственной авиационной поддержке самолетами типа Typhoon. Ключем к выполеннию штурмовых атак было превосходство в воздухе, которое позволяло действовать над полем боя самолетам всех типов.
7 марта 1942 года был принят проект спецификации (которая так и не получила номера) на
«высокоманевренный одноместный низковысотный штурмовик для применения против сил противника на земле, против его самолетов, кораблей вторжения и судоходства».
Основной целью этого самолета должно было стать уничтожение танков и танкоподобных целей; он должен был заменить Hurricane Mk.IID (Mk.IID был вооружен двумя 40-мм пушками и действовал в качестве летающей «противотанковой пушки»). Машина была классифицирована как
«самолет непосредственной поддержки сухопутных войск»
Hurricane Mk.IID в полете (современный рисунок)
и должна была нести больше пушек, чем Hurricane и большего калибра. Альтернативными вариантами вооружения были:
- три 40-мм пушки;
- две 40-мм пушки и четыре 20-мм пушки;
- две 20-мм пушки и шесть пусковых установок неуправляемых реактивных снарядов (НУРС);
- две 20-мм пушки и одна 47-мм (3,5-фунтовая (1,6 кг)) пушка Vickers.
Также предусматривалась подвеска двух 500-фунтовых (227 кг) бомб. Максимальная скорость на высоте 3000 футов (914 м) должна была быть не менее 280 миль/ч (451 км/ч). Прекрасный обзор в передней полусфере был обязательным требованием. Этот новый тип самолета должен был быть запущен в серийное производство в январе 1944 года.
25 марта Р.Н. Липтрот (R N Liptrot) завершил исследования, выявившие три возможных типа самолетов, которые могли бы заполнить эти требования:
- двухбалочный самолет с одним двигателем Merlin 61 и толкающим винтом (максимальная скорость 195 миль/ч (314 км/ч), размах крыла 57 футов (17,4 м));
- двухбалочный самолет с одним двигателем Sabre III и толкающим винтом (максимальная скорость 223 миль/ч (359 км/ч), размах крыла 65 футов (19,8 м));
- самолет обычной схемы с двумя двигателями Merlin 61 (максимальная скорость 225 миль/ч (362 км/ч), размах крыла 70 футов (21,3 м)).
Так как это был «новый» тип самолета, то существовали различные аргументы в пользу того, мог ли он быть построен: должны ли Королевские ВВС продолжать использовать Hurricane с
«тяжелым вооружением»
или же, как отметил 26 апреля Уилфред Фримен (Wilfrid Freeman), самолет должен был быть спроектирован и построен одной из «малых» компаний, таких как General Aircraft or Westland. 15 августа 1942 года компаниям Airspeed, Armstrong Whitworth, Boulton & Paul и Phillips & Powis (Miles) было направлено письмо с изложением требований (компания Boulton & Paul задержала свой ответ из-за отсутствия информации о пусковых установках НУРС и 47-мм пушки, которая еще находилась в разрабтке). В это же время был предложен проект компании Cunliffe-Owen.
Проект штурмовика Cunliffe-Owen Attack Aircraft
В представленной 30 августа брошюре в общих чертах были показаны четыре версии этого самолета:
- вариант №1 нес тридцать 7,7-мм пулеметов, установленных фиксированно с углом снижения;
- вариант №2 нес девять 40-мм пушек — семь устанавливались фиксированно с углом снижения в профиле крыла и остальные две горизонтально в консолях крыла;
- вариант №3 нес три ряда по четыре пусковые установки НУРС;
- вариант №4 (для иллюстрации его многофункциональности) был пикирующим бомбардировщиком.
Важной особенностью вариантов №№1,2 было то, что пилот мог лететь над целью вместо пикирования на нее.
10 сентября Р.С. Сорли (R.S. Sorley) заявил, что данный проект имеет несколько недостатков с технической точки зрения и с точки зрения обзорности, но комбинация нагрузки в рамках общего полетного веса 18000 фунтов (8165 кг), в случае если она была возможна, была интересной. Пять дней спустя начальник управления технического развития Н.Э. Роу (N E Rowe) сообщил, что данный проект не подходит для атак наземных целей, поскольку установленные под углом пушки создают непреодолимые проблемы при обнаружении и выходят за технические ограничения. Помимо этого существовала сильная поддержка Hurricane Mk.IID, который более соответствовал роли низковысотного штурмовика, нежели девятипушечный проект с 68-футовым (20,7) размахом крыла. Об этом компания Cunliffe-Owen была проинформирована 18 сентября и ей было предложено переработать проект под последние обновленные требования на низковысотный штурмовик.
Три дня спустя компании Airspeed, Armstrong Whitworth, Boulton Paul, Cunliffe-Owen and Phillips & Powis (которая в октябре 1943 стала Miles Aircraft) были официально приглашены к участию в конкурсе. Компания Airspeed от участия отказалась.
Проект штурмовика Armstrong Whitworth AW.49
Во время первых лет войны главный конструктор Armstrong Whirworth Aviation (AWA) Джон «Джимми» Ллойд (John 'Jimmy' Lloyd) аэродинамическими профилями низкого сопротивления, и в 1942 году компания получила от управления научных разработок контракт на проектирование и постройку полномасштабного профиля крыла, который должен был использоваться для испытаний ламинарного потока в аэродинамической трубе национальной физической лаборатории. Решение AWA состояло в том, чтобы установить конструкцию в крыла относительно толстую внешнюю обшивку, что отличалось от обычной практики, когда обшивка крепилась каркасу крыла. Испытания завершились успехом, и когда появились требования к самолету-штурмовику, в компании AWA была серьезная уверенность в этом крыле. Ллойд рассматривал возможность установки крыла данного профиля на самолет, и выпущенная Министерством авиации спецификация давала ему возможность сделать это.
схемы Armstrong Whitworth AW.49 (11.9.42) (коллекция Рэя Уильямса (Ray Williams))
AW.49 был предоставлен на рассмотрение фактически спустя два дня после выпуска приглашения на участие в конкурсе. В проекте использовалась компоновка двухбалочного самолета с толкающим винтом, приводимым в движение двигателем Rolls-Royce Merlin X or Napier Sabre IV. Этим обеспечивался отличный обзор пилоту и от крыла удалялся турбулентный поток, что наблюдалось при использовании тянущего винта. На самолете могло быть применено как убирающееся, так и неубирающееся шасси (компания AWA предлагала первый вариант, поскольку неубирающееся шасси снижало максимальную скорость на 25 миль/ч (40 км/ч).
схема и модель для испытаний в аэродинамической трубе низковысотного ударного самолета Armstrong Whitworth AW.49 в варианте с неубирающимися шасси
В носу фюзеляжа должны были устанавливаться три 40-мм пушки, в корневых частях крыла — две 20-мм пушки; под крылом планоровалось подвешивать две 500-фунтовые (227 кг) бомбы. Альтернативные варианты вооружения представляли собой три 20-мм и две 40-мм пушки или пять 20-мм пушек.
Armstrong Whitworth AW.49 в полете (современный рисунок)
Максимальная дальность варианта с двигателем Sabre при внутреннем запасе топлива 175 галлонов (796 л) составляла 1010 миль (1625 км).
гипотетический вариант окраски Armstrong Whitworth AW.49
После отклонения проекта AW.49 компания AWA продолжила работы над ламинарными профилями и для максимального использования этого эффекта применила компоновку летающего крыла. Данные работы привели к созданию экспериментального самолета AW.52, поднявшегося в небо после войны, и к проектам реактивных бомбардировщиков AW.50 и AW.56.
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
|
Cunliffe Owen 'twin' |
AWA AW.49 |
AWA AW.49 |
Силовая установка: |
|
|
|
тип двигателя |
Merlin 32 |
Merlin X |
Sabre IV |
мощность, л.с. |
2×1645 |
1×1280 |
1×2500 |
общая мощность, л.с. |
3290 |
1280 |
2500 |
Размеры: |
|
|
|
размах крыла, фт дйм (м) |
62 0 (18,9) |
48 0(14,6) |
48 0(14,6) |
длина, фт дйм (м) |
н/д |
36 2 (11,0) |
36 2 (11,0) |
общая площадь крыла, фт² (м²) |
530 (49,3) |
325 (30,2) |
325 (30,2) |
Вес: |
|
|
|
максимальный, фунт (кг) |
16263 (7377) |
10316 (4679) |
12129 (5502) |
Летные характеристики: |
|
|
|
максимальная скорость, миль/ч (км/ч) |
315 (507) |
291 (468) |
355 (571) |
на высоте, фт (м) |
3000 (914) |
3000 (914) |
3000 (914) |
Вооружение: |
|
|
|
вариант 1 |
3×40 мм |
3×40 мм |
3×40 мм |
вариант 2 |
|
2×40 мм+3×20 мм |
2×40 мм+3×20 мм |
вариант 3 |
|
5×20 мм |
5×20 мм |
источник: TONY BUTTLER «BRITISH SECRET PROJECTS. FIGHTERS & BOMBERS 1935-1950»