Проект универсального самолёт СВВП JVX. США
Как я уже упоминал, существует две версии, почему флотская программа Type A по созданию универсального дозвукового самолёт поддержки укороченного взлёта и посадки была закрыта в 1981 году. Первый и официальный вариант — из-за того, что ни один из представленных проектов не может быть реализован в разумные сроки. Второй, так сказать конспирологический — программа Type A была закрыта в пользу ещё более универсальной и единой программы Joint Services Advanced Vertical Lift Aircraft или JVX. Люди в теме уже поняли, что это за машинка, остальным проясню. Программа JVX предполагала создание универсального самолёта вертикального взлёта и посадки для всех четырёх родов войск США и должна была заменить около 20 видов вертолётов и самолётов, от армейских «Чинуков» до флотских противолодочных самолётов S-3. Старт этой программе был дан в 1980 году изначально совместно армейцами и морской пехотой, а в 1981 году в дело вступили ВВС и флот. JVX на флоте должна была заменить почти все те же машины, что и Type A, кроме самолёта ДРЛО. Отличительная особенность программы, что её требования были не то что заточены, но по сути составлены с помощью представителей одной фирмы, имевшей ввиду один свой конкретный проект. Как, думаю, уже многие догадались, это Bell со своим будущим конвертопланом V-22 Osprey.
Конечно всё это не более чем домыслы и вероятнее всего флот пошёл в JVX как раз по причине краха Type A, но есть один интересный момент. Фирма Bell принимала участие в программе Type A конечно же с проектом конвертоплана. Это был высокоплан с двумя поворотными гондолами на концах крыла с турбовальными двигателями, оснащёнными синхронизированными винтами большего диаметра с тремя трапециевидными лопастями у каждого. Думаю, понятно, что предложение Bell основывалось на их проекте XV-15, который заодно является и прямыми предком V-22. У первого предложения Bell (рисунок 1) было даже типичное для семейства двухкилевое хвостовое оперение, но позже его заменили на V-образное оперение, имевшее меньшее размеры и меньшее сопротивление воздуху в полёте.
Всего Bell представило на программу Type A два проекта, максимально унифицированных друг с другом. Bell D324 (рисунок 2) должен был выполнять роль самолёта ДРЛО (используя обычный для программы конформный радар) и противолодочного самолёта. Bell D323 (рисунок 3) был чуть больше и выполнял роль палубного транспортного самолёта, заправщика и штурмового транспорта для морской пехоты. По своим предполагаемым ЛТХ оба варианта были медленнее требуемого для Туре А (640 километров в час против необходимого минимума в 700 километров в час) и меньшую максимальную дальность пустого без дозаправки (4600 километров против требуемых минимум 5000). Считается именно поэтому Bell покинула программу Туре А ещё в 1978 году и сосредоточила своё внимание на доведении до ума XV-15 и продвижении своих конвертопланов армии, морской пехоте и на флот.
Сказать точно, была ли фирма Bell губителем программы Type A нельзя, хотя JVX очень многое почерпнул из опыта Bell с Туре А (для равнения предлагаю один из ранних вариантов JVX, рисунок 4, есть много отличий но и общего немало). Скорее всего нет, всё же проблем у неё было ну очень уж много. Но с другой стороны и единый конвертоплан для всех родов войск, это слишком манящая идея. Пусть он дорог, но цену будут делить на четыре. А потом и цену обслуживания. В какой раз военные и тем более политики погнались за красивой идеей абсолютно унификации, и в какой раз из неё слишком многое не вышло. Так что с большой вероятностью можно предположить, что даже если бы дела у программы Type A шли куда лучше, чем в реальности, она всё равно бы проиграла по привлекательности JVX.
источник: https://www.facebook.com/yukuzhelev/posts/3749544615165169