Проект пикирующего бомбардировщика ПБ-1 (ДГ-58). 1935г. СССР
Предлагаю вашему вниманию малоизвестный проект Григоровича, который можно считать первым проектом специализированного пикировщика в СССР.
ВВС СССР в 1934 году проводились опытные бомбометания с пикирования. Носителем был модифицированный истребитель И-5 вооруженный двумя 250 килограммовыми бомбами. Опыты дали хорошие результаты, тема пикировщиков была признанной перспективной.
В том же году впервые в СССР был поднят вопрос о создании специализированного пикирующего бомбардировщика, способного осуществлять бомбометание под углами до 60°. Предполагалось выдать задание на машину с мотором М-34ФРН В. Ф. Рентелю, но завод, на котором он в то время работал, от заказа отказался. Не удалась попытка привлечь к этой работе и коллектив ВВИА имени Н. Е. Жуковского.
14 июля 1935 г. Григорович, в письме заместителю начальника ГУАП СЛ. Марголину, предлагал модифицировать истребитель ИП-1 в пикирующий бомбардировщик ПБ с бомбами весом 100 кг.
В том же 1935 году, ОКБ-1 Д.П.Григоровича приступило к разработке проект одномоторного двухместного пикирующего бомбардировщика, который получил внутрифирменное название ДГ-58, по документам НКАП ПБ-1.
На его базе Григорович разрабатывал и скоростного разведчик (названия в документах: СР, Р-9, ДГ-58Р, ДГ-58бис), который должен был стать конкурентом проектам Немана (ХАИ-6), Кочеригина (СР)и Поликарпова.
Конструктивно машина являлась развитием серийного истребителя ИП-1 (ДГ-52).
В качестве двигателя планировался использовать новый мотор М-85 (лицензионный Gnome-Rhone K-14), мощностью 800 л.с.
Это должен был быть двухместный моноплан цельнометаллической конструкции. Фюзеляж — с высоко поднятым горизонтальным оперением и удлиненным назад капотом НАСА .Винт — металлический с изменяемым шагом.
В центре фюзеляжа располагалась двухместная, остекленная кабина летчика и хвостового стрелка, закрытая блистером.
Крыло имело эллиптическую форму в виде обратной “чайки”. Полки лонжеронов крыла — трубы ХМА. Нервюры — форменные из листовых профилей, стрингеры — немногочисленные,под полками нервюр. Данная конструкция получила в будущем название- “бесстрингерное крыло Григоровича”.
Клепка была везде потайная, как и в фюзеляже. Элероны и посадочные щитки — щелевые. Оперение — цельнометаллическое.
Шасси было сделано полуубираемым. Стойки полностью, а колеса выступали из центроплана наполовину своего диаметра. Гондолы. Амортизация шасси, масляно-воздушная. Уборка — гидравлическая. В пояснительной записке говорится, что при установки лыж, они будут подтягиваться вплотную к обтекателям.
Самолет планировалось оснастить мощным вооружением: 2 х 20 мм пушки ШВАК и оборонительным пулеметом ШКАС в кормовой установке.
ПБ-1 должен был нести на внешней подвеске под фюзеляжем и крылом бомбы массой до 500 кг.. Калибр бомб: 50, 100, 250, 500 кг.
ПБ-1 по расчетам должен был обладать следующими характеристиками:
ПБ-1 ДГ-58(проект) |
|
Мощность двигателя, л. с. |
800 |
Размах крыла, м |
12,5 |
Длина самолета, м |
8,8 |
Площадь крыла, м2 |
24 |
Взлетный вес, кг |
|
Вес пустого, кг |
|
Максимальная скорость на большой высоте, км/ч |
450 |
Максимальная скорость у земли, км/ч |
|
Время набора высоты 5000 м, мин |
|
Потолок, м |
9 850 |
Дальность полета, км |
1 050 |
Вооружение: |
|
пушки (калибр, мм) |
2(20) |
пулеметы (калибр, мм) |
1(7,62) |
Учитывая то обстоятельство, что Григорович тяготел к освоению новых технологий и много сил потратил на освоение совершенной гладкой обшивки в ИП-1, можно предположить, что ПБ-1 мог достичь заявленных ЛТХ.
Проект ПБ-1 с двигателем М-85 был представлен в ГУАП, 19 сентября 1935 года и был одобрен для последующей разработки как перспективный. В заключении по проекту было сказано: « В связи с ожидаемыми хорошими данными, обязать завод № 1, построить макет и запланировать изготовление опытного экземпляра машины".
Планом опытного самолетостроения на 1936—1937 годы предполагалась постройка одномоторного пикирующего бомбардировщика ПБ с мотором М-85 на заводе № 1, с максимальной скоростью 400—450 км/ч при нормальной дальности полета 800 км.
В “Отчете о состоянии опытного самолето- и моторостроения на 1 октября 1935 года” от 15 октября 1935 года, начальник 4 отдела УВС Базенков указывал, что по пикирующему бомбардировщику завода №1, “…ведется проектирования самолета. Эскизный проект представлен на рассмотрение УВС. Макет самолета построен, но еще не предъявлен…”.“…срок предъявления на госиспытания 1 марта 1936 года” ,“…ввиду того, что до настоящего времени постройка самолета не развернута, является весьма сомнительным, что завод № 1 выдержит срок предъявления на гос. испытания, стоящий в плане..”.
Постройка опытного ПБ-1 на заводе №1 всячески затягивалась по многим причинам.
Потом произошла известная реорганизация, во многом изменившая положение в авиационной промышленности. 11 мая 1936 г. последовало постановление Совета труда и обороны(СТО) о специализации авиазаводов и о прикреплении главных конструкторов к серийному производству спроектированных ими самолетов.
Летом 1936 г. ОКБ Григоровича закрыли, сам он был переведен в ГУАП, в качестве начальника морского отдела.
Группу Григоровича в количестве 25-30 конструкторов перевели с завода №1 на завод опытных конструкций (ЗОК) ЦАГИ. Так же передали и все недостроенные опытные модели самолетов, включая ПБ-1. Но ввиду специализации этого завода по разведчикам в 1937-м весь задел по самолету ПБ М-85 передали на завод №135 в Харьков. Где все и закончилось, с развитием темы ББ-2 “Иванов”, все другие незаконченные работы были закрыты.
Так и закончилась история первого советского пикирующего бомбардировщика… а проектирование СПБ Поликарповым и Ар-2 Архангельским, начались только через три года, в 1939 году…
Сравнительные ЛТХ пикирующего бомбардировщика Григоровича и других аналогов 30-х годов.
Наименование |
Григорович ПБ-1 |
Саргоni АР.1 |
Nieu-port LN140 |
Junkers Ju 87А-1 |
Ajchi D-3A-1 |
Страна |
СССР |
Италия |
Франция |
Германия |
Япония |
Год постройки |
1935 |
1935 |
1935 |
1936 |
1937-39 |
Длина, м |
8,8 |
9,80 |
9,63 |
10,8 |
10,19 |
Размах крыла, м |
12,5 |
13,01 |
14,0 |
13,71 |
14,36 |
Площадь крыла, м |
24,0 |
24,10 |
26,3 |
31,9 |
34,9 |
Масса пустого, кг |
|
1600 |
— |
2310 |
2408 |
Масса взлетная, кг |
|
2500 |
2470 |
3390 |
3650 |
Двигатель |
М-85
|
Альфа-Ромео 126 RC-34 |
Испано-Сюиза 12 |
Jumo -210 Са |
Мицубиси «Кинсей» 43 |
Мощность, л. с. |
800 |
650 |
690 |
640 |
1000 |
Максимальная скорость, км/ч |
450 |
386 |
340 |
318 |
385 |
Дальность полета, км |
1050 |
1500 |
900 |
990 |
1460 |
Потолок, м |
9850 |
8000 |
9000 |
7000 |
9300 |
Время набора высоты, м/мин. |
|
4000/8,3 |
4000/13,3 |
2000/3,6 |
3000/6,4 |
Вооружение: |
|
||||
пулеметы |
1х7,62 |
3х7,7 |
1х7,5 |
2х7,92 |
3х7,7 |
пушки |
2х20мм |
— |
1х20мм |
— |
— |
Бомбовая нагрузка, кг |
500 |
400 |
400 |
500 |
310 |
Экипаж, чел. |
2 |
1-2 |
2 |
2 |
2 |
Если бы эта история развернулась по другому, то ВВС СССР к 1937 году, мог получить на вооружение пикирующий бомбардировщик подобный немецкому Ju-87. Летный состав прошел бы обучение премудростям пикирующего бомбометания, машину и тактику обкатали бы в войсках, в военных конфликтах и кто знает какое бы влияние, это оказало бы на историю Второй мировой войны….
С уважением, Сергей Сыч
Реконструкция и рисунки: Сергей Сыч
Проекты самолетов СССР.
https://alternathistory.ru/blogs/serg
© Copyright Sergey Sych
04.12.13.
Источники:
- Шавров В.Б., История конструкций самолетов в СССР 1917-38 г.г.;
- Неизвестный Григорович.Роман ГРИГОРОВИЧ, Владимир ИВАНОВ, Самолеты мира 2000 02;
- Временная инструкция по эксплуатации самолета ИП-1—М-25. М., Воениздат,1936;
- Авиапромышленность СССР. Документы НКАП СССР 1934-37 год;
- Нкап СCCCР и ВВС КА в годы репрессий. Волков А.А.