Проект пассажирского самолета Ил-64. СССР
К концу 50-х годов на линиях Аэрофлота эксплуатировались самолеты Ли-2, Ил-12, Ил-14, с 1958 года на линии вышли самолеты Ан-24, их модификации завоевали большую популярность за свою надежность и неприхотливость в эксплуатации. В ОКБ С. В. Ильюшина проектировался самолет МВЛ — Ил-64.
3 сентября 1960 года С. В. Ильюшин подписал краткую объяснительную записку по самолету Ил-64 с двумя двигателями НК-4А. В ней было указано:
«При наличии в нашей стране большого количества аэродромов с грунтовым покрытием, сильно разрыхляю-щим-ся весной и осенью, да к тому же еще имеющих относительно малые размеры — предлагаемый самолет будет незаменим в системе ГВФ для использования его на такого рода аэродромах. Самолет Ил-64 будет взлетать и садиться не только там, где взлетает и садится Ил-14, но будет взлетать и садиться там, где не может взлетать и садиться Ил-14 и даже Ли-2.
… Самолеты должны иметь такую же высокую безопасность и такую же высокую регулярность полетов, как и самолеты магистральные. При полете в Иркутск можно переждать сутки во Внуково, все равно остается выгодно еще лететь на самолете после суток ожидания, но при полете, положим, в Курск или в Воронеж никто не будет ждать самолета.
Одно из двух: или регулярность, и тогда перевозки на коротких линиях будут массовыми, или они будут не регулярными, и тогда на их массовость рассчитывать не приходится.
Следовательно, самолеты местных линий должны быть технически современными, иметь необходимое и достаточное на своем борту оборудование, позволяющее им преодолевать при полете тяжелые метеоусловия.
Самолет Ил-64 для меня совершенно ясен, так как он слагается из хорошо изученных нами элементов и имеет схему, подобную Ил-14 и Ил-18.
…Поэтому для быстрейшего выпуска самолета Ил-64 на линии ГВФ, необходимо и целесообразно запустить его прямо в серию на одном из хороших серийных заводов.
Первая серийная машина может выйти в полет в июле 1962 года».
В приведенных почти дословно строках записки ярко показано понимание С. В. Ильюшиным двух слагаемых успеха самолета: безопасность и регулярность полетов.
ОКБ С. В. Ильюшина продолжает детально работать над проектом самолета и находит, что Ил-64 с двумя двигателями НК-4А недостаточно экономичен и 29 апреля 1961 года С. В. Ильюшин сделал новое сообщение на техническом совете предприятия о проекте Ил-64 с четырьмя турбовинтовыми двигателями ТВ2-117С ленинградского ОКБ С. П. Изотова.
Самолет предназначался для перевозки 40-52 пассажиров на дальность 1600-500 километров.
Размеры самолета были практически такими же, как и самолета Ил-14. Но отличительной особенностью самолета было поперечное сечение фюзеляжа, которое имело овальную форму шириной 2900 мм и высотой 3300 мм, при высоте пассажирской кабины 1950 мм. Этим достигалось более комфортное размещение пассажиров и обеспечение прохода между рядами пассажирских кресел, ширина которого достигла 450 мм.
Нижняя часть фюзеляжа, более просторная, чем на самолете Ил-14, использовалась для размещения багажа и грузов, освобождая тем самым пространство в пассажирской кабине.
Были разработаны несколько компоновок самолета. Экономические варианты на 48-52 пассажирских места с комфортным шагом кресел 840 мм. Вариант повышенного комфорта на 40 пассажиров с шагом кресел 1020 мм. Кроме того, был разработан вариант первого класса на 23 пассажира с двухместным и одноместным креслами в ряду, шагом кресел 1240 мм, а также административный вариант на 16 мест.
Двигатели ТВ2-117С располагались попарно в каждой из двух мотогондол. При этом каждый двигатель в спаренной установке должен работать на свой воздушный винт автономно. Винты соосные противоположного вращения. Такая схема самолета с четырьмя двигателями, размещенными в двух мотогондолах, должна обеспечить все преимущества четырехдвигательного самолета, сохраняя при этом каества самолета двухдвигательной схемы. Эта схема, по мнению разработчиков, должна обеспечить высокие аэродинамические качества самолета и простоту пилотирования, как при работе всех двигателей, так и в случае отказа какого-либо двигателя на взлете или в полете.
Проект был направлен Председателю Комиссии Президиума Совета Министров СССР по военно-промышленным вопросам Д. Ф. Устинову, а 3 мая был получен ответ:
«Ускорить подготовку предложения по самолету Ил-64».
Однако самолет не был построен, хотя были попытки передать его производство в ЧССР. ОКБ к этому времени все силы сосредоточило на выпуске межконтинентального пассажирского самолета Ил-62.
источник: Николай Таликов, Константин Удалов "ПРОЕКТ ПАССАЖИРСКОГО САМОЛЕТА ИЛ-64" КРЫЛЬЯ РОДИНЫ 8-2003