Проект самолета дальнего радиолокационного обнаружения Breguet Br 1050 AEW. Франция
Помимо проектов, требовавших минимальных переделок базовой конструкции самолета Br 1050, в конструкторском бюро компании Breguet были разработаны проекты палубных самолетов, в которых конструкция Alizé подверглась более серьезные изменения. Помимо относительно «консервативного» варианта – легкого бомбардировщика и самолёта огневой поддержки , получившего новое типовое обозначение Br 1060, инженерами компании Breguet были разработаны два более радикальных проекта: самолет дальнего радиолокационного обнаружения (Br 1050 AEW) и вариант с двухмоторной силовой установкой.
* * *
Еще в 1957 году командование ВМС Франции рассматривали возможность адаптации конструкции противолодочного самолета Alizé для дальнего обнаружения кораблей и самолетов противника. Из-за трудностей с финансированием работы по данному проекту были приостановлены, но в 1959 году проект был «перезапущен» снова.
Компания Breguet предложила два возможных варианта, каждый из которых был оснащен рекомендованным морской авиацией американским оборудованием (радар APS 20 и навигационный вычислитель AN/ASA 13):
- проект Alizé AEW с подфюзеляжным обтекателем антенны РЛС, который был явно вдохновлен специализированными «скайрейдерами» американского флота. Данное техническое решение должно было повлечь за собой изменения в конструкции шасси, механизме складывания консолей крыла (которые из-за увеличенной высоты стоек шасси стали «негабаритными») и оборудования для запуска с катапульты;
- проект Alizé AEW с надфюзеляжным обтекателем, который позволял избежать вышеуказанных изменений, но повлек за собой необходимость замены однокилевого хвостового оперения на двухкилевое, освобождая от воздействия создаваемой обтекателем спутной струи. Точные чертежи данного варианта нам, к сожалению, неизвестны.
На приведенном ниже эскизе показано, как приблизительно мог быть установлен надфюзеляжный обтекатель, но вполне возможно единый пилон мог быть заменен на несколько более тонких опорных стоек, создающих меньшее сопротивление.
Следует отметить, что два решения приводили к различиям в тактическом применении. В случае надфюзеляжного размещения обтекателя самолет мог летать ниже во время боевых вылетов по обнаружению самолетов. Вероятно, в конструкторском бюро предпочтение отдавалось второму варианту, но дальше эскизов и предварительных сводок распределения масса дело не пошло. Макет в натуральную величину также не строился. Тем не менее, в компании Breguet планировали, что в рамках разработки самолета ДРЛО будет проведено переоборудование прототипа Br 965, либо одного из предсерийных Br 1050, поскольку командование авиации ВМС вряд ли было готово пожертвовать одним из своих серийных противолодочных самолетов.
Работы по данному проекту были окончательно прекращены в начале шестидесятых годов вследствие бюджетных ограничений. Однако командование авиации ВМС продолжало интересоваться самолетами ДРЛО, и в 1962 году морской авиации был предложен самолет дальнего обнаружения на базе Dassault MD.410 Spirale. Впоследствии компании Breguet было предложено разработать специализированный двухмоторный самолет, что дало старт работам по проекту Br 123.
О характеристиках проекта самолета ДРЛО Br 1050 AEW известно немного. Предположительно заявленная в рекламной продукции максимальная масса 8200 кг является пределом, установленным французскими ВМС. Это относится к двухместному самолету, способному нести 2800 литров топлива, независимо от того, где был размещен обтекатель: выше или ниже фюзеляжа.
источник: Jean Cuny et Pierre Leyvastre «Les Avions Breguet (1940/1971)», pages 225-228