Проект высотного скоростного бомбардировщика Miles M.39 Libellula. Великобритания
В начале 1942 года конструктор компании Miles Aircraft Дон Браун (Don L. Brown) в отчете Королевского авиационного НИИ (Royal Aircraft Establishment – RAE) обнаружил, что существуют требования спецификации B.11/41 на высотный высокоскоростной легкобронированный бомбардировщик. Согласно данной спецификации Королевским ВВС требовался бомбардировщик, способный нести 4000 фунтов (1814 кг) бомб на высоте 30 000 футов (9144 м) на дальность 1500 миль (2414 км).
Компанией Hawker Aircraft уже был представлен проект P.1005, в основе которого лежало использование двух усовершенствованных поршневых двигателей Napier Sabre NS8SM либо двух реактивных двигателей Power Jets. Одновременно у Королевского авиационного НИИ появилась возможность изучить компоновку с размещением в задней части самолета двух новых секретных турбореактивных двигателей, разработанных в RAE командой под руководством Хейна Константа (Hayne Constant) [1] и затем изготовленных компанией Metropolitan Vickers. Два прототипа P.1005 были заказаны в 1941 году, но 3 июля 1942 года данный контракт был аннулирован.
Конструктору Дону Брауну, увлеченному энтузиазмом Джорджа Майлза относительно компоновки с тандемным расположением крыльев Libellula, казалось, что она имела неоспоримые преимущества не только для палубного самолета-истребителя, но и для бомбардировщика из-за увеличенного диапазона изменения положения центра тяжести и уменьшения площади возможного поражения. Идея спроектировать высотный самолет была привлекательной, поскольку в небольшом, но сплоченном и дружном коллективе Дон Браун всегда был энтузиастом тонких крыльев с высоким относительным удлинением, в то время как Джордж Майлз и его старший брат Фредерик Джордж Майлз склонялись в пользу толстых крыльев с небольшим относительным удлинением из-за их несомненных конструктивных преимуществ.
В свете данных, полученных позднее при испытаниях экспериментального самолета M.35, было необходимо пересмотреть соотношение площадей переднего и заднего крыльев. У M.39 Libellula это соотношение было снижено с 1:2 (у M.35) до 1:3. Кроме того, Дон Браун считал, что переднее крыло должно быть низкорасположенным, а заднее – высокорасположенным и установленным таким образом, чтобы исключить влияние эффекта сноса потока. В результате подобных переделок компоновка самолета стала сильно отличаться от компоновки M.35 и обеспечила достаточный клиренс для размещения в заднем крыле двигателей с винтами.
Здесь следует добавить, что конечный вариант силовой установки M.39 должен был состоять из трех реактивных двигателей, разработанных Фрэнком Уиттлом и его компанией Power Jets Limited. Но поскольку данные двигатели еще не были доведены и не имелись в наличии, была предусмотрена установка двух новейших высотных моторов Rolls-Royce Merlin 60 или так и не запущенных в серийное производство высотных двигателей Bristol Hercules VIII. Когда реактивные двигатели стали доступными, они могли заменить поршневые двигатели – еще одно преимущество компоновки Libellula, так как подобная компоновка не была возможна на самолете традиционной компоновки. Окружавшая реактивные двигатели секретность была настолько эффективной, что в то время в компании Miles (в том числе и Дон Браун) и в Министерстве авиационной промышленности ничего не знали об их существовании.
Самолет должен был иметь цельнометаллическую конструкцию с размещенным в герметичной кабине экипажем из трех человек. Вооружение должно было состоять из двух 20-мм пушек Hispano-Suiza, размещенных в корневых частях переднего крыла. Шасси должно было быть трехстоечным и иметь носовую стойку. Бомбоотсек располагался в средней части фюзеляжа и был достаточно широк, чтобы при желании вместить две 18″ (457 мм) торпеды. В конструкции самолета было применено крыло с большим удлинением, имевшее по тем временам высокую удельную нагрузку. Переднее крыло на своей задней кромке несло рули высоты, расположенные ближе к корневым частям крыла, и закрылки, расположенные ближе к законцовкам. На задней кромке заднего крыла были расположены элероны и закрылки; на его законцовках размещались шайбы с килями и рулями направления. Также на заднем крыле должны были размещаться два двигателя с тянущими винтами. В июле 1942 года проект был представлен Министерству авиационной промышленности и одновременно с этим были начаты исследования в аэродинамической трубе. Кроме того, предложение компании предусматривало создание летающей модели в масштабе 5:8.
M.39 никогда не был заказан, равно как и проекты Hawker и RAE. Возможной причиной этого было серийное производство бомбардировщиков de Havilland Mosquito, которые считались способными выполнять требования спецификации B.11/41. Тем не менее, Джордж Майлз решил продолжить работы над масштабной летающей моделью, получившей обозначение M.39B. Летные испытания модели показали, что характеристики бомбардировщика могли быть существенно улучшены. В январе 1944 года проект был повторно представлен Министерству авиационной промышленности, но также безрезультатно.
Между тем в компании Miles Aircraft решили получить патент на компоновку с тандемным расположением крыльев, и Джордж Майлз вместе с Доном Брауном провели множество часов в расположенном на улице Ченсери-Лейн (Chancery Lane) [2] Патентном бюро. В этом бюро Майлзу и Брауну пришлось тесно сотрудничать с работниками агентства, которые гораздо лучше понимали юридическую фразеологию и жаргон, чем технические тонкости конструкции, которую им предстояло описать.
К нашему разочарованию из проектов с компоновкой Libellula ничего не вышло, но со временем появились ракеты «воздух-земля» Avro Blue Steel и истребители Saab Viggen, которые были оснащены тандемными крыльями. Также следует сказать, что британские и американские научные организации исследовали различные компоновки будущего сверхзвукового самолета и, казалось, пришли к выводу, что тандемное расположение крыльев может быть принято. Вследствие этого в 1956 году Джордж Майлз и Дон Браун решили продлить первоначальные патенты Джорджа (№563467 от 1942 года и №578978 от 1944 года), чтобы потенциальные заявки попали бы под действие патента. Также Майлзом и Брауном был получен совместный патент № 844614.
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Тип: Miles M.39 Libellula
Назначение: высотный скоростной бомбардировщик
Статус: проект
Экипаж: 3 человека
Силовая установка (варианты):
• два поршневых двигателя Rolls-Royce Merlin 60
• два поршневых двигателя Bristol Hercules VIII
• три турбореактивных двигателя Power Jets W.2/500
Размеры:
размах переднего крыла 39 фт 3 дйм (11,96 м)
размах заднего крыла 55 фт 0 дйм (16,76 м)
длина 35 фт 9 дйм (10,90 м)
площадь переднего крыла 139 фт² (12,91 м²)
площадь заднего крыла 417 фт² (38,74 м²)
относительное удлинение переднего крыла 11,1
относительное удлинение заднего крыла 7,25
профиль крыльев NACA 66
относительная толщина переднего крыла у законцовок 0,15
относительная толщина переднего крыла у корневых частей 0,175
относительная толщина заднего крыла у законцовок 0,15
относительная толщина заднего крыла у корневых частей 0,20
Вес:
пустого 12 875 фнт (5840 кг)
топлива (585 галлонов [2659 л]) 4210 фнт (1910 кг)
масла (90 галлонов [409 л]) 810 фнт (367 кг)
экипажа 600 фнт (272 кг)
военного оборудования 1255 фнт (569 кг)
бомб 7000 фнт (3175 кг)
общий полетный 26 750 фнт (12 134 кг)
Летные характеристики:
крейсерская скорость с поршневыми двигателями на высоте 31 000 футов (9449 м) 350 миль/ч (563 км/ч)
крейсерская скорость с ТРД на высоте 36 000 футов (10 973 м) 500 миль/ч (805 км/ч)
дальность полета 1600 миль (2574 км)
[1] позднее стал главой Национального газотурбинного института (National Gas Turbine Establishment)
[2] улица в центральной части Лондона, на которой расположены несколько судебных учреждений и адвокатских контор
источник: DON L. BROWN «Miles Aircraft since 1925», стр.236-238