Проект основного танка «Объект 477»

1

Проект основного танка «Объект 477»
На протяжении восьмидесятых годов советская оборонная промышленность работала над созданием перспективных проектов основных танков. За несколько лет ведущие предприятия отрасли разработали ряд перспективных проектов, которые могли изменить облик бронетанковых войск. Одной из таких машин мог стать «Объект 477», разрабатывавшийся Харьковским конструкторским бюро по машиностроению. Эта организация в течение восьмидесятых годов разработала несколько проектов, которые, однако, не продвинулись дальше испытаний прототипов.

Необходимо отметить, что проект «Объект 477» создавался не с нуля. В начале восьмидесятых годов харьковские инженеры работали над проектом «Объект 490», целью которого было создание нового основного танка с применением оригинальных компоновочных решений, рядом важнейших нововведений и новым оружием. В 1983-84 годах было решено начать новый проект, в котором следовало использовать некоторые имеющиеся наработки, кроме того, планировалось внедрить новые идеи. Новый проект получил шифр «Боксер» и заводское обозначение «Объект 477».
Проект основного танка «Объект 477»


Один из последних прототипов танка «Объект 477». Башня развернута назад
В силу разных причин количество открытой информации по разработкам ХКБМ восьмидесятых годов оставляет желать лучшего. Имеющиеся сведения носят отрывочный характер и пока не позволяют составить полноценную картину. Большая часть сведений не публиковалась и, по-видимому, до сих пор остается под грифом секретности. Кроме того, возникают некоторые затруднения, связанные с особенностями реализации проектов. По имеющимся данным, харьковские конструкторы в сотрудничестве с ВНИИ Трансмаш и другими организациями вели проработку различных вариантов танка. Некоторые предложения изучались только в теории, для проверки других использовались макеты. Как следствие, имеющиеся сведения могут относиться к разным вариантам проекта, создававшимся в разные периоды, и тем самым затруднять построение общей картины.

Также возможны некоторые проблемы, связанные с обозначением проекта. На ранних стадиях «Объект 477» именовался «Боксером», но во второй половине восьмидесятых опытно-конструкторскую работу переименовали в «Молот». По некоторым данным, новое название было введено после попадания данных по «Боксеру» в руки иностранной разведки. Смена названия проекта так же может затруднять изучение его истории.

В рамках проектов «490» и «490А» (шифр «Бунтарь») рассматривались несколько вариантов вооружения перспективного танка. В случае с «Боксером» этот вопрос был решен достаточно быстро. Уже в 1984 году заказчик и разработчик приняли решение оснастить перспективную бронемашину орудием калибра 152 мм. Подобное вооружение позволяло значительно повысить огневую мощь танка, обеспечив большое преимущество перед существующей и перспективной техникой условного противника.
Проект основного танка «Объект 477»
Проекции одного из вариантов танка «Молот»
Новое вооружение с более крупными боеприпасами, а также ряд специфических требований заставил конструкторов плотно заняться изучением различных вариантов компоновки. Совместно со смежными предприятиями ХКБМ проработало несколько вариантов архитектуры танка и в 1985 году выбрало оптимальный вариант. По некоторым данным, в дальнейшем развитие проекта шло только по пути, утвержденному в 85-м, хотя все время внедрялись некоторые нововведения.

В проекте предлагалась оригинальная компоновка корпуса и ряд других решений, связанных с размещением различного оборудования. Так, рабочее место механика-водителя поместили в передней части корпуса, со сдвигом к левому борту. Рядом с водителем, у правого борта, должен был устанавливаться один из топливных баков. Позади водителя разместили отделение с местами командира и наводчика. По некоторым данным, командир и наводчик должны были работать с общим пультом, при помощи которого предлагалось осуществлять управление всеми системами. Места командира и наводчика располагались ниже уровня крыши, однако их компоновка была выполнена таким образом, чтобы обеспечить возможность использования оптических прицельных устройств.
Проект основного танка «Объект 477»
Еще один вариант танка
Позади отделения с рабочими местами экипажа расположили дополнительный отсек для хранения боекомплекта. Корма отдавалась под размещение двигателя и трансмиссии. Таким образом, танк «Боксер»/«Молот» имел оригинальную компоновку, основанную на отработанных решениях.

Над местами командира и наводчика должна была располагаться автоматизированная башня с набором агрегатов, обеспечивающих применение вооружения без прямого участия экипажа. Для нового танка был предложен оригинальный автомат заряжания. Нестандартная компоновка с вынесением всех агрегатов боевого отделения за пределы корпуса, а также большой калибр орудия не позволяли использовать автоматику заряжания, основанную на существующих решениях.

Точные сведения о конструкции автомата заряжания для танка «Объект 477» отсутствуют. По некоторым данным, предполагалось оснастить боевую машину системой с несколькими барабанами. В кормовой нише необитаемой башни должны были располагаться два барабана, закрепленные на горизонтальной оси. Между ними предусматривался еще один барабан меньшего размера. В боковых крупных барабанах должны были транспортироваться боеприпасы различных типов, а средний предназначался для передачи снарядов к орудию. Кроме того, имелись механизмы для подачи снарядов из укладки корпуса в автоматику заряжания башни.
Проект основного танка «Объект 477»
Компоновка корпуса. Хорошо видно оригинальное расположение мест экипажа
Для значительного повышения огневой мощи перспективного танка было решено использовать новое орудие калибра 152 мм. В различных источниках в контексте проекта «Боксер» упоминаются орудия ЛП-83, 2А73 и М-3. На одной установке с пушкой планировалось смонтировать один или два спаренных пулемета калибра 7,62 мм. Также мог использоваться крупнокалиберный зенитный пулемет. В некоторых источниках упоминается, что на поздних стадиях проекта предлагалось использовать оригинальную зенитную установку с автоматической пушкой калибра 23 или 30 мм. Подобное вооружение можно было бы использовать не только для поражения воздушных целей, но и для уничтожения наземных объектов со слабой защитой, для поражения которых 152-мм пушка избыточна.

Перспективный танк должен был получить т.н. танковую информационно-управляющую систему (ТИУС). Такое оборудование должно было обеспечивать связь с другими боевыми машинами, обработку поступающей информации, управление вооружением и стрельбу по обнаруженным целям. Для повышения боевых качеств в состав ТИУС предлагалось включить оптические, дневные и ночные прицелы нескольких типов.

На ранних стадиях проекта рассматривались несколько вариантов силовой установки. Танк мог получить четырех- или двухтактный дизель оппозитной или Х-образной компоновки. Также изучались перспективы газотурбинных двигателей. По некоторым данным, бронемашина должна была иметь двигатель мощностью до 1600 л.с. Это позволяло обеспечить достаточно высокую удельную мощность с хорошими показателями подвижности при боевой массе на уровне 50 тонн.
Проект основного танка «Объект 477»
Один из ходовых макетов «Молота». Останки машины хранятся в ВНИИ Техмаш
Ходовая часть должна была иметь по семь опорных катков на борт. Предлагалась торсионная подвеска с дополнительными амортизаторами на передних и задних парах катков. В передней части корпуса располагались направляющие колеса, в кормовой – ведущие. Известно, что в ходе строительства ходовых макетов и прототипов конструкция ходовой части неоднократно дорабатывалась. Также менялся состав силовой установки и трансмиссии.

Танк «Объект 477» должен был получить мощное бронирование и набор дополнительных средств, предназначенных для повышения уровня защиты. Так, в лобовой части корпуса предлагалось установить комбинированную бронепреграду с габаритом более 1 м по ходу снаряда. Также имеются сведения об усилении бортов и крыши корпуса. На сохранившейся фотографии одного из прототипов можно увидеть, что верхняя лобовая деталь корпуса оснащалась блоками динамической защиты. Похожим образом, вероятно, планировалось защитить и боковую проекцию. В некоторых источниках упоминаются работы по выбору комплекса активной защиты, который мог бы повысить живучесть бронемашины.

Проектные работы продолжались до середины десятилетия. В начале второй половины восьмидесятых началась сборка первых ходовых макетов и опытных образцов перспективного танка. В дальнейшем харьковские специалисты построили более десятка машин различного назначения. Известно о существовании четырех ходовых макетов и восьми прототипов с различным составом оборудования. Вся эта техника активно использовалась в испытаниях на различных полигонах. По-видимому, некоторые проверки этой техники велись на полигонах на территории РСФСР, в результате чего часть макетов и прототипов осталась в России и находится на хранении в различных организациях.
Проект основного танка «Объект 477»
Один из ходовых макетов «Молота». Останки машины хранятся в ВНИИ Техмаш
Первый прототип с неполным составом оборудования был построен в 1987 году. Эта машина имела полноценную силовую установку и орудие, однако не оснащалась прицельным комплексом и автоматом заряжания. К моменту строительства опытного танка работоспособные образцы этого оборудования отсутствовали. В частности, автомат заряжания нормально работал на стенде, но «отказывался» выполнять свои функции на танке. Однако это не помешало началу испытаний. Позже прототип с неполным составом оборудования показали представителям военного ведомства и представителям нескольких министерств.

В конце восьмидесятых годов появился проект «Объект 477А», отличавшийся от базового «Молота» некоторыми доработками. Насколько известно, доработанный вариант перспективного танка отличался иной конструкцией ходовой части, измененной силовой установкой и составом оборудования. Кроме того, предлагалось использовать вспомогательную силовую установку.

Как далеко продвинулись испытания прототипов «Объекта 477», неизвестно. Имеются сведения о существовании нескольких опытных образцов, которые применялись в различных испытаниях, но подробности их проверок отсутствуют. Тем не менее, известно, что проект «Боксер»/«Молот» завершился неудачей. Несмотря на внедрение нескольких новых идей и решение ряда важных вопросов, проект в существующей ситуации не имел перспектив.
Проект основного танка «Объект 477»
Один из ходовых макетов «Молота». Останки машины хранятся в ВНИИ Техмаш
Перспективный основной танк «Объект 477» разрабатывался с середины восьмидесятых годов, а испытания стартовали в конце десятилетия. К этому времени в стране начались серьезные экономические и политические проблемы, которые, среди прочего, ударили по оборонной промышленности. Дальнейшее развитие проекта не исключалось, но возможность начала полноценного строительства новых танков полностью отсутствовала.

После распада Советского Союза специалисты ХКБМ предпринимали попытки продолжить развитие перспективного проекта, однако все усилия так и не привели к ожидаемым результатам. Имеются сведения о создании обновленных проектов и даже строительстве нескольких опытных образцов. Тем не менее, бывшие советские республики переживали не самый лучший период в своей истории, и экономическое положение не позволяло им заниматься проектами перспективной бронетехники.

На протяжении последних лет неоднократно упоминалась возможность продолжения работ по «Молоту» или проектам, ставшим его развитием. Тем не менее, независимая Украина не имеет возможности реализовать подобные планы. В создании новой бронетехники принимали участие предприятия всего СССР, что позволяло решать все возникающие задачи и выпускать современные боевые машины. Распад Советского Союза привел к обрыву производственных связей, что серьезно ограничило возможности украинских предприятий. Последние события политического и экономического характера полностью лишают страну возможности разработки современных танков. По-видимому, все смелые и необычные проекты ХКБМ, разработанные с начала восьмидесятых годов, так и останутся на бумаге.

источник — https://topwar.ru/86184-proekt-osnovnogo-tanka-obekt-477.html

KommYHNcT
Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account