Проект сверхзвукового самолета для подводных лодок П-10Б
В 1955 году ОКБ-49 под руководством Г.М. Бериева начало работу над проектом перспективной крылатой ракеты П-10, предназначенной для вооружения подводных лодок. В ходе этого проекта были решены несколько важнейших конструкторских задач, что позволило создать новое оружие для подводного флота. Кроме того, полученный опыт было предложено использовать при создании новой авиационной техники. На базе наработок по проекту ракеты П-10 планировалось создать гидросамолет П-10Б, который мог бы применяться для решения различных задач.
Перспективный самолет должен был иметь возможность достижения сверхзвуковых скоростей и предназначался для выполнения разных заданий, связанных с поиском целей для подлодок или с самостоятельным их уничтожением. При этом его планировалось перевозить на субмаринах, которые также должны были обеспечивать его взлет и иное обслуживание. Для транспортировки и взлета предлагалось применять оборудование, схожее с системами ракетного комплекса П-10. Кроме того, могли применяться и некоторые другие наработки по существующему проекту крылатой ракеты.
Несмотря на предложение об использовании готовых инженерных решений, перспективный гидросамолет должен был заметно отличаться от «базовой» крылатой ракеты. Иные задачи привели к формированию совершенно другого технического облика, в котором вряд ли можно было увидеть черты ракеты П-10. Тем не менее, работы над двумя новыми изделиями в течение некоторого времени велись параллельно, однако проработки нового самолета шли с заметным опозданием и продолжались даже в то время, когда опытные ракеты уже вышли на испытания.
Предполагаемый облик самолета П-10Б. Рисунок: Заболотский А., Сальников А. "Неизвестный Бериев. Гений морской авиации"
Требуемые летные характеристики предлагалось достигать при помощи необычной конструкции планера. Самолет П-10Б должен был серьезно отличаться от другой техники того времени, и даже по современными меркам он выглядел необычно. Было предложено оснастить самолет фюзеляжем большого удлинения с заостренной носовой частью. В расширяющемся носовом обтекателе должна была размещаться кабина пилота. На бортах носовой части фюзеляжа предлагалось устанавливать плоскости малого удлинения и большой стреловидности, улучшающие аэродинамику машины.
П-10Б мог получить высокорасположенное треугольное крыло, размещенное в хвостовой части фюзеляжа. Ввиду специфических требований и необходимости решения некоторых конструкторских задач самолет был построен по схеме «бесхвостка» и не имел горизонтального оперения. При этом присутствовал киль с рулем направления. Для исключения заливания двигателей водой на взлете или посадке силовую установку разместили на верхней поверхности крыла. Воздухозаборники должны были закрываться от воды передней частью крыла и фюзеляжа.
Ввиду отсутствия горизонтального управления контроль крена и тангажа должен был осуществляться при помощи элевонов, расположенных на задней кромке треугольного крыла. Управление по рысканью возлагалось на руль направления, смонтированный на киле.
Основой силовой установки самолета П-10Б должны были стать два турбореактивных двигателя. К сожалению, сведения о предлагаемом типе двигателя и его характеристиках отсутствуют. Вполне возможно, что тип двигателя не был определен авторами проекта, поскольку создание самолета остановилось на ранних этапах, еще до стадии выбора конкретных комплектующих. В состав силовой установки предлагалось ввести два твердотопливных стартовых двигателя. Они должны были подвешиваться под центропланом и обеспечивать взлет с пусковой установки подлодки-носителя. После выработки топлива ускорители могли сбрасываться, после чего полет следовало производить при помощи маршевых турбореактивных двигателей.
Ракета П-10 на подлодке проекта П611. Аналогичным образом, вероятно, предлагалось поднимать в воздух новый самолет. Фото Youroker.livejournal.com
Предложение о применении стартовых твердотопливных и маршевых турбореактивных двигателей было заимствовано из проекта крылатой ракеты П-10. Ввиду невозможности взлета с коротких направляющих ракета нуждалась в мощных стартовых двигателях, способных разогнать ее до требуемых скоростей. Перспективный самолет должен был взлетать таким же образом. Также из существующего проекта крылатой ракеты предлагалось взять несколько других идей, связанных с транспортировкой и запуском перспективного самолета.
Для перевозки машины на подлодке-носителе планировалось монтировать контейнер и пусковую установку. Размер контейнера должен был соответствовать габаритам самолета, при этом, вероятно, крыло предлагалось делать складным, чтобы машина не требовала особо крупного хранилища. Рядом с контейнером могла монтироваться рельсовая пусковая установка с короткими направляющими, пригодными для взлета с использованием ускорителей. При нахождении подлодки в подводном положении контейнер следовало закрывать герметичной крышкой.
Подробные сведения о предлагавшейся системе посадки самолета отсутствуют. По-видимому, планировалось сажать П-10Б прямо на воду, используя лыжное шасси на крыле и в носовой части фюзеляжа. Далее самолет можно было поднимать на субмарину при помощи крана или иного подобного оборудования. После этого его можно было бы заправлять и готовить к новому вылету.
Самолет П-10Б, имея соответствующие силовую установку и планер, мог бы развивать сверхзвуковую скорость и подниматься на значительные высоты. Летные данные и другие особенности машины позволили бы ей решать различные задачи. Перспективный самолет мог бы искать надводные и подводные цели, передавая данные о них подлодке-носителю с ударным вооружением. Кроме того, он мог бы нести собственное противолодочное или противокорабельное бомбовое и ракетное оружие, с помощью которого могли осуществляться атаки найденных целей без участия других подлодок или кораблей.
Взлет самолета П-10Б в представлении художника. Рисунок Youroker.livejournal.com
Любопытной особенностью нового проекта было теоретически возможное обеспечение длительной работы в удаленных районах. Самолет можно было бы поднимать в воздух только при необходимости и возвращать к носителю для заправки и начала следующего полета. За счет этого размеры и удаленность районов патрулирования П-10Б могли быть значительно увеличены с соответствующим ростом боевой эффективности.
По некоторым данным, проект сверхзвукового гидросамолета подводных лодок П-10Б стартовал не ранее 1956–57 годов, когда «базовая» крылатая ракета П-10 уже готовилась к проведению летных испытаний. Кроме того, проект не имел поддержки со стороны потенциального заказчика и разрабатывался в инициативном порядке, что ограничивало темпы выполнения работ, а также не позволяло прочить самолету большое будущее.
21 июля 1956 года состоялся первый бросковый пуск макета крылатой ракеты П-10. 11 марта следующего года стартовали испытания полноценных ракет-прототипов с полным набором оборудования, а осенью оружие нового типа стали проверять с применением подлодки-носителя. Следует напомнить, что проект П-10 ОКБ-49 Г.М. Бериева являлся конкурентом ракеты П-5, разрабатывавшейся в ОКБ-52 под руководством В.Н. Челомея. Ракета П-10 вышла на испытания немного раньше, чем П-5, но отличалась от нее рядом характерных черт. По результатам испытаний и сравнений было решено отказаться от дальнейшего развития проекта ОКБ-49 в пользу конкурирующей разработки. Ракета П-5 была принята на вооружение и в дальнейшем стала основой для нескольких новых подобных систем различного назначения.
В последний день 1957 года Совет министров СССР постановил прекратить все работы по крылатой ракете подводных лодок П-10. Это оружие сочли недостаточно совершенным и не рекомендовали к принятию на вооружение. Работы над проектом остановились. Закрытие проекта П-10 негативным образом сказалось на его «производных». В связи с прекращением работ по ракете остановилась проработка проекта сверхзвукового самолета для подводных лодок.
Пусковая установка ракеты П-10. Похожие системы могли быть созданы для нового самолета. Рисунок: Широкорад А.Б. "Огненный меч Российского флота"
Согласно имеющимся данным, к моменту прекращения работ проект П-10Б находился на ранних стадиях предварительных проработок и формирования общих особенностей облика. Из-за этого большая часть конструкторских задач не была решена и даже не формулировалась. Соответственно, требования к подлодкам-носителям не определялись, а их разработка не планировалась и не согласовывалась с потенциальным заказчиком.
Ввиду сравнительно раннего прекращения работ проект П-10Б оставил не слишком много свидетельств своего существования. Сохранились лишь несколько рисунков, изображающих эту машину и описывающих некоторые особенности ее эксплуатации, а также часть сведений о предполагавшемся облике машины. Возможно, при продолжении работ могло сохраниться больше данных, но прекращение работ по ракете П-10 не позволило продолжать создание перспективного самолета.
Пятидесятые годы были временем бурного развития реактивной авиации и эпохой самых смелых проектов. Предлагалось множество оригинальных и необычных идей, которые, по мнению их авторов, могли дать те или иные положительные результаты. Тем не менее, значительное число таких предложений никогда не реализовывалось, а порой и не рассматривалось всерьез. Одним из примеров оригинального технического предложения, которое не дошло до реализации на практике, можно считать проект сверхзвукового самолета для подводных лодок П-10Б. Этот проект не вышел из стадии предварительных проработок, но представляет большой интерес в контексте развития ракетной техники, авиации и военно-морского флота.
По материалам:
- http://mydocx.ru/
- http://mreadz.com/
- http://youroker.livejournal.com/
- Заболотский А., Сальников А. Неизвестный Бериев. Гений морской авиации. – М.: «Эксмо», «Яуза», 2009.
- Широкорад А.Б. Огненный меч Российского флота. – М.: Эксмо, 2004.
источник: http://topwar.ru/93858-proekt-sverhzvukovogo-samoleta-dlya-podvodnyh-lodok-p-10b.html