Проекты больших летающих лодок Weserflug WFG 2136 и 2138. Германия
Данный материал был переведен уважаемым коллегой NF и немного доработан мной.
Автор опубликованной весной 1970 года брошюры (см. библиографию) о бременской компании VFW-Fokker GmbH доказал, что частые заявления o бременском авиастроительном обществе с ограниченной ответственностью «Везер» («Weser» Flugzeugbau Gesellschaft mit beschränkter Haftung – WFG) как компании, занимавшейся исключительно лицензионным производством, является ошибочным. На самом деле данная компания разработала значительное количество собственных проектов самолётов, o некоторых из которых мы кратко расскажем в данной статье.
В компании WFG ответственным за разработку проектов самолетов было подразделение Tae (Abteilung Tae), которое еще в 1939 году исследовало вопросы, касавшиеся себестоимости воздушных перевозок различных грузов. В ходе исследования было проведено сравнение себестоимости воздушных перевозок, выполнявшихся большими и малыми летающими лодками. В рамках данного исследования, как обычно в подобных случаях, сравнивались гидросамолёты 14 типов, созданных в разных странах мира и два проекта компании WFG – 2136 и 2138. Проект WFG 2137 между номерами 2136 и 2138 не был летающей лодкой. Это был скоростной сухопутный бомбардировщик, разработанный в 1939 году.
WFG 2136 представлял собой гидросамолёт дальнего радиуса действия, который был разработан по заказу Kriegsmarine. При длине фюзеляжа в 40 метров взлётный вес данной летающей лодки должен был быть равен 56 тонн. Размеры WFG 2136 примерно были равны размерам созданной двенадцатью годами ранее летающей лодки Dornier Do X. Сравнение летных характеристик этих самолётов позволяет наглядно увидеть прогресс в части разработки гидросамолётов достигнутый за 12 лет.
WFG 2136 должен был в зависимости от модификации иметь пять или шесть огневых точек, бомбы должны были размещаться в крыле, а сбрасываемые мины должны были размещаться в фюзеляже вблизи центра тяжести. При использовании самолёта данного типа в качестве постановщика мин предусматривалось, что летающая лодка должна была с как можно меньшим шумом приводняться ночью после длинного планирующего полета у портов противника и скрытно производить постановки минных заграждений, сбрасывая их с высокорасположенной хвостовой части фюзеляжа.
Осмотр фотографий моделей данного самолёта позволяет предположить, что в своём окончательном виде самолёт должен был выглядеть иначе. При испытаниях моделей в канале гамбургского испытательного центра DVL выяснилось, что хвостовая часть самолёта при определённых скоростях сильно забрызгивалась бы водой. Для устранения этого нежелательного явления необходимо было выполнить ряд доработок.
Кроме варианта WFG 2136, предназначенного для постановок минных заграждений, планировалось разработать вариант самолёта-разведчика.
По распоряжению Имперского министерства авиации (RLM) компания WFG должна была внести в первоначальный план по разработке данного проекта ряд изменений: более оптимальное размещение оборонительных огневых точек и размещение сбрасываемого вооружения на держателях под крылом.
Компания WFG произвела предписанную RLM переработку плана, включая и изменения предварительной сметы проекта. Стоимость первой машины должна была составлять 4395000 RM. Для разработки проекта и изготовления первого опытного образца в общей сложности потребовалось бы 2,5 года.
Восьмимоторная летающая лодка WFG 2138 при взлётном весе в 125 тонн должна была быть примерно в два раза тяжелее, чем WFG 2136. Максимальная скорость при почти вдвое большей мощности силовой установки должна быть равной примерно 445…450 км/ч. WFG 2138 должен был иметь возможность выполнять грузоперевозки через северную часть Атлантического океана, имея на борту большую по весу полезную нагрузку.
Подробное описание обоих проектов летающих лодок не сохранилось. Выполненные в масштабе 1/500 и сохранившиеся до сих пор эскизы позволяют хорошо рассмотреть внешний вид обоих самолетов.
Для обоих проектов летающих лодок фирмы WFG было решено использовать опробованное на гидросамолёте We271 крыло, которое представляло собой улучшенный вариант несущих плоскостей ранее разработанных фирмой Rohrbach. Более подробной информации, касающейся данных крыльев, не сохранилось, но опытные несущие плоскости, которые планировалось использовать на We 2136 и 2138, по своей форме были сильно схожи с ранее разработанными несущими плоскостями компании Rohrbach.
В коротком докладе Tae под номером 36 сообщается об еще одной летающей лодке этой же компании. Экономическая скорость полёта данной лодки должна была составлять 320 км/ч. Удельный расход топлива для дизельных двигателей силовой установки данной лодки должен был составлять 175 гр/л.с.×ч. В таблице указано, какую полезную нагрузку и на какие расстояния можно было бы перевозить при увеличении размеров лодки. Еще одним практическим преимуществом летающих лодок с взлётным весом более 50-ти тонн была их возможность взлетать и садиться на водную поверхность при волнении в 4-5 баллов, имея при этом удельную нагрузку на мощность порядка 6-7 кг/л.с., и маневрировать на поверхности моря при волнении в 5-6 баллов.
Несмотря на то, что оба проекта фирмы WFG имели хорошие расчетные характеристики реализовать их на практике не представилось возможным.
Летно-технические характеристики проектов We 2136, We 2138 и Dornier Do X
| We2136 | Do X | We 2138 |
Дата разработки проекта | 1940 год | 1928 год | 1940 год |
Назначение | военное | гражданское | военное |
Взлётный вес, т | 56 | 51,5 | 125,0 |
Площадь крыла, м² | 342 | 468 | 556 |
Удельная нагрузка на крыло, кг/ м² | 164 | 110 | 225 |
Размах крыла, м | 55,5 | 48 | 70 |
Количество двигателей | 6 | 12 | 8 |
Суммарная взлётная мощность силовой установки, л.с. | 9000 | 6000 | 17600 |
Удельная нагрузка на мощность, кг/л.с. | 6,2 | 8,6 | 7,1 |
Максимальная скорость, км/ч | 380 | 240 | 448 |
Данные проектов компании WFG являются расчетными, данные Do X взяты из «Luftwacht», апрель 1929 года, стр. 169.
В кратком докладе Tae в качестве сравнения содержались данные летающих лодок следующих типов:
- Do 18 (1935);
- Do 24 (1936);
- Ha 138 (1938;
- Do 26 (1937);
- Le OH 47 (1937);
- Rohrbach Romar (1928);
- Sikorsky S42B (1934);
- Short Sunderland (1938);
- Boeing Clipper (1937);
- Glenn Martin 157 F (1937);
- Potez 161 (проект);
- Latecoere 631 (проект);
- SE 200 (в процессе производства).
Проект большой летающей лодки We 2136 (вариант самолёта-разведчика)
a) Распределение массы по основным группам
планер | 20526 кг |
силовая установка | 10788 кг |
оборудование | 3392 кг |
бортовое вооружение | 1001 кг |
экипаж | 960 кг |
топливо | 15200 кг |
расходные материалы | 3175 кг |
| 55042 кг |
Во время выполнения строительных работ расчетный взлётный вес может увеличиться примерно на 2 % и окончательно составить 56 тонн.
b) Подробное распределение массы
Часть самолета | Вес |
1 Планер |
|
Крыло (328 м²) | 9000 кг |
Фюзеляж | 8200 кг |
Хвостовое оперение | 830 кг |
Система управления | 650 кг |
Элементы крепления силовой установки | 1136 кг |
Стойки и растяжки поплавков | 610 кг |
| 20526 кг |
2 Силовая установка |
|
Шесть двигателей Jumo-208 | 5880 кг |
Оборудование для обслуживания двигателей | 168 кг |
Системы выхлопа силовых установок, шахты для забора воздуха и вентиляции | 131 кг |
Система запуска двигателей | 170 кг |
Трубопроводы топливной системы | 258 кг |
Трубопроводы маслосистемы | 135 кг |
Система охлаждения двигателей с охлаждающей жидкостью | 1162 кг |
Шесть винтов изменяемого шага фирмы VDM диаметром 3,60 м | 1140 кг |
Топливные, масляные и пр. баки | 1644 кг |
Жидкости в трубопроводах | 100 кг |
| 10788 кг |
3 Оборудование |
|
Приборы для контроля за параметрами полёта и навигационные приборы | 73 кг |
Оборудование, обеспечивающее работу силовой установки с проводкой и элементами крепления | 515 кг |
Система внутренней связи между членами экипажа, включая телефоны | 54 кг |
Спасательное оборудование и парашюты | 250 кг |
Приборы и оборудование для обеспечения безопасности полётов, включая систему для подачи воздуха членам экипажа на больших высотах (6 ручных огнетушителей, 60 баллонов со сжатым воздухом, 12 точек подачи воздуха для членов экипажа) | 254 кг |
Крупногабаритное морское оборудование | 230 кг |
Бортовые приборы, насос, дистиллятор, противообледенительная система (160 кг) | 428 кг |
Прибор для контроля за курсом производства компании Siemens | 80 кг |
Радиостанция FuG X и пеленгатор G V | 162 кг |
Кинокамеры | 69 кг |
Электрическая система освещения и распределительная система | 200 кг |
Элементы крепления оборудования, электропроводка и силовые шкафы | 730 кг |
Изоляция отсеков, включая радиорубку | 200 кг |
Вспомогательное оборудование отсеков для размещения экипажа | 147 кг |
| 3392 кг |
4 Вооружение |
|
Один установленный на корме фюзеляжа двухорудийный лафет | 156 кг |
Три шарообразных лафета (Kugellafetten) | 105 кг |
Одна выдвигающаяся башенка в середине фюзеляжа | 290 кг |
Одна выдвигающаяся башенка в передней части фюзеляжа | 450 кг |
| 1001 кг |
5 Экипаж |
|
12 человек × 80 кг | 960 кг |
|
|
6 Горюче-смазочные материалы |
|
Топливо | 14300 кг |
Масло | 900 кг |
| 15200 кг |
7 Расходные материалы |
|
Бомбовая нагрузка (20 × 50 кг) | 1000 кг |
Боекомплект пулеметов | 1950 кг |
Боекомплект для средств сигнализации | 75 кг |
Продукты и питьевая вода | 150 кг |
| 3175 кг |
Итого | 55042 кг |
Рис.1 Weserflug WFG 2136. Проект большой летающей лодки для Kriegsmarine. Велась параллельная разработка двух вариантов данного самолёта для действия на большом удалении от мест базирования: постановщик минных заграждений и разведчик. Масштаб примерно 1/500
Рис.2 Выполненные в одном и том же масштабе схемы WFG 2136 и весившей немногим меньше летающей лодки Dornier Do X. Проекты разрабатывались с разницей по времени примерно в 10 лет
Рис.3 Модель размещения оборудование проекта WFG 2136 в варианте постановщика минных заграждений для Kriegsmarine. Мины размещались в верхней части фюзеляжа, топливо в нижней его части и при нахождении самолёта на водной поверхности располагалась ниже уровня воды. Стрелковое вооружение должно было размещаться в одной носовой оборонительной огневой точке в четырех кормовых
Рис.4 Летающая лодка WFG 2138 должна была иметь взлётный вес почти в два раза превышающий взлётный вес WFG 2136. Сначала эту летающую лодку разрабатывали для Kriegsmarine, затем решили переработать проект для осуществления трансатлантических перелётов
Рис.5 Как утверждалось для выяснения вопроса, касающегося использования на самолёте We 271 новых несущих плоскостей, разработанных фирмой Rohrbach, было использованы несущие плоскости имевшие эллиптические законцовки, которые по заказу RLM изготовили для проведения испытаний совместно с несущими плоскостями с законцовками прямоугольной формы. Внешняя секция крыла (вверху) своей формой напоминает крыло He 70 Blitz и Spitfire. Возможно, крылья He 70 Blitz и Spitfire проектировались на основе ранее разработанных для We 271
Рис.6 Вид сбоку и сзади модели фюзеляжа We 2136. Корма фюзеляжа обработана пластилином. Вариант «C» (снизу) в ходе произведённых 21-23 августа 1939 года в Брауншвейге (Braunschweig) испытаний показал себя наиболее удачным
Рис.7 Вид с разных сторон и поперечные сечения по шпангоутам модели We 2136, испытывавшейся 8 января 1940 года в Гамбурге в аэродинамической трубе. Модель выполнена в масштабе 1:15. Указанные на чертеже размеры действительны для проeкта самолёта
Рис.8 После испытаний моделей различных размеров в двух аэродинамических трубах выявились значительные различия в полученных результатах. Меньшая модель, выполненная в масштабе 1:50, 15 июня 1940 года еще раз проходила испытания в трубе LFA. Вид фюзеляжа сбоку и сзади
Источники:
1) Herb, Dr.-Ing. Hellmut, Tae-Kurzbericht Nr. 36 der „Weser" Flugzeugbau Gesellschaft mit beschränkter Haftung, Bremen, vom 16. 6.1939 „Zusammenstellung von Angaben über große Flugboote"
2) Großflugboot-Projekt We 2136, Gewichtsaufstellung 1939 (Dr.-Ing. H. Herb)
3) Göthert, R., Luftfahrtforschungsanstalt Hermann Göring, Braunschweig, „Widerstandsmessungen an einem Flugbootrumpfmodell Projekt 2136", 25. August 1939
4) Schwarz, G., Institut für Seeflugwesen der Deutschen Versuchsanstalt für Luftfahrt E.V., Hamburg, vom 8.1. 1940, „Untersuchung des Schwimmwerks für das WFG-Pro-jekt 2136, Modell 87"
5) Göthert, R., Luftfahrtforschungsanstalt Hermann Göring, Braunschweig, „Widerstandsmessungen an einem Flugbootmodell (WFG 2136)", 15. Juni 1940
6) VFW-Fokker Flugzeug-Monografie Nr. 4 „Flugboot-Amphibium WESERFLUG We 271 V1 D-ORBE".
источник: «Großflugboot-Projekte, Weserflug WFG 2136 und 2138» LUFTFAHRT international 21