Проект многоцелевого учебного самолета Boulton Paul P.119. Великобритания
Небольшая, но интересная винтажная статья 1951 года, которая, думаю, заинтересует коллег.
РЕАКТИВНЫЙ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЙ САМОЛЕТ ДЛЯ ПЕРЕУЧИВАНИЯ С ОДНИХ ТИПОВ САМОЛЕТОВ НА ДРУГИЕ
Проектируемый учебный самолет Boulton Paul P.119: Расположение сидений бок о бок и двигатель Derwent
Недавно сделанное заявление компании Boulton Paul раскрывает существование разработанного по собственной инициативе компании проекта реактивного учебного самолета, который известен под обозначением P.119 и который представлен в виде искусно сделанного макета. Есть основания полагать, что это будет наиболее универсальный самолет, способный даже выполнять задачи самолета-истребителя, хотя в первую очередь предназначен для учебных задач. В качестве силовой установки используется один двигатель Derwent; в качестве альтернативы можно установить Nene, что значительно повысит летные характеристики. С двигателем Derwent продолжительность полета на высоте 30000 футов (9144 м) при нормальном запасе топлива и с учетом рулежки, взлета, набора высоты и посадки составляет 1 час 45 минут. Нормальная рабочая скорость будет в районе 400 миль в час (644 км/ч).
Из сопровождающих статью фотографий макета видно, что несмотря на широкую кабину, необходимую для размещения сидений бок о бок, самолет имеет исключительно чистые линии. Законцовки поверхностей консолей крыла и хвостового оперения прямые, а сами консоли и оперение имеют умеренную стреловидность. Производители ожидают, что маневренность будет очень высокой – по сути, выше, чем у стандартных фронтовых истребителей.
Оба пилота имеют прекрасный обзор, их кабина герметизирована, оснащена системой обогрева и оборудована сбрасываемым фонарем и катапультируемые кресла. Возможны одновременное и индивидуальное катапультирование членов экипажа. Элементы защиты при аварийной посадке находятся непосредственно за кабиной экипажа. Органы управления самолетом и двигателем продублированы, и для полетов по приборам предусмотрены экраны желтого и голубого цветов.
В дополнение к относительно простой работе по переоборудованию самолета в реактивный истребитель, которая включает в себя углубленное обучение дневным и ночным полетам, предусмотрено несколько видов специальной подготовки, которые включают в себя обучение стрельбе, штурманская подготовка, обучение бомбометанию и нанесению ракетных ударов. С учетом возможности выполнения второстепенных истребительных задач и полицейских функций предусмотрены две 20-мм пушки и пилоны для подвески бомб и реактивных снарядов.
Также предусматривается морская версия P.119, в которой вместо неразъемных консолей крыла наземной версии, каждая из которых крепится к фюзеляжу при помощи четырех штифтов, используются консоли, которые складываются примерно на половине из размаха. Предусмотрены как ручное складывание консолей крыла, так и с использованием механического привода.
Для работы основных посадочных устройств – шасси с носовой стойкой (включая рычажную подвеску стоек и амортизирующую способность стоек, способную обеспечить посадку с вертикальной скоростью 14 футов в секунду [4,27 м/с]), закрылков, аэродинамических тормозов и колесных тормозов – выбран пневматический привод.
Компания Boulton Paul продемонстрировала свое мастерство в создании простых и экономичных конструкций, которые легко обслуживать, поддерживать в работоспособном состоянии и ремонтировать, и эти качества, необходимые для успешного учебного самолета, можно найти в проекте P.119. В самолете используется конструкция из легких сплавов с работающей обшивкой, и панели в нижней части фюзеляжа, которые могут быть повреждены при аварийной посадке, специально разработаны для обеспечения простоты замены.
На макете, представленном на сопровождающих статью фотографиях, изображен двигатель Rolls-Royce Derwent, и конструкция задней части фюзеляжа такова, что заменить двигатель Derwent на двигатель Nene можно с минимальными проблемами. Топливные баки расположены в центре фюзеляжа между каналами воздухозаборников; данное расположение имеет то преимущество, что изменение положения центра тяжести при полных и пустых баках сводится к минимуму. Боковые воздухозаборники не выступают за контур фюзеляжа, и в камеру статического давления воздух поступает через два воздуховода. Место размещения турбины таково, что требуется очень короткое реактивное сопло.
Следует отметить, что турбореактивный двигатель крепится к передней части фюзеляжа на линии непосредственно позади креплений заднего лонжерона крыла. Хвостовая часть самолета, включая зализы корневых частей крыла, могут быть сняты с помощью опоры, делая двигатель полностью доступным для осмотра, капитального ремонта или замены. Было подсчитано, что силовая установка может быть заменена в течение часа. Высказывается предположение, что выбор и использование альтернативных вариантов силовой установки дает преимущество с точки зрения наземного персонала и позволяет расширить сферу подготовки курсантов.
Данные учебного самолета Boulton Paul P.119
Размах крыла 38 футов 9 дюймов (11,81 м)
Длина 42 фута 5 дюймов (12,93 м)
Высота 12 футов 3 дюйма (3,73 м)
Площадь крыла 298,5 кв. футов (27,73 м²)
Общая масса 9650 фунтов (4377 кг)
Derwent | Nene | |
Максимальная скорость | 475 миль в час (764 км/ч) | 555 миль в час (893 км/ч) |
на высоте | 22500 футов (6858 м) | 10000 футов (3048 м) |
Максимальная крейсерская скорость | 430 миль в час (692 км/ч) | 525 миль в час (845 км/ч) |
на высоте | 25000 футов (7620 м) | 15000 футов (4572 м) |
Время набора высоты 20000 футов (6096 м) | 7,5 минут | 4,5 минут |
Время набора высоты 30000 футов (9144 м) | 14 минут | 8 минут |
Практический потолок | 41000 футов (12497 м) | 50000 футов (15240 м) |
источник: «JET-CONVERSION TRAINER» «FLIGHT» 31 August 1951, стр.244, 245