Проект многоцелевого истребителя Novi Avion. Югославия

12

Проект многоцелевого истребителя Novi Avion. Югославия

Винтажная статья из второго выпуска журнала «Aerosvet International» (выпуск 1985 года), которая, думаю, заинтересует читателей и коллег.

Содержание:

Предисловие редакции: Югославия намерена построить многоцелевой одномоторный сверхзвуковой боевой самолет при иностранной технической поддержке и возможном сотрудничестве. Ожидается продажа части выпущенных самолетов на мировом рынке.

Югославские авиационная наука и авиастроительная промышленность готовятся к преодолению звукового барьера. Несмотря на пока еще непреодоленный экономический кризис был дан старт проекту многоцелевого одномоторного сверхзвукового боевого самолета. Поддержку проекту уже оказало федеральное правительство, в частности его премьер-министр Анте Маркович, который сказал, что он

«…убежден, что программы развития авиации служат развитию всей страны.»

Фактически работа над проектом многоцелевого сверхзвукового боевого самолета стартовала несколько лет назад по решению государственного и военного руководства страны. Эскизный проект был выполнен при содействии наиболее известных европейских компаний, которым также было предложено представить свои предложения по технологическому сопровождению. Между тем, экономические и социальные проблемы замедлили этап программы, который следовал за первоначальным, т.е. разработка базовой конструкции, но, тем не менее, работа полностью не прекратилась. Институт военно-воздушных сил, являющийся основным исполнителем проекта, параллельно выполнил 52 различных научно-исследовательских задания, закупил и установил оборудование для ряда лабораторий и обучил своих специалистов справляться с любыми научными и технологическими задачами, с которыми они в будущем могут столкнуться при создании югославского сверхзвукового самолета.

Novi Avion (Новый самолет)

Основные требования, предъявляемые к конструкторам Novi Avion – такое обозначение получил разрабатываемый боевой самолет – состояли в том, чтобы в полной мере противостоять мировым конкурентам в своем классе, то есть представлять собой самый современный истребитель на момент его ввода в эксплуатацию. Генерал-майор Саво Пустиня (Savo Pustinja), магистр наук и директор института ВВС, отмечает, что опыт и достижения ведущих мировых компаний уже изучены отмечает, что опыт и достижения ведущих мировых компаний уже изучены применения самолетов в действиях; Генерал Пустиня подчеркивает, что:

«Боевые самолеты, которые будут эксплуатироваться в первом десятилетии следующего века, должны иметь тяговооруженность не менее 1:1; диапазон скоростей на высоте 6000 метров при перегрузке 4g – М = 1,4…1,6; максимальную скорость не менее М = 1,1 на уровне моря и М = 1,8 на высоте 11000 метров; мгновенную угловую скорость разворота на высоте 3000 метров 24 °/с; установившуюся угловую скорость разворота на той же высоте – от 13 до 15 °/с; диаметр мгновенного разворота на малых скорости и высоте – от 500 до 600 метров; ускорение на высоте 3000 метров и скорости М = 0,7 – примерно 4g и торможение при скорости М = 0,9 – примерно 0,5g.»

Генерал Пустиня добавляет:

«Во всем мире все новые программы разработки новых боевых самолетов основной упор делают на их многофункциональности при символических изменениях в конфигурации. К такому выводу можно прийти, основываясь на современной конфигурации «утка», которой обладают французский Rafale, европейский EFA, шведский Grippen и другие многоцелевые самолеты, которые вскоре будут введены в эксплуатацию. Для удовлетворения требований к многоцелевому применению применяется трехрежимное крыло, обеспечивающее высокую эффективность по дозвуковых, околозвуковых и сверхзвуковых скоростях и тесно интегрированное с ПГО, многоцелевые двигатель, прицельно-навигационная система и радар, высокие характеристики которых повышают общее качество системы. В отличие от современных боевых самолетов, которые могут достигать высокой эффективности на сверхзвуковых скоростях, но относительно слабы на дозвуковых скоростях, многоцелевые самолеты следующего поколения будут отличаться высокими коэффициентами эффективности во всех диапазонах скоростей. Это обеспечивается за счет применения трехрежимного крыла с переменной стреловидностью передней кромки с тесно интегрированным ПГО. Нет необходимости упоминать, что композитные материалы приведут к настоящей революции в производстве фюзеляжей самолетов, а новые открытия в области электроники, оптоэлектроники и вычислительной техники приведут к новым взаимосвязям в интерфейсе пилот-самолет-окружающая среда.»

схема проекта многоцелевого истребителя Novi Avion

схема проекта многоцелевого истребителя Novi Avion

Ожидается, что перспективный югославский многоцелевой боевой самолет будет обладать теми свойствами, которые будут характерны для самых современных самолетов всего остального мира. В этой связи командующий югославскими военно-воздушными силами и противовоздушной обороной генерал-полковник Антон Тус (Anton Tus) специально для журнала «Aerosvet International» отметил:

«Изучив все аспекты данного проекта, мы решили создать многоцелевой одномоторный сверхзвуковой боевой самолет, характеристики которого должны соответствовать нашей доктрине применения ВВС и ПВО, то есть оперативным и тактическим требованиям и условиям нашего региона. В одно и то же время он будет истребителем, истребителем-бомбардировщиком, самолетом-разведчиком, оптимально оснащенный для выполнения разносторонних задач: нанесение ударов по наземным и морским целям, а также для ведения воздушного боя и разведки. Самолет будет обладать высокой маневренностью и высокой скоростью преодоления зоны ПВО, и значительная часть его конструкции будет изготовлена из композитов.»

командующий ВВС и ПВО СФРЮ генерал-полковник Антон Тус

командующий ВВС и ПВО СФРЮ генерал-полковник Антон Тус

По словам генерала Туса, Югославия разработает для Novi Avion оборудование радиоэлектронного противодействия (РЭП) и оборудование для борьбы с системами РЭП, эффективность которых будет обеспечиваться многоцелевым радаром и прицельно-навигационной системой.

Он будет относиться к категории легких боевых самолетов, крейсерская скорость которых на малой высоте будет примерно равна скорости звука, тогда как его максимальная скорость будет близка к двум Махам.

Решительность Югославии в отношении самостоятельной разработки такого сложного проекта генерал Тус объяснил необходимостью более быстрого и опережающего развития экономики страны и возможностями югославской авиастроительной промышленности реализовать такой проект. Он подчеркнул, что:

«Югославия имеет богатые традиции в области аэронавтики. К настоящему времени в нашей стране были разработаны как в экспериментальных, так и оперативных целей около двухсот типов различных самолетов и изготовила в общей сложности 4700 самолетов. С одной стороны, эти цифры говорят об огромном опыте поколений югославских авиаконструкторов, а с другой стороны являются гарантией успеха будущего проекта. Я хотел бы подчеркнуть, что этот самолет будет самым сложным конечным результатом усилий наших собственных научных и промышленных ресурсов и, следовательно, представляет собой потенциальный генератор и интегратор технологического развития. Здесь речь идет о примерно 180 новых технологиях и материалах, которые в скором времени будут переданы из авиастроительной промышленности в другие отрасли.»

Технологическая поддержка и сотрудничество с зарубежными партнерами

Нам еще предстоит решить вопрос технологического обеспечения, а также возможного сотрудничества с зарубежными партнерами. В разработке находятся несколько вариантов технологического сотрудничества с самыми известными мировыми компаниями и довольно скоро будет принято решение о выборе фактического партнера. Это потребует серьезных усилий – выбрать материалы, двигатель, радар, бортовое оборудование и т.д. и при этом позаботиться о том, чтобы они соответствовали самым современным критериям. Некоторым странам также предлагаются соглашения о сотрудничестве для облегчения финансирования как на стадии проектирования, так и на стадии создания прототипа, а также на этапе серийного производства и продвижении самолета на мировом рынке.

Генерал Тус также подчеркнул финансовый аспект югославского проекта создания сверхзвукового самолета, заявив, что:

«В течение следующих 10 лет стоимость программы разработки самолета составит от 150 до 200 миллионов долларов в год. Значимость и стоимость проекта диктуют его перерастание из военной в общеюгославскую программу. Югославский сверхзвуковой самолет получил наибольший приоритет по сравнению с другими программами Югославской народной армии, и, следовательно, он будет частично финансироваться за счет бюджетных средств, выделяемых на НИОКР и техническую модернизацию, в то время как часть необходимой финансовой поддержки будет оказана за счет ресурсов производственных предприятий и учреждений, участвующих в проекте, а также из средств, направляемых на технологическое развитие страны. Авиационная промышленность, столкнувшаяся со стагнацией в последние несколько лет, ожидает перспективы продажи учебно-боевого самолета Supergaleb G-4, что позволит ей консолидироваться и подготовиться к внедрению самых передовых технологий в производство югославских сверхзвуковых самолетов.»

Югославия также рассчитывает на то, что продажу самолетов Novi Avion на мировом авиационном рынке. Ожидается, что к моменту запуска истребителя в производство, запланированного на конец этого века, мировые потребности в легком одномоторном многоцелевом сверхзвуковом боевом самолете будут находиться в пределах от 400 до 600 машин. В настоящий момент почти все самолеты последнего поколения имеют большие размеры по сравнению с югославскими боевыми самолетами, а их цена почти в два раза выше. Реалистично предположить, что югославский сверхзвуковой самолет не только будет представлять интерес для многих малых и средних стран, но также сможет привлечь внимание и крупных стран.

модель проекта многоцелевого истребителя Novi Avion

модель проекта многоцелевого истребителя Novi Avion

модель проекта многоцелевого истребителя Novi Avion

модель проекта многоцелевого истребителя Novi Avion

модель проекта многоцелевого истребителя Novi Avion

модель проекта многоцелевого истребителя Novi Avion

модель проекта многоцелевого истребителя Novi Avion

модель проекта многоцелевого истребителя Novi Avion

В заключение позвольте процитировать резюме генерала Туса:

«Решимость создать одномоторный боевой самолет демонстрирует способность страны успешно преодолеть кризис и позволить нашей авиастроительной промышленности сравняться с развитыми странами в темпах, которые она удерживала в течение многих лет.»

источник: Radoljub Matovič «Yugoslav combat aircraft» «Aerosvet International» 1985, Issue 2, pages 12-13

перевод впервые опубликован – https://vk.com/@710541705-proekt-mnogocelevogo-istrebitelya-novi-avion-ugoslaviya

Подписаться
Уведомить о
guest

9 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account