Проект тяжелого дальнего бомбардировщика Focke-Wulf Ta 400
Предисловие редакции: Немецкие авиастроители неоднократно предпринимали попытки создать тяжелый дальний бомбардировщик. Одной из самых многообещающих разработок был спроектированный в 1942 году шестимоторный Focke-Wulf Ta 400. О проекте тяжелого дальнего бомбардировщика рассказывает Герберт Ринглштеттер.
Содержание:
Предыстория
С 1942 года в боевых частях немецких ВВС действовали четырехмоторные (две спарки двигателей) дальние бомбардировщики Heinkel He 177. Однако эти машины страдали от многочисленных детских болезней. В частности, серьезные проблемы постоянно создавала силовая установка. В 1942 году Имперское министерство авиации (Reichsluftfahrtministerium – RLM) поручило компании Focke-Wulf разработать и построить бомбардировщик дальнего радиуса действия, который всё ещё был необходим в изменившейся обстановке военного времени. С бомбовой нагрузкой 10000 килограммов дальность полета новой модели должна составить 4800 километров.
В дополнение к классической роли бомбардировщика будущий круг задач Та 400 также включал выполнение дальней разведки, для чего самолет должен был получить рядные фотокамеры (Reihenbildgeräte). Особой зоной действия создаваемого самолета должны были стать обширное воздушное пространство над Атлантикой, где Ta 400 должен был координировать операции подводных лодок и наносить удары по кораблям противника с помощью управляемых авиабомб Henschel Hs 293 и 294 или Fritz X. Одним из самых смелых планов использования тяжелых бомбардировщиков было нанесение ударов по городам на восточном побережье США, в первую очередь Нью-Йорк. Удары по американским городам Ta 400 должны были проводить совместно с Me 264.
До восьми двигателей
Несмотря на то, что дальний бомбардировщик Me 264 компании Messerschmitt уже находился на достаточно продвинутой стадии разработки, ответственные лица RLM хотели обезопасить себя вторым типом. Желание руководства RLM легко понять, если знать, что в тот момент компания Messerschmitt находилась в кризисе вследствие неудач программы Me 210.
Главный конструктор компании Focke-Wulf Курт Танк спроектировал высокоплан с носовой стойкой шасси и двухкилевым хвостовым оперением. Мощность самолету должна была обеспечивать силовая установка, состоявшая из шести поршневых двигателей. Выбор конструкторов компании пал на двухрядные радиальные двигатели BMW 801 D со взлетной мощностью 1700 л.с..
В качестве альтернативы рассматривалось использование 12-цилиндровых рядных двигателей жидкостного охлаждения Daimler-Benz DB-603 примерно такой же мощности. Для питания силовой установки инженеры компании разместили в конструкции самолета 32 топливных бака общей емкостью 27000 литров. По 12 баков находились в консолях крыла. А остальные восемь в фюзеляже. Позже появился еще один вариант силовой установки, в котором под внешними поршневыми двигателями были установлены дополнительные турбореактивные двигатели Jumo 004 или BMW 003.
Для экипажа, состоявшего из девяти человек, были спроектированы две герметичные кабины. Группа стрелков, которые должны были вести огонь из дистанционно-управляемых турелей, размещались в центральной части фюзеляжа за бомбоотсеком. Для защиты бомбардировщика от истребителей использовались пять дистанционно-управляемых турелей. В самой передней оконечности фюзеляжа под остеклением находилась оборонительная установка «A» с двумя 13-мм пулеметами MG 131. На верхней части фюзеляжа перед крылом и позади крыла находились поворотные турели (оборонительные установки «B» и «B1»), каждая из которых была оснащена двумя 20-мм пушками MG-151/20. В задней оконечности фюзеляжа находилась оборонительная установка с установленными на лафет четырьмя пулеметами MG 131 делала для истребителя атаку Ta 400 сзади чрезвычайно опасной. Замыкала плотный пояс обороны от истребителей оборонительная установка «C», расположенная в нижней части фюзеляжа и оснащенная двумя пушками MG 151/20.
Расчетная скорость Ta 400 с поршневыми двигателями составляла 535 км/ч. С дополнительными реактивными двигателями скорость возрастала примерно до 720 км/ч.
Французские технические специалисты
В 1943 году конструктивная реализация проекта была поручена французской компании Groupe Technique de Chatillon (в 1950-х годах поглощена Nord Aviation), подконтрольная компании Focke-Wulf. Ранее эта группа из трехсот квалифицированных технических специалистов завершила разработку дальнемагистрального авиалайнера Fw 300, и результат их работы был очень высоко отмечен Куртом Танком.
Несмотря на то, что Курт Танк смог убедить руководство RLM в ожидаемых высоких летных характеристиках шестимоторного Ta 400 и что машина компании Focke-Wulf была предпочтительнее Me 264, контракт на изготовление прототипа заключен не был. В середине октября 1943 года руководство RLM выбрало самолет компании Messerschmitt. Производство четырехмоторного Me 264 требовало меньше рабочей силы и материалов, что на данном этапе войны становилось все более важным фактором. Кроме того, прототип Me 264 уже проходил летные испытания, в то время как появление Ta 400 ожидалось не ранее 1946 года.
В заключение следует сказать, что примерно в это же время в полетах над Атлантикой боевые задачи выполнял четырехмоторный Ju 290 компании Junkers Flugzeug- und Motorenwerke (Junkers). Однако в июне 1944 года их производство было прекращено после изготовления примерно 50 экземпляров. С весны 1942 года в компании Junkers работали над шестимоторным Ju 390, который представлял собой увеличенный вариант Ju 290. Именно шестимоторный Ju 390 должен был использоваться в качестве дальнего бомбардировщика и самолета-разведчика. Впрочем, и Ju 390 не пошел в серийное производство – Германия отступала по всем фронтам, и в RLM абсолютным приоритетом были истребители.
Возможные варианты боевой нагрузки тяжелого дальнего бомбардировщика Ta 400
Количество | Тип | Масса |
В фюзеляжном бомбоотсеке | ||
4 | бомба SC 2500 | 10000 кг |
4 | бомба SC 1800 | 7200 кг |
4 | бомба SC 1000 | 4000 кг |
2 | мина LMF | 4400 кг |
2 | управляемая бомба Fritz X | 3100 кг |
9 | бомба SD 1000 | 9000 кг |
12 | бомба SD 500 E | 6000 кг |
Подвеска под фюзеляжем | ||
1 | Hs 293* | 1952 кг |
2 | Hs 294* | 2200 кг |
Подвеска под моторными гондолами | ||
2 | бомба SC 2500 | 5000 кг |
2 | бомба SC 1800 | 3600 кг |
2 | бомба SC 1000 | 2000 кг |
2 | бомба SD 1000 | 2000 кг |
2 | мина LMF | 4400 кг |
2 | управляемая бомба Hs 293 | 1952 кг |
2 | управляемая бомба Hs 294 | 4400 кг |
1 | управляемая бомба Fritz X | 3100 кг |
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Тип: | Ta 400 (расчетные) | Ju 290 A-5 | Ju 290 A-8 (расчетные) | Ju 390 A-1 (расчетные) | Me 264 H-3 (расчетные) | B-29 |
Назначение: | тяжелый дальний бомбардировщик и самолет-разведчик | дальний разведчик | тяжелый дальний бомбардировщик | дальний разведчик | тяжелый дальний бомбардировщик | тяжелый дальний бомбардировщик |
Год изготовления (проектирования): | 1942-43 (расчетные) | 1943 | 1944 (geplant) | 1944 (geplant) | 1944 (geplant) | 1944 |
Экипаж: | 8-9 человек | 9 человек | нет данных | 12 человек | 7 человек | более 10 человек |
Силовая установка: | ||||||
тип двигателя | BMW 801 D (+2 ТРД Jumo 004) | BMW 801 D | BMW 801 D | BMW 801 E | DB 603 | Wright R-3350-23/23A |
количество цилиндров | 14 | 14 | 14 | 14 | 12 | 18 |
компоновка двигателя | радиальный | радиальный | радиальный | радиальный | рядный | радиальный |
взлетная мощность | 6×1730 л.с. | 4×1730 л.с. | 4×1730 л.с. | 6×1970 л.с. | 4×1750 л.с. | 4×2200 л.с. |
общая взлетная мощность | 10380 л.с. | 6920 л.с. | 6920 л.с. | 11820 л.с. | 7000 л.с. | 8800 л.с. |
постоянная мощность | 6×1520 л.с. | 4×1520 л.с. | 4×1520 л.с. | нет данных | 4×1580 л.с. | нет данных |
общая постоянная мощность | 9120 л.с. | 6080 л.с. | 6080 л.с. | нет данных | 6320 л.с. | нет данных |
Размеры: | ||||||
размах крыла | 45,80 м | 42,00 м | 42,00 м | 50,32 м | 43,10 м | 43,06 м |
длина | 28,70 м | 28,50 м | 28,50 м | 33,40 м | 20,55 м | 30,18 м |
высота | 6,58 м | 6,90 м | 6,90 м | 6,90 м | нет данных | 8,45 м |
площадь крыла | 188,50 м² | 203,60 м² | 203,60 м² | 253,60 м² | 125,00 м² | 161,30 м² |
Масса: | ||||||
собственная | нет данных | нет данных | нет данных | нет данных | 18090 кг | 33800 кг |
пустого | 33860 кг | 24085 кг | 26840 кг | 38330 кг | нет данных | нет данных |
стартовая максимальная | 60000 кг | 41305 кг | 46000 кг | 75000 кг | 50000 кг | 60560 кг |
Летные характеристики: | ||||||
максимальная скорость | 535 км/ч | 455 км/ч | нет данных | 475 км/ч | нет данных | 575 км/ч |
на высоте | 5700 м | 5800 м | нет данных | 5800 м | нет данных | 9150 м |
крейсерская скорость | 480 км/ч | 320 км/ч | нет данных | 420 км/ч | 350 км/ч | 350 км/ч |
на высоте | 5700 м | 2000 м | нет данных | нет данных | нет данных | нет данных |
скороподъёмность | 2,16 м/с | 4000 метров за 21,5 минут | нет данных | 3,5 м/с | нет данных | 4,6 м/с |
максимальная дальность полета | 9000 км | 6760 км | нет данных | 8000 км | 11300 км (при 8400 кг)
15000 км (при 2000 кг) |
5230 км |
практический потолок | 7500 м | 8850 м | нет данных | 8650 м | 9000 м | 9700 м |
Вооружение: | ||||||
пулеметы | 6×MG 131 (13 мм) | 2×MG 131 (13 мм) |
1×MG 131 (13 мм) | 1×MG 131 (13 мм) |
2×MG 131 (13 мм) | 12×Browning M2 (12,7 мм) |
пушки | 6×MG 151/20 (20 мм) | 3×MG 151/20 (20 мм) | 9×MG 151/20 (20 мм) | 9×MG 151/20 (20 мм) | 4×MG 151/20 (20 мм) | 1×M2 (20 мм) |
сбрасываемая | 10000 кг | нет | управляемые авиабомбы | нет | до 8400 кг | 9000 кг |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Boeing B-29 Supertfortress
В 1944 году на вооружение ВВС армии США поступил сверхсовременный дальний бомбардировщик B-29 Supertfortress компании Boeing. Впервые этот четырехмоторный самолет поднялся в воздух 21 сентября 1942 года и постепенно заменил более ранние тяжелые бомбардировщики B-17 и B-24. «Суперкрепость» считается самым мощным боевым самолетом Второй Мировой войны, используемым в значительных количествах. Он мог нести бомбовую нагрузку до 9000 кг, имел четыре дистанционно управляемых турели и кормовую оборонительную позицию с членом экипажа. Дальность полёта, составлявшая более 5000 километров, определила основной театр военных действий B-29 – удары по целям в Японии, во время которых приходилось преодолевать большие расстояния над Тихим океаном. 6 августа 1945 года бомбардировщик B-29 Enola Gay получил печальную известность сбросом первой атомной бомбы на Хиросиму. Хотя командование немецких ВВС ожидало налеты B-29 на Германию, в боевых действиях в Европе «суперкрепости» не применялись.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Вернер Баумбах
Благодаря применению дальних бомбардировщиков Ta 400 и Me 264 восточное побережье США должно было стать уязвимым. Среди сторонников специальных операций с участием «американских бомбардировщиков» (Amerikabomber) был известный летчик-истребитель Вернер Баумбах (Werner Baumbach), который имел в виду нанесение ударов по Нью-Йорку.
источник: Herbert Ringlstetter «Typengeschichte Focke-Wulf Ta 400. Kurt Tanks »Amerika-bombor« Focke-Wulf Ta 400» «Fleugzeug classic» 2015-02, Seiten 36-41